Всего лишь статистический показатель

Всего лишь статистический показатель

Аркадий Соловьев, профессор Российской академии госслужбы при президенте РФ:

— Коэффициент замещения — это элемент актуарной статистики, и применение его в политических целях или каких-то социальных программах должно быть строго регламентировано. Сам этот показатель характеризует отношение средней пенсии к среднему заработку, то есть отражает ситуацию в пенсионной системе весьма приблизительно.

Во-первых, пенсии в нашей стране неоднородны как по видам, так и по размерам. Существуют социальные пенсии, пенсии по потере кормильца, которые используются при расчете средней пенсии и которые значительно ниже средних. Но есть и пенсии государственным служащим, пенсии участникам войны и ветеранам, которые существенно выше. Во-вторых, среднюю заработную плату у нас получают всего 5 процентов населения. 85 процентов «сидит» ниже средней заработной платы, а только 10 процентов — выше. То есть фактически средней зарплаты тоже не существует.

К примеру, средний коэффициент замещения у нас снижается, но есть регионы, где он доходит чуть ли не до 50 процентов, — это Калмыкия, Дагестан, Пензенская и Ивановская области, Алтайский край. А если мы возьмем дифференциацию по отраслям, то коэффициент будет «зашкаливать» во всех слаборазвитых отраслях. Но происходит это не потому, что пенсии в данном случае высоки, а потому, что низок уровень зарплат. Таким образом, коэффициент замещения имеет смысл только в том случае, если он индивидуализирован. Сам же по себе факт, что до пенсионной реформы 2002 года коэффициент замещения по стране был 36 процентов, а теперь составляет 26 процентов, не говорит о том, что пенсионная система стала хуже.

Другое дело, что перед нами возникает вопрос: как в таком случае вообще оценивать развитие пенсионной системы? Для страховой пенсионной системы самым главным показателем является финансовая обеспеченность этой системы. Именно эта задача справедливо поставлена в президентском Бюджетном послании: обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Только после этого следует ставить вопрос о повышении взятых ранее государственных пенсионных обязательств и об их увязке с заработком, прожиточным минимумом либо каким-нибудь иным социальным ориентиром. Долгосрочная актуарная сбалансированность пенсионной системы — то есть соотношение средств, которые будут в нее поступать, со средствами, которые будут уходить на выплаты, — должны быть высчитана на десятилетия вперед. Но помимо собственной актуарной сбалансированности все равно необходима государственная гарантия — «страховка», или резерв на покрытие страхового риска пенсионной системы, но не 50–60 процентов всех выплат, как это оценивается экспертами в недалеком будущем, а не более 2–4 процентов.

Еще один признак развития пенсионной системы — демографическая нагрузка, а точнее, соотношения занятого населения и пенсионеров. Наша страна относится, как и многие страны, к государствам с высокой долей людей пожилого возраста.

Следующий показатель — доля расходов на пенсионное обеспечение в структуре ВВП. У нас эта цифра порядка 6 процентов, в развитых странах — более 10 процентов. Этот показатель является производным от размера страховых взносов, то есть от размера страхового тарифа. У нас страховой тариф самый низкий из существующих в развитых странах. В Италии он 33 процента, в Финляндии — дифференцированный от 25 до 39 процентов, в Германии — 22 процента, у нас же — 8 процентов. При этом накопительная, то есть рисковая, и страховая части у нас соотносятся как 3:4, тогда как в развитых странах это соотношение порядка 1:10.

Это не значит, что страховой тариф должен быть большим. Тариф должен быть ровно такой, который обеспечивал бы нормальный уровень жизни пенсионеров, при этом важно, чтобы уровень зарплаты был не минимальным, иначе даже тариф в 1000 процентов не даст ничего. Если мы хотим, чтобы у нас был достойный уровень жизни пенсионеров — возьмем даже условный коэффициент замещения в 40 процентов, то страховой тариф должен быть 30 процентов, но при условии, что стаж в 40 лет будет вырабатываться полностью.

Поэтому для решения главной задачи государству необходимо обеспечить воздействие14на все факторы и контролировать все показатели, а не только коэффициент замещения.

Эксперт, 14 июля 2008

http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/28/vsego_lish_pokazatel/

15.07.2008

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.