В.М.Бончик Актуарное оценивание НПФ: опыт и предложения
Журнал "Пенсионные фонды и инвестиции" N 3
Актуарное оценивание НПФ: опыт и предложения
Владлен
БОНЧИК
Кандидат
технических наук, член Коллегии пенсионных актуариев,начальник
Управления информационных технологий НПФ электроэнергетики
Основы действующей методики актуарного оценивания НПФ заложены рабочей группой при Инспекции НПФ в 1997-98 годах (1). В настоящее время действует приказ Инспекции НПФ, утверждающий в качестве методических приложений структуру и краткое содержание актуарного отчета и актуарного заключения, актуарные определения и актуарную классификацию (2). За прошедшие пять лет появился опыт актуарного оценивания. Он позволяет достаточно достоверно оценивать устойчивость фонда и возможность выполнения им своих обязательств. Но необходимо двигаться дальше, создавать более тонкие инструменты для актуарного оценивания НПФ.
Актуарные пассивы согласно существующей методике2 оцениваются по следующим четырем пунктам: пенсионные обязательства, кредиторская задолженность и нераспределенная прибыль, страховой резерв, оплаченный фонд для обеспечения уставной деятельности (ОУД).
Проведение оценивания по первому и второму пунктам не вызывает сомнения, так как это действительно обязательства НПФ перед вкладчиками, участниками и кредиторами. А вот включение в раздел актуарных пассивов страхового резерва и оплаченного фонда для ОУД хотелось бы обсудить. Логика ясна: оценивается, достаточно ли средств в инвестиционном портфеле фонда для покрытия актуарных пассивов, в том числе фактически имеющихся на момент оценивания страхового резерва и оплаченного фонда для ОУД. Тем не менее, целесообразно было бы доработать содержание третьего и четвертого пунктов, включив в них те расчетные величины страхового резерва и резерва на ОУД, которые действительно необходимы для обеспечения выполнения обязательств фонда.
Так, с точки зрения международных стандартов фонд обязан показать, что источников средств на обеспечение уставной деятельности достаточно для покрытия будущих расходов. Чтобы определить эту величину моделируется процесс деятельности фонда при разных сценариях. Необходимый резерв на будущие расходы в общем случае равен современной стоимости всех будущих расходов на ОУД за вычетом современной стоимости всех будущих доходов на ОУД в течение оставшегося срока выполнения обязательств. В частности, для пенсионеров, получающих пожизненные пенсии, расчет производится на период оставшейся жизни участников. В соответствии с международными требованиями целесообразно необходимый резерв на будущие расходы включить в обязательства фонда. Действительно, для выполнения пенсионных обязательств перед пенсионерами фонду необходимо в течение многих лет иметь не только соответствующие средства пенсионного резерва в инвестиционном портфеле, но и средства на обслуживание их счетов в базе данных и выплату пенсий. Это влечет за собой затраты на содержание квалифицированного персонала, надежной компьютерной техники и т. д. Значит, для правильного понимания финансового положения фонда следует проводить вычисление необходимого резерва на будущие расходы, включив его в актуарные пассивы.
Вопрос о включении страхового резерва в актуарные пассивы является довольно спорным и вызывает дискуссии среди актуариев и специалистов НПФ. Актуарные пассивы по пунктам один, два и четыре (с предложенной модификацией по расчету необходимых средств на ОУД) – это действительно обязательства фонда. А страховой резерв – средство для их выполнения. Смысл его включения в актуарные пассивы только один: определить достаточно ли актуарных активов для покрытия заявленного страхового резерва. Если недостаточно, это еще не значит, что финансовое положение фонда неустойчиво. Просто фонд мог завысить свой страховой резерв - причем именно в целях повышения своей финансовой устойчивости. Под необходимым размером страхового резерва можно понимать как его нормативный размер в соответствии с требованиями Инспекции, так и расчетный размер для покрытия рисков фонда. В дальнейшем было бы целесообразным разработать методику формирования необходимого страхового резерва (по аналогии с необходимым резервом на ОУД), увязав его с нормативными значениями.
При оценке актуарных активов также необходимо рассматривать различные сценарии развития фонда. Могут существовать обстоятельства, при которых оценку следует проводить по балансовой стоимости, по рыночной стоимости или по стоимости дисконтированного потока платежей для разных видов активов из инвестиционного портфеля. Как правило, целесообразно использовать комбинацию этих подходов. Метод оценивания выбирается в зависимости от величины и срочности обязательств (по выплатам, по выкупным суммам, по расходам при ликвидации фонда и т. д.). Например, государственные облигации оцениваются как на основе рыночных котировок, так и на основе дисконтированного к дате оценивания потока будущих платежей (купонного дохода по всем будущим купонам и номинала облигации). Дисконтирование осуществляется на основе актуарной доходности, принятой в актуарных предположениях.
Итак, чтобы оценить устойчивость фонда, необходимо рассматривать различные сценарии его деятельности. При этом необходимо учесть различные предположения о дальнейшей деятельности фонда (прекращение поступления взносов и закрытие фонда для новых участников, ликвидация фонда, продолжение нормальной работы). В любом варианте у фонда должно быть достаточно средств, чтобы выполнить все свои обязательства.
Для различных сценариев развития фонда необходимо по-разному оценивать обязательства и активы фонда, его текущее состояние, а также по-разному составлять актуарный баланс и выдавать рекомендации. Модели и методики расчета актуарных активов и пассивов должны быть согласованы.
Рассмотрим возможные основные сценарии развития фонда и соответствующие подходы к оцениванию его актуарных активов и пассивов.
Предположение о закрытии фонда для новых участников
Не открываются новые счета, не поступают пенсионные и целевые взносы. Основная задача фонда состоит в выполнении принятых обязательств перед имеющимися участниками. В конечном счете, это означает обеспечение пенсионных выплат до смерти последнего участника, получающего пожизненную пенсию. Единственным источником пополнения пенсионных резервов является инвестиционный доход. Резерв на будущие расходы на ОУД равен дисконтированной текущей стоимости этих расходов в течение оставшейся жизни имеющихся пожизненных пенсионеров. Для участников, получающих срочные пенсии или пенсии до исчерпания счета, необходимый резерв рассчитывается на фиксированное количество оставшихся лет получения пенсии.
Наиболее вероятно, что величина необходимого резерва на будущие расходы на ОУД в этом варианте максимальна.
Предположение о ликвидации фонда
Ликвидация фонда занимает относительно короткий период времени. При этом сценарии, как правило, отсутствуют пенсионные взносы и взносы на ОУД, инвестиционный доход также равен нулю. Резерв на будущие расходы в этом случае должен покрывать расходы на возврат или перевод остатков на счетах участников и обязательств перед пенсионерами в другой пенсионный фонд.
Пенсионные обязательства сводятся к выплате выкупных сумм. Актуарные активы оцениваются по реальной рыночной стоимости на момент оценки.
В определенной степени такой сценарий предусмотрен существующей методикой актуарного оценивания при оценке ликвидности, но этот раздел должен быть расширен.
Предположение о продолжении работы фонда
Это вариант нормальной работы фонда. Поступают пенсионные взносы и взносы на ОУД, фонд получает инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов и средств на ОУД. Предполагается, что НПФ может покрыть свои расходы на ОУД из части инвестиционного дохода от размещения пенсионных резервов. Резерв на будущие расходы в этом случае равен современной стоимости всех будущих расходов за вычетом современной стоимости дохода. Для проведения конкретных расчетов необходимы предположения о количестве участников фонда в течение длительного периода, о величине активов, о величине инвестиционного дохода и т. д. Наиболее вероятно, что величина резерва на будущие расходы в этом варианте минимальна.
Пенсионные обязательства равны современной стоимости пенсионных выплат в течение всего срока по каждому договору, в том числе и пожизненно. Актуарные активы равны современной стоимости потока будущих поступлений (для активов, у которых известны даты и сроки платежей: облигации, векселя и т. д.). Нет смысла оценивать рыночную стоимость в этом сценарии, так как она может зависеть от краткосрочной ситуации на финансовых рынках и не будет отражать современную стоимость будущих поступлений.
По каждому из сценариев должны быть сделаны соответствующие выводы.
Высказанные предложения о сценариях базируются, в основном, на зарубежном опыте и почерпнуты из общения с английскими актуариями. Вместе с тем эти идеи прошли в течение нескольких лет осмысление и апробацию как при реальном актуарном оценивании российских НПФ, так и при обсуждениях со специалистами. В частности, некоторые положения автором были доложены в виде сообщения на семинаре Коллегии пенсионных актуариев, опубликованы на сайте Лаборатории пенсионной реформы в Интернете.
Для расчета сценариев необходима математическая модель развития НПФ. Она включает в себя блоки моделирования динамики развития фонда в течение многих лет. При моделировании динамики пенсионных активов фонда рассматривается начисление инвестиционного дохода, выплаты с учетом количества пенсионных счетов и размера средней пенсии, возможное поступление пенсионных взносов. Динамика расходов на ОУД рассматривается в зависимости от стоимости обслуживания одного счета и от обязательств по ведению каждой группы счетов: пожизненные пенсии, в течение ряда лет и т. д. В зависимости от сценария стоимость обслуживания счета при моделировании варьируется. Так, в сценарии закрытия фонда для новых участников расходы фонда меньше, чем при нормальной деятельности за счет уменьшения средств на развитие фонда, на открытие новых счетов и др. Динамика доходов на ОУД зависит от инвестирования средств на ОУД, части (15%) инвестиционного дохода на средства пенсионного резерва, от поступления возможных целевых взносов.
Если при актуарном оценивании НПФ, продолжающего нормальную работу, выявилась недостаточность средств на ОУД с точки зрения обеспечения необходимого резерва на будущие расходы, должны быть предложены мероприятия по устранению возможного дефицита. Можно рекомендовать включить в типовые мероприятия следующие положения:
- Собрать дополнительные взносы для увеличения средств фонда на ОУД. Было бы разумнее привязать средства, которые могут быть использованы для покрытия расходов на ОУД к сумме активов или взносов (а не к инвестиционному доходу). Например, пенсионные фонды Великобритании обычно взимают на расходы от 2% до 5% взносов и от 0,5% до 1,5% активов. В качестве темы для дискуссии можно рассмотреть вопрос о законодательном закреплении такого подхода.
- Увеличить совокупный вклад учредителей.
- Увеличить пенсионные резервы. При этом возрастет доход от размещения пенсионных резервов и, соответственно, отчисления на ОУД.
Эти рекомендации выглядят совершенно естественно, однако пользу они принесут в том случае, если актуарий по каждому предлагаемому мероприятию даст конкретные численные оценки.
Как показал опыт, при актуарном оценивании целесообразно рассматривать ряд дополнительных факторов, влияющих на устойчивость фонда.
Проверка исходных данных на правдоподобие.
При проверке зачастую выявляются явные ошибки, связанные с годом рождения, полом участников и т. д. Необходимо определить, достаточно ли представленных данных для проведения достоверного актуарного оценивания, установить степень влияния ошибок на результат оценивания.
Анализ действующих методик фонда по расчету обязательств, взносов, пенсий.
Имеются случаи серьезных методических ошибок, приводящих к актуарному дефициту (например, из-за неверного расчета сумм фондирования пенсий, завышения обязательств при индексации пенсий).
Оценка степени фондируемости назначенных пенсий (по договорам и фактически).
Это особенно важно для пожизненных пенсий. Целесообразно провести сравнение современной стоимости пожизненных пенсий с солидарным счетом пожизненных пенсий. Необходимо определить, достаточно ли средств на солидарном счете пожизненных пенсий для покрытия современной стоимости обязательств по назначенным пожизненным пенсиям. При этом можно оценить средние обязательства на одного пенсионера (или средний остаток на счете пенсионера). Сравнив его со средней пенсией, можно установить, на сколько месяцев (лет) хватит средств на счетах для выплат пенсий по обязательствам. Если полученная величина составляет один – два месяца, то, скорее всего, применяется пенсия "с колес", что снижает финансовую устойчивость фонда.
Оценка стоимости обслуживания одного пенсионного счета.
Как мы уже говорили выше, этот показатель влияет на расчет необходимого резерва на ОУД. Можно провести оценку годовых расходов фонда на ведение уставной деятельности по отношению к суммарным активам и анализ полученных результатов (изменение этого показателя по годам, сравнение с международными нормами и т. д.). В дальнейшем целесообразно установить определенные нормативы, которые будут являться для актуария критерием оценки.
Оценка размера пенсионных выплат (средняя, максимальная и минимальная пенсия).
Желательно определить, имеются ли пенсии меньше допустимого минимума. Размер средней пенсии может быть использован, как показано выше, при оценке финансовой устойчивости фонда и при моделировании динамики пенсионных резервов.
Согласование потоков платежей и выплат на текущий год.
Производится сравнение ожидаемых выплат пенсий и выкупных сумм в текущем году с их возможным покрытием за счет поступлений пенсионных взносов, инвестиционного дохода (например, купонного дохода по облигациям), реализации высоко ликвидной части инвестиционного портфеля. Подобный важный раздел актуарного отчета предусматривался первыми организационно-методическими указаниями 1998 года1, и, безусловно, он должен быть отражен в действующей методике актуарного оценивания.
Одним из наиболее важных моментов является выбор актуарных предположений. Можно дать некоторые практические советы по выбору таблицы смертности и актуарной доходности.
Рекомендуется принять консервативный подход при выборе таблицы смертности. В основу актуарных расчетов желательно положить таблицу смертности и средней продолжительности жизни по России за год, характеристики которого достаточно благоприятны. Так, из совокупности таблиц смертности за 1996-1999 годы целесообразно выбрать таблицу за 1998 год по критерию максимальных вероятностей дожития для обеспечения финансовой устойчивости.
При оценивании корпоративного фонда следует учесть, что смертность среди работающих в отрасли ниже, чем по населению в целом (лучший доступ к здравоохранению, больший доход и т. д.). Эта же тенденция, вероятно, распространяется и на пенсионеров, которые работали в отрасли раньше. Также, надо учесть, что, получая негосударственную пенсию, пенсионеры имеют более высокий уровень жизни, чем получающие только государственную пенсию. В долгосрочной перспективе могут быть созданы собственные таблицы смертности по отрасли и по участникам НПФ. В настоящий момент для отражения этих особенностей смертность населения в используемой таблице следует уменьшить для каждого возраста на некоторую величину. Например, актуарии Великобритании советуют уменьшить смертность на 5%. Если в дальнейшем окажется, что реальная смертность выше ожидавшейся, то любой "профицит, обусловленный смертностью", можно будет вернуть оставшимся пенсионерам путем начисления инвестиционного дохода и индексации пенсий по более высоким ставкам. Открытым для обсуждения остается вопрос о том, может ли актуарий принимать решение об уменьшении характеристик смертности самостоятельно или такой подход должен быть разрешен нормативными документами.
При актуарном оценивании следует использовать одни и те же величины актуарной доходности как для расчета современной стоимости обязательств, так и для оценки современной стоимости платежей при расчете активов.
Ставки актуарной доходности должны отражать рыночную доходность. Поэтому целесообразно принять актуарную доходность, изменяющуюся по годам в соответствии со ставками государственных ценных бумаг. Например, можно задать ставку на текущий год, соответствующую ставке купонного дохода по ОФЗ на этот год. В долгосрочной перспективе можно выбрать ставку, примерно соответствующую ставкам, предлагаемым по долгосрочным ценным бумагам. Путем линейной интерполяции между этими значениями вычисляются ставки на ближайшие годы.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время накоплен значительный опыт актуарного оценивания негосударственных пенсионных фондов. Настал момент сделать очередной шаг в развитии этой области. Ключевую роль здесь должны сыграть разработка методики актуарного оценивания и подготовка соответствующих нормативных документов. Разумеется, большое значение имеет также подготовка и аккредитация актуариев.
Часть идей, высказанных в настоящей статье, может войти в нормативные документы, определяющие структуру и краткое содержание отчета и заключения по актуарному оцениванию. Другая часть этих предложений, надеюсь, послужит рекомендациями для актуариев. Где провести границу между нормативами и рекомендациями? Думаю, что сегодня не следует жестко прописывать все требования в нормативных документах, так как идет процесс осмысления и накопления российскими актуариями опыта, как собственного, так и зарубежного. Путем естественного отбора постепенно формируются подходы, отбрасывается то, что не подошло. Со временем, безусловно, будет расширяться область нормативных требований (как в Великобритании, например, где требования к актуарному оцениванию регламентированы жесткими инструкциями). Но это надо делать постепенно.
Некоторые положения статьи являются дискуссионными и могут вызвать полемику, что, безусловно, было бы полезным для решения поставленных задач. Обсуждение могло бы быть проведено как на страницах журнала, так и на сайтах Лаборатории пенсионной реформы (3) и Коллегии пенсионных актуариев (4).
1 Организационно-методические
указания по проведению актуарного оценивания деятельности негосударственных
пенсионных фондов. Утверждены приказом Инспекции НПФ N28 от 20 марта 1998
года.
2
Приказ
Инспекции НПФ N15 от 12 февраля 2001 года "Об утверждении требований к порядку
оформления результатов актуарного оценивания деятельности негосударственных
пенсионных фондов".
3
Лаборатория пенсионной реформы http://www.ice.ru/pensionreform/
4
Коллегия
пенсионных актуариев http://www.ice.ru/pensionreform/actuary/