29.10.2008. Пенсионная реформа: верю – не верю
Пенсионная реформа: верю – не верю
Пока чиновники радостно заявляют об успешном проведении пенсионной реформы, пенсионеры едва сводят концы с концами, а еще работающие россияне с замиранием сердца ждут старости. Любое повышение пенсии значительно отстает от темпов инфляции. Впрочем, пенсионными накоплениями воспользуются скорее наследники ныне работающих граждан России. Мужчины стремительно стареющей страны живут в среднем 59 лет, женщины чуть дольше. Наверное, они выносливее. Корреспондент «Росбалта» в ходе круглого стола Центра социально-консервативной политики услышал по поводу пенсионной системы России следующие мнения.
Правительство заявило об очередном витке повышения пенсий, которое ожидается в следующем году. Как рассказал начальник управления пенсионного фонда РФ в Южном федеральном округе Петр Ливарский, «долгожданное повышение в общей сложности более чем на 37% предстоит в два этапа: в марте и в декабре 2009 года». «А именно, 1 марта будет произведена следующая индексация базовой части трудовой пенсии по индексу роста цен на 8,5 %, а 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии по старости будет увеличена до 2 тысяч 460 рублей (на 900 рублей)», — сказал он.
Власти пытаются привести средний размер социальной пенсии довести к концу 2009 года до уровня не ниже «прожиточного минимума пенсионеров». Интересно, кто из «власть имущих» смог бы в нынешней экономической ситуации прожить на это самый «минимум» при ставшем привычным уровне инфляции? И почему для пенсионеров он какой-то особенный? «Списанный», что ли... Как справедливо заметил чиновник, «пенсионер тоже живой человек, он не должен оборванцем ходить, ему нужно есть и платить за квартиру».
В настоящее время абсолютно все пенсионеры, получающие трудовые пенсии, зарабатывали полностью свой стаж или часть его в советское время. Помня о событиях 1991 года, в кратчайшие сроки перевернувших жизнь страны и поменявших не только название, но и внутренне устройство государства, язык не поворачивается сказать, что своими заработанными деньгами люди «ответили» за политические изменения. Психология людей, помнящих обесценивание накоплений в начале 90-х и дефолт 1997 года, не может примерить на себя костюм граждан, живущих в условиях социальной, политической и экономической стабильности. Ну не сидит он на российском человеке. Мировой кризис, шокирующая информация о котором непрерывно льется с экранов телевизора, не дает поверить в прекрасное будущее. Впрочем, наши люди уже привыкли жить в ожидании очередной катастрофы.
Исполнительный директор политического клуба «4 ноября» Сергей Смирнов припомнил слова профессора Преображенского из знаменитого фильма: «Разруха не в туалетах, а у нас в головах». «И кризис, он в головах, — отмечает политтехнолог. — Исследования, которые мы с коллегами проводили в ходе предвыборной кампании, показали, что у нас никто не думает о том, что будет через 20 лет, потому что о том, что будет через 20 лет, не знает никто».
Председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Ростовской области Владимир Катальников видит один из путей решения пенсионной проблемы в изменении коэффициента замещения, который на сегодняшний день в среднем по России составляет 23%, а в советское время достигал 65%, а также в изменении системы страхования пенсионных вложений. «Неприлично низкий уровень заработной платы в ВВП страны не дает динамично поднимать уровень пенсионного обеспечения, — считает политик. — Возьмем Украину и Белоруссию. В Украине заработная плата ниже, чем в России, а пенсии выше, чем в России, потому что коэффициент замещения – 59%. В Белоруссии – 46%, при среднем уровне заработной платы ниже российского».
«В прошлом году инфляция составила 11%, а деньги защищены на 5,8%, плюс 1% пошел на обслуживание вкладов. То есть реально меньше 5 % мы спасли деньги в накопительной части пенсии нашего общества, которое доверило государству управлять этими деньгами. На мой взгляд, необходимо менять коэффициент замещения заработной платы, но это станет возможным только тогда, когда мы очень четко будем проводить работу по снижению фондового коэффициента»,- подчеркнул Катальников.
Ливарский в свою очередь привел данные по коэффициенту замещения в ЮФО по итогам минувшего года, который в Адыгее составил 41,66%, в Дагестане – 53%, в Ростовской области – 36, 09%. Однако, как заметил Катальников, «в наших условиях это всего лишь подчеркивает низкий уровень заработной платы в указанных регионах».
Руководитель комитета по социальной защите и страхованию регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» считает, что россияне на сегодняшний день безответственно относятся к своей собственной личной социальной безопасности.
«Ни в свое здоровье, ни в свою пенсию, ни в свое будущее, ни во что они не хотят вкладывать. Особенно серьезная ситуация сложилась с пенсионной реформой. Анализ нашей пенсионной системы показывает, что большинство людей в возрасте от 35 лет и старше, живущих от зарплаты до зарплаты и ничего не откладывающих, ожидает та же участь, что и нынешних пенсионеров. Сегодня государство очень правильно поступает. Оно занимается своим прямым делом – защищает тех, у кого уже нет шансов. Они проработали в 1991 году, они упустили свое время, и для них основные меры и принимаются. Всем остальным нужно задуматься»,- заявил представитель «Опоры России».
Пенсионная реформа дала второе дыхание российскому Пенсионному фонду и жизнь новым негосударственным пенсионным учреждениям. Корпоративные пенсионные фонды в первую очередь образовались вокруг таких крупных компаний, как «РЖД», «ЛУКОЙЛ», «Газпром». Менее крупные организации, которые, тем не менее, сознают свою социальную ответственность и соблюдают свои кадровые интересы, также, по мере сил, пытаются содействовать пенсионной программе.
Так, негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» в течение 5 лет занимается обеспечением корпоративной пенсии железнодорожников. По словам директора Северо-Кавказского филиала НПФ «Благосостояние» Владимира Косарева, за это время 60 тыс. работающих будущих пенсионеров, которые будут получать пенсию на Северо-Кавказской железной дороге, удалось убедить, «что это есть благо — на каждый рубль, вложенный работником, железная дорога вкладывает рубль, то есть 100 %».
«Таким образом, процент замещения тех, кто работает на железной дороге, сейчас подходит к отметке 42-43%. И это только 170 тыс. железнодорожников из всей многомиллионной армии жителей России»,- добавил Косарев.
ОАО ТКЗ «Красный котельщик» избрал свой путь социальной защиты работников. Завод платит сотрудникам пожизненную пенсию в зависимости от выслуги лет. «Пожизненная пенсия работает в течение 25 лет. Как я могу сейчас изменить психологию 5 тысяч людей, которые работают и 25 лет получают дополнительную пенсию к тем деньгам, которые выплачивает им государство?» — говорит директор по персоналу компании Лариса Самуйлова. В то же время представитель организации не скрывает, что целью данной политики компании является вовсе не благотворительность, а повышение мотивации. «Работодатель решает не проблему населения о пенсиях, а свою личную проблему, — говорит кадровый работник. — Работодатель в накоплении пенсии сейчас не заинтересован в принципе. Не заинтересован в ответственности перед работником за то, что он сейчас начнет его убеждать вкладывать эту тысячу рублей в государственный или негосударственный пенсионный фонд».
По мнению главы негосударственного пенсионного фонда «ЛУКОЙЛ Гарант» Дмитрия Царева, для преодоления недоверия работающих людей к негосударственным пенсионным фондам нужно подождать еще лет пять, «когда первые ростовчане, работающие на территории Ростова и Ростовской области, начнут получать накопительную часть пенсии, тогда все станет ясно: какая пенсия, какая доходность и так далее. А вообще мы должны прожить минимум 2-3 поколения, чтобы люди привыкли».
«В 2004 году 5 негосударственных пенсионных фондов отчитались в ПФР в общей сложности по 10 тыс. договоров с жителями Ростовской области. На сегодняшний день ростовчане заключили с негосударственными фондами более 63 тыс. договоров», — рассказала начальник отдела инвестирования управления Пенсионного фонда России по Ростовской области Фаина Гребенюк.
Все негосударственные учреждения жалуются на низкое информационное обеспечение программы пенсионного обеспечения и сетуют, что Пенсионный фонд не ведет активной пропаганды, который, в свою очередь, не может рекламировать свою деятельность, чтобы часом не ущемить права тех же частных организаций. Госфонд, тем не менее, по-своему ведет агитацию – рассылает памятки, проводит семинары для представителей негосударственных учреждений.
Вот и получается с донесением информации до простых граждан «палка о двух концах». Как это часто случается, листовки из почтовых ящиков мало кто читает, а негосударственным пенсионным фондам приходится из раза в раз убеждать людей, что заботиться о старости надо и не завтра, а прямо сейчас, ибо пройдут годы и скажет высокопоставленный чиновник, что «времена у нас такие, переходные». Как это по-русски.
Любовь Свининых
29.10.2008, http://www.rosbalt.ru