05.11.2008. Опыт старшего поколения – социальный капитал общества
Опыт старшего поколения – социальный капитал общества
В России насчитывается около 38 миллионов пенсионеров, это значит, что граждане старшего поколения, или пожилые люди, составляют четверть населения нашей страны. Демографическая структура населения России — в основном такая же, как в экономически развитых демократических странах Запада: в Германии, Франции, Италии, Австралии и т.д., как и у нас, доля граждан пенсионного возраста близка к 25% и, согласно прогнозам экспертов, будет увеличиваться.
Однако если сопоставить такие показатели, как средняя продолжительность, уровень и качество жизни, Россия намного отстает от вышеупомянутых развитых демократических стран и находится в одном ряду с теми странами Латинской Америки и Азии, которые относятся к категории стран со средним уровнем развития. Статистические данные и результаты социологических опросов свидетельствуют, что в результате либеральных инноваций, которые принято называть рыночными реформами, подавляющее большинство российских граждан пенсионного возраста живет теперь намного хуже, чем прежде, в советский период.
Политическая демократия, выстраиваемая в России после распада СССР, фактически на протяжении полутора десятилетий сосуществует с регрессом, точнее говоря с деградацией в социальной сфере, жертвами которой стали миллионы наших соотечественников пенсионного возраста. В этом заключается коренное отличие России от демократических стран Запада, где политическая демократия и социальный прогресс неразрывно связаны между собой (хотя и там, конечно, эта связь иногда нарушается). Итак, политическая демократия без малейших намеков на социальный прогресс — таков результат полутора десятилетий либеральных инноваций для большинства трудящихся России, что же касается старшего поколения, то следует говорить о подавляющем большинстве.
От такой демократии народу, трудящимся, особенно пожилым людям, нет никакого проку, такая демократия по самой своей сути ущербна и неустойчива, какие бы эпитеты не придумывали хитроумные политологи, потому что не имеет она прочной опоры в обществе, в мире труда.
Главные причины бедственного положения старшего поколения наших соотечественников общеизвестны: во-первых, некомпетентность и либеральный экстремизм исполнительной и законодательной ветвей власти, во-вторых, слабость гражданского общества, которое до сих пор не в состоянии оказывать на власть должное воздействие и добиваться от неё исправления допущенных ошибок. Поскольку сетования на слабость гражданского общества звучат в нашей стране постоянно, причем как слева, так и справа, следует уточнить, что же имеется в виду применительно к людям пенсионного возраста.
В первую очередь надо с сожалением констатировать полное безразличие к проблемам этих людей, проявляемое на протяжении всего постсоветского периода общероссийскими профсоюзными организациями. В этом отношении контраст с тем, что происходит в странах Европы поистине разительный: там национальные профсоюзные организации пенсионеров объединяют миллионы граждан и эффективно защищают их интересы не только в пределах своих стран, но и на уровне Европейского Союза в рамках Европейской федерации пенсионеров и пожилых людей. Эти профсоюзы входят в состав национальных профцентров и являются неотъемлемой частью европейского мира труда, их деятельность носит сугубо открытый характер, информация общедоступна, их опыт во многих отношениях был бы нам полезен. Тот факт, что до сих пор руководители крупнейшего профцентра нашей страны – ФНПР, а также других российских профцентров игнорируют этот интересный аспект европейского профдвижения, не поддается рациональному объяснению.
Впрочем, в качестве рабочей гипотезы, объясняющей пассивность российских профсоюзов в том, что касается защиты интересов пожилых людей, следует отметить существование в нашей стране (о деятельности в данном случае говорить нет смысла) организаций бутафорских, вроде Партии пенсионеров и Союза пенсионеров России.
Наряду с вышеупомянутыми организационными проблемами в области защиты интересов граждан пенсионного возраста имеет место и серьезная проблема концептуального характера. Либеральные эксперты и СМИ навязывают обществу однобокое и в корне ошибочное представление, будто выплата пенсий (даже таких скудных, как в России) является тяжелой обузой для госбюджета и работодателей, преднамеренно умалчивая (или упоминая лишь вскользь) о том, что построение общества знаний, о котором вслед за западными учеными и политиками стали говорить с высоких трибун и в нашей стране, невозможно без адекватного использования опыта старшего поколения. СМИ очень редко и скупо пишут и говорят о том, что в России фундаментальная и прикладная наука, высшая школа, наукоемкие отрасли экономики держатся – пока – в основном благодаря труженикам старшего поколения. В странах Европы увеличение продолжительности жизни (по этому показателю Россия отстает от них на 12-14 лет) рассматривается учеными и общественными организациями комплексно, как новое явление с точки зрения не только демографии, но и социальной психологии, философии, культурологи. Нам в России этого явно недостает.
Описывать сложившуюся в России ситуацию только в темных тонах было бы, конечно, необъективно. Можно назвать немало региональных и межрегиональных НПО, благотворительных фондов, светских и церковных, которые благодаря действенному человеколюбию своих членов и энтузиазму руководителей оказывают реальную помощь множеству пожилых, престарелых и немощных людей, отчасти компенсируя крайнюю скаредность государства и бездушие бюрократов. Но этим организациям недостает координации, взаимной поддержки в трудных обстоятельствах, контактов с зарубежными коллегами.
Назрела необходимость создать национальную структуру типа координационного совета по проблемам старшего поколения для решения следующих приоритетных задач: во-первых, создание общероссийской трибуны для откровенного обсуждения проблем старшего поколения и выработки рекомендаций для власти и общества (оптимальным вариантом было бы учреждение спецкомитета ГД по этой тематике); во-вторых, оказание помощи тем НПО, которые подвергаются притеснениям со стороны региональных или городских властей (наглядный пример - выселение из арендуемого помещения Университета для пожилых в Вологде); в-третьих, налаживание контактов и сотрудничества с зарубежными учеными и НПО, занимающимися проблемами граждан пенсионного возраста.
Евгений Новоселов, консультант по международным связям Профсоюза РАН
ИА «ИКД»