Управление старостью

Управление старостью

"Безбедная старость - с пенсией размером в 2,5-3 прожиточных минимума - стоит 26 процентов фонда оплаты труда. Готово ли общество платить эту цену?" - размышляет глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов

"Мои года - мое богатство", - уверял когда-то Вахтанг Кикабидзе. Но сегодня это "состояние" плохо конвертируется в наличные. Впрочем, в планах правительства - резкое повышение капитализации прожитых лет. О светлом будущем российской пенсионной системы и о ее нынешних проблемах в интервью ­"Итогам" рассказывает новый председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон ­Дроздов .

- Антон Викторович, начнем с невеселого. К сожалению, и сегодня пенсия во многих случаях недотягивает до прожиточного минимума. Как скажется на жизни наших пенсионеров надвигающийся кризис?

- Средняя трудовая пенсия по старости сегодня - 4902 рубля, это все-таки выше прожиточного минимума. Вот социальная пенсия, назначаемая неработавшим гражданам, действительно пока до него недотягивает. На конец этого года стоимость потребительской корзины пенсионера составит 3665 рублей в месяц. Согласен, уровень жизни нашего старшего поколения пока невысок. Но уже на будущий год запланировано значительное повышение пенсий. Социальная сравняется с прожиточным минимумом, а трудовая по старости превысит его в 1,3 раза, составив в среднем 5461 рубль. Причем речь уже не о нынешнем минимуме, а о будущем, с поправкой на инфляцию: в конце следующего года он составит по нашим расчетам 4135 рублей. Еще больший рост предусматривают озвученные недавно предложения правительства по совершенствованию пенсионного законодательства. В 2010 году средняя трудовая пенсия увеличится до 7946 рублей, почти в два раза по сравнению с 2008-м.

- Прежде чем перейти к светлому будущему, хотелось бы понять, как обстоят дела в настоящем. Каково финансовое положение Пенсионного фонда на сегодняшний день?

- На сегодняшний день Пенсионный фонд имеет дефицит, покрываемый за счет средств федерального бюджета. Он составляет 113 миллиардов рублей. Но дефицит этот плановый, изначально заложенный в бюджет.

- Но в случае дальнейшего ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры госбюджет тоже может стать дефицитным.

- Кроме госбюджета, есть еще Фонд национального благосостояния. И есть нормы Бюджетного кодекса: в том случае, если средств бюджета не хватает на то, чтобы обеспечить выплату пенсий, на эти цели направляются средства фонда. Поскольку его объем существенно выше названной цифры, у нас нет опасений по поводу возможности выполнения пенсионных обязательств. Это касается и планов по повышению пенсий. Все объявленные ранее решения остаются в силе, никто в правительстве не подвергал их сомнению. И это тоже, кстати, показатель того, что ситуация находится под контролем. Нынешний объем госрезервов позволяет в ближайшие два-три года чувствовать себя достаточно уверенно.

- А потом?

- Ну кризис же не вечно будет длиться. Согласно наиболее распространенным прогнозам "дно" будет достигнуто в следующем году, а затем ситуация начнет постепенно выправляться. К тому же меры, предпринимаемые сегодня правительством, существенно ослабляют негативное воздействие кризиса.

- Но пока, к сожалению, ситуация оставляет желать лучшего. И это прямым образом влияет на формирование накопительной части пенсии. Как сильно отразился на ней обвал фондового рынка?

- В эту систему, как известно, сейчас попадают только те, кто родился в 1967 году и позже: на накопительную часть идет шесть процентов от перечисляемого работодателем пенсионного тарифа. Эти деньги по желанию застрахованного направляются или в частную управляющую компанию, или в негосударственный пенсионный фонд, или, по умолчанию, в государственную УК. Так вот, доля, которая приходится сегодня на государственную УК - ВЭБ, - составляет более 90 процентов всего объема пенсионных накоплений. Пенсионный портфель ВЭБа очень консервативен: средства размещаются в государственных ценных бумагах, ипотечных бумагах, гарантированных государством, на депозитах. Поэтому обвал на рынке акций на нем никак не отразился. Конечно, определенное влияние оказало снижение котировок государственных ценных бумаг. Однако по состоянию на 1 октября государственная УК была в плюсе - и за трехлетний период, и за текущий год.

- А что с частными УК и негосударственными фондами?

- У них было право размещать эти средства в том числе и в акции, поэтому, конечно, падение фондового рынка не могло их не затронуть. Но тут уже встает вопрос об искусстве управления инвестициями. Могу сказать одно: пока к нам не поступало сигналов о том, что какие-то компании не справляются со своими обязательствами.

- Однако "молчуны", получается, все-таки выиграли.

- Выводы делать рано. Это очень "длинные" деньги: первые выплаты по накопительной части начнутся только в 2013 году - работникам, имеющим право на досрочный выход на пенсию. А основные выплаты - еще на 10-15 лет позже. Вот тогда и можно будет сравнивать результаты. До недавнего времени доходность частных УК и НПФ была в целом выше, чем у госкомпании, и, думаю, рано или поздно эта ситуация восстановится.

- А что, если некая частная УК не доживет до этих времен, проигравшись на бирже? Какова будет судьба доверенных ей пенсионных накоплений?

- Ну, во-первых, портфель каждой УК диверсифицирован. Средства вкладываются в различные инструменты - не только в акции, но и в облигации, депозиты, госбумаги и так далее. Все эти инструменты ведут себя по-разному, и поэтому, если фондовый рынок упал на 70 процентов, это вовсе не значит, что на столько же обесценились пенсионные накопления. В случае же, если УК все-таки обанкротится, пенсионный пакет, находившийся под ее управлением, попросту перейдет в Пенсионный фонд. А мы в свою очередь передадим его государственной УК.

- Но к вам перейдет, если я правильно понимаю, то, что останется от этого пакета. Или все-таки есть какая-то "несгораемая" сумма?

- Перейдут те активы, которые будут у УК на момент банкротства. "Несгораемой" суммы нет.

- Рискованное, выходит, предприятие.

- Да, риск, конечно, есть. Но эти правила игры с самого начала прописаны в законе. Высокая доходность и риск - две стороны одной медали. Тем не менее, повторяю, оснований для беспокойства пока нет. И уж тем более не стоит сейчас бежать из частных УК и НПФ. Резкие движения в нынешней ситуации могут обернуться потерями.

- Кстати, риски для "молчунов", доверившихся государству, тоже повышаются. Объявлено, что в ближайшее время правительство внесет в Думу законопроект, разрешающий ВЭБу размещать пенсионные накопления на внутреннем фондовом рынке. Не слишком смелый шаг на фоне того, что происходит на биржах?

- Проблема в том, что объем пенсионных накоплений растет гораздо более высокими темпами, чем рынок госбумаг, в которых они в основном размещаются. На сегодняшний день пенсионные накопления, находящиеся под управлением ВЭБа, превышают 350 миллиардов рублей, а к 2011 году превысят 1,8 триллиона. Отсюда острая необходимость в расширении набора инструментов инвестирования. В него, в частности, предлагается включить долговые обязательства субъектов Федерации, ипотечные бумаги с высоким уровнем защищенности и корпоративные облигации. Но все это достаточно консервативные инструменты. О вложениях в акции, насколько я знаю, речь пока не идет. Хотя некоторые эксперты предлагают разрешить и такие инвестиции. Сейчас акции упали в цене, и, если завтра начнут расти, государственная УК сможет на этом хорошо заработать.

- А вы как считаете, стоит рискнуть?

- Лично я сторонник консервативного размещения. Но это уже компетенция правительства и парламента. Задача Пенсионного фонда - исполнять принятые законы.

- Но наши корпоративные облигации и тем более ипотечные бумаги тоже не внушают сегодня стопроцентной уверенности. Может быть, лучше разместить эти средства где-нибудь за рубежом?

- В этом случае накопительная система во многом теряет свой смысл. Ведь она создавалась для решения двух задач. Первая - дать возможность людям преумножить свои пенсионные накопления. И вторая - сделать эти средства источником "длинных" ресурсов для развития нашей экономики. Особое значение эта функция приобретает теперь, когда западные банки закрывают лимиты на кредитование российских компаний. Возмещать иностранные кредитные ресурсы приходится Центробанку и правительству. Определенную роль в этом рефинансировании играют и пенсионные накопления.

- Сомневаюсь, что этот факт обрадует потенциальных пенсионеров.

- Почему же? Они ничего не теряют. В любом случае эти деньги не могут лежать без движения, их нужно где-то размещать. Вкладывая их в российскую экономику, мы укрепляем и финансовый рынок, и реальный сектор, а в конечном счете - и саму пенсионную систему. Ведь ее состояние в первую очередь зависит от экономической ситуации в стране.

- Вряд ли, однако, пенсионную систему укрепляет ее перманентное переформатирование. Согласно планам правительства 1 января 2010 года страну ждет очередная пенсионная реформа - уже, если не ошибаюсь, третья за последние 12 лет. Не слишком ли часто меняются правила игры на этом поле?

- Правила игры меняются тогда, когда общество созрело для таких изменений. И я уверен, что этот момент наступил. Те решения, о которых идет речь, достигают сразу нескольких целей. Во-первых, они позволяют резко увеличить уровень пенсионного обеспечения граждан. В 2011 году средняя трудовая пенсия по старости будет составлять по нашим расчетам 2 прожиточных минимума, в 2016-м - 2,5, в 2020-м - 3 (на тот момент это будет примерно 27 тысяч рублей). Во-вторых, они делают пенсионную систему более понятной и более сбалансированной. Сегодня пенсия состоит из трех частей: базовой, которая формируется за счет ЕСН и прямых бюджетных дотаций; страховой, которую обеспечивает работодатель, и, наконец, накопительной. Все эти части живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Реформа упрощает эту схему. Базовая и страховая части будут объединены. Они будут финансироваться из одного источника - страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. И, соответственно, одинаково индексироваться - по индексу роста доходов ПФР.

- А что будет с накопительной?

- Здесь как раз принципиальных изменений нет. Накопительная часть будет формироваться за счет тех же страховых взносов, но сохранит "независимость" от солидарной части и, как и прежде, будет составлять шесть процентов от общего пенсионного тарифа.

- Но сам тариф повышается - с 20 до 26 процентов, - существенно увеличивая издержки бизнеса.

- Главное, что теперь всем будет понятен механизм формирования пенсии. И понятна цена вопроса: безбедная старость - с пенсией размером в 2,5-3 прожиточных минимума - стоит 26 процентов от фонда оплаты труда. Готово ли общество платить эту цену? Это уже вопрос взаимодействия между государством и бизнесом, работником и работодателем. По крайней мере есть уже вокруг чего спорить, договариваться, находить компромисс.

- Есть вероятность, что бизнес попросту переложит возросшие издержки на наемных работников, урезав им зарплату.

- Ну, во-первых, у нас есть достаточно хорошо прописанное трудовое законодательство, защищающее права работника. Есть профсоюзы, есть, в конце концов, сам гражданин: когда человек устраивается на новую работу, первое, что его интересует, - зарплата и соцпакет. И потом, учтите, что взносы уплачиваются с годовой зарплаты до 415 тысяч рублей - выше этой планки отчислений нет, - поэтому общая нагрузка на работодателя окажется несколько ниже. Показателен и такой факт: за пять миллионов человек их работодатели сегодня сами вносят дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. На данный момент это в основном корпорации топливно-энергетического сектора. Думаю, для таких компаний новый тариф будет не так уж высок.

- Есть, увы, и другие.

- Все зависит от государственных приоритетов. Правительством принято решение, что предприятиям малого бизнеса, действующим в сфере высоких технологий, а также сельхозпроизводителям повышение тарифа будет компенсироваться государством в течение пяти лет. Кроме того, обсуждается вопрос о снижении налоговой нагрузки на экономику в связи с ростом тарифа.

- Много вопросов вызывает "цена отсечения" - 415 тысяч годового дохода. С чем связана такая дискриминация?

- Во всем мире, и мы не исключение, пенсионная система рассчитана на не самые богатые слои населения. В основе своей она солидарная, а это значит, что пенсионеров обеспечивают те, кто работает сегодня. Если снять ограничения, то имеющие сегодня высокие доходы получат право на очень высокую страховую пенсию, которую, в свою очередь, придется обеспечивать младшим поколениям. Демографические тенденции таковы, что в будущем это может оказаться стране совершенно не по силам. Именно поэтому во всем мире существует черта, не позволяющая богатым получать пенсии за счет бедных. Менее 415 тысяч рублей в год - это 34,6 тысячи рублей в месяц - получают сегодня около 90 процентов работающих. Причем планка будет регулярно индексироваться в соответствии с инфляцией, то есть такое соотношение останется достаточно стабильным. Даже если вы заработаете миллиард, в расчет будет приниматься только пороговая сумма. Хотите большую пенсию? Идите в частные пенсионные фонды, сами обеспечивайте себе инвестиционный доход. Можете, наконец, принять участие в программе софинансирования пенсий, вступившей в действие с 1 октября этого года.

- Программа рассчитана именно на такой случай?

- Ну миллионеров в силу имеющихся в ней ограничений она все-таки вряд ли привлечет. Смысл программы в том, чтобы стимулировать все слои населения к добровольному участию в формировании своих пенсионных накоплений. Это шанс для тех, кто не попал в "обязательную" накопительную систему, и дополнительные возможности для ее участников. Пожалуй, мы единственная страна в мире, где накопительную часть пенсии целиком формирует работодатель, без участия работника. На Западе это, как правило, 50 на 50. Мы, в принципе, тоже идем по этому пути, только в нашем случае партнером гражданина выступает государство. Сумма, внесенная на накопительный счет лицами допенсионного возраста, увеличивается вдвое. А в случае женщин и мужчин, достигших соответственно 55 и 60 лет, но не получающих пенсию, - вчетверо. Пожалуй, ни один финансовый инструмент не обеспечит сегодня такую доходность - 100 и 400 процентов годовых! Правда, тут есть свой потолок: максимальный объем софинансирования со стороны государства составляет в первом случае не более 12 тысяч рублей в год, во втором - не более 48 тысяч. Это сделано опять же для того, чтобы не возникло перекоса в пользу интересов состоятельных граждан.

- Сегодня у нас самый низкий в Европе возраст выхода на пенсию, а население между тем стремительно стареет. По словам главы Минфина, к 2015 году пенсионный порог должен повыситься до 62,5 года. Это прогноз или уже планы правительства?

- Тема действительно обсуждалась, но от этой идеи отказались. У правительства сейчас нет планов по повышению пенсионного возраста. Но в пакет мер по совершенствованию пенсионной системы закладывается ряд механизмов, которые бы стимулировали граждан к продолжению трудовой деятельности. Это в том числе и программа софинансирования: если вы достигли пенсионного возраста, но не оформили пенсию, государство, как я уже сказал, доплачивает четыре рубля к каждому, вложенному вами. Это и новая схема расчета трудовой пенсии. За 30 лет уплаты страховых взносов, начиная с 2002 года, человек зарабатывает право на пенсию по старости, эквивалентную 40 процентам прежнего заработка. Если этот срок окажется меньше, человек теряет по три процента от базовой составляющей страховой части за каждый год до 30 лет. Но за каждый год сверх 30 будет 6-процентная прибавка. Такой порядок вступит в силу с 2015 года.

- Считаете, этого достаточно?

- Если демографическая ситуация будет ухудшаться, то, наверное, это заставит вернуться к вопросу о пенсионном возрасте. Но на данном этапе такой необходимости нет. Решения, принятые правительством, позволяют справиться с проблемами пенсионной системы без повышения возрастной планки.

28.10.2008, Итоги

http://itogi.ru


 

06.11.2008

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.