Пенсионная система: Ваши пенсионные трудодни. Об особенностях новой пенсионной формулы читайте в статье первого вице-президента НАПФ Юрия Люблина, опубликованной в газете "Ведомости"
Не так давно правительство Российской Федерации одобрило новую пенсионную формулу, отметив, что изменения в нее вносить не планируется, поскольку она приемлема для всех. Подавляющее большинство экспертов придерживаются другой точки зрения. Чтобы понять «достоинства» новой формулы, нужно иметь в виду не только ее значения и символы, но и общие условия предоставления страховой части пенсии по старости.
Итак, право на пенсию будут иметь граждане, достигшие, как и сейчас, 55-60 лет (женщины — мужчины), если их страховой стаж не менее 15 лет (сегодня — 5 лет). Но это еще не все. Вводится дополнительное условие — наличие у обратившегося за пенсией индивидуальных пенсионных коэффициентов(подробнее об этом чуть ниже) в сумме не менее 33.
Введение этого надуманного дополнительного параметра в качестве фильтра на входе в пенсионную систему неизбежно приведет к возникновению в реальной жизни серьезных конфликтов. Например, застрахованному лицу при стаже 25 и даже 30 лет, имеющему всего на 0,5-1 балл меньше требуемой величины, будет отказано в праве на страховую пенсию с перспективой социальной пенсии, в частности, мужчине в 65 лет.
Не вдаваясь в хитросплетения подсчета пенсионных коэффициентов, особенно для малооплачиваемых работников, можно предположить, что не все перешагнут рубежный фильтр. По данным Росстата, более 350 000 россиян получали в этом году зарплату ниже установленного минимума. Это не обязательно связано с нарушениями трудового законодательства. Не секрет: часто люди работают неполный рабочий день, особенно женщины. Так вот по новой пенсионной формуле этим людям следует вычеркнуть из трудовой жизни этот год(а может быть, и другие аналогичные периоды), оставшись без коэффициентов. В таком же положении официальные безработные, которых сейчас 5-6%, и уже объявлено на высоком уровне о возможном сокращении численности занятых. Вряд ли имеет смысл спрашивать этих людей о приемлемости для них новой пенсионной формулы — ответ очевиден.
Лукавство формулы
Наибольшую вероятность девальвации пенсионных ожиданий граждан демонстрирует новый порядок определения размера пенсии. Вспомним, чиновники обещали, что новая пенсионная формула будет понятна и прозрачна. Но похоже, не получилось ни то ни другое. Пенсию предлагается рассчитывать по формуле, которая недоступна для понимания не только застрахованных лиц, но и многих специалистов.
Если нынешняя система начисления пенсии имеет достаточно прозрачный алгоритм, то по новой формуле пенсионные права будут формироваться не в абсолютных величинах (рубли), а в условных индивидуальных пенсионных коэффициентах. Не правда ли, это очень напоминает систему трудодней для колхозного крестьянства, действовавшую некогда в Советском Союзе, материальное наполнение которых могло быть самым разным, нередко минимальным.
Эти коэффициенты, в свою очередь, будут определяться исходя из того, как соотносится сумма страховых взносов в ПФР, начисленных за данного работника по его фактическому заработку, с возможной суммой взносов, которая получалась бы по максимальному тарифу из максимальной зарплаты в стране, учитываемой для пенсионной системы. Только при обращении человека за пенсией накопленные в течение трудовой жизни условные коэффициенты будут пересчитаны в рубли с учетом ежегодно утверждаемой их стоимости.
Стоимость индивидуального коэффициента — это важнейший элемент новой формулы, обеспечивающий «ручную настройку» пенсионной системы в зависимости от финансового состояния ПФР (там, как известно, растущая дыра дефицита) и создающий возможность манипулирования пенсионными правами граждан. Эта стоимость будет определяться делением доходов ПФР на сумму обязательств перед всеми пенсионерами, т. е. на общую сумму всех индивидуальных пенсионных коэффициентов в стране.
Как видно, в новой пенсионной формуле немало неопределенностей, вследствие чего она не дает представления о реальной пенсии в будущем. Никто из застрахованных лиц никогда не сможет рассчитать по ней свою будущую пенсию из-за отсутствия необходимой информации(кто же будет знать, например, сколько всего коэффициентов в системе или какие доходы у ПФР?).
Главный порок новой пенсионной формулы состоит в том, что чем дольше люди будут трудиться, к чему, по утверждению разработчиков, стимулирует формула, тем с большей вероятностью у них возникнут риски получить меньшую пенсию. Парадокс объясняется просто: работаешь дольше — будешь иметь больше индивидуальных пенсионных коэффициентов, но одновременно возрастет и общая сумма этих коэффициентов (обязательств государства) в системе, а это уменьшит стоимость одного пенсионного коэффициента, являющегося основой для начисления пенсии. Адекватного роста доходов ПФР ждать не стоит из-за неблагоприятного демографического тренда.
Есть в новой пенсионной формуле еще одно лукавство, касающееся«отказников», т. е. тех, кто, достигнув пенсионного возраста, продолжит работать и откажется от оформления пенсии в обмен на ее будущее увеличение. Обещают, например, за пять лет работы без получения пенсии увеличить ее почти в 1,5 раза. Нетрудно посчитать, что в этом случае мужчине с пенсией в 10 000 руб.«упущенная выгода» (600 000 руб.) вернется только через 10 лет, т. е. к 75-летнему юбилею. Как тут не вспомнить о скоротечности земного пребывания, о выборе между синицей и журавлем.
Проблема накоплений
Одной из особенностей новой пенсионной формулы является ее фискальный подход к застрахованными лицам, у которых есть пенсионные накопления. Только в системе негосударственных пенсионных фондов пенсионные накопления по окончании 2012 г. формировали свыше 20 млн человек. Ожидается, что по итогам 2013 г. к ним присоединятся еще 7-8 млн человек и всего их будет более половины занятых в экономике, на счета которых поступают страховые взносы.
Вот этим людям новая формула начисляет индивидуальные коэффициенты в пониженном (почти на четверть) размере. Наверное, есть этому объяснение, скорее всего, бухгалтерского свойства: если человек имеет накопительную часть пенсии, то ему должна быть уменьшена страховая часть, чтобы в сумме было одинаково с тем, кто накоплений не делал. Но это очевидная «совковая» уравниловка, которая объясняет и то, почему страховые взносы с заработков сверх установленного уровня идут только в солидарную часть системы, а не распределяются пропорционально между ней и накопительной.
Конечно, каждый человек должен сам принимать решение о том или ином выборе и понимать, что его взносы, изъятые из накоплений, будут использованы на текущие выплаты пенсий. Ему на счет запишут некие дополнительные баллы — с неизвестным результатом при выходе на пенсию, но его пенсионные накопления не будут прирастать. Людям нужно сравнивать это с реальными пенсионными накоплениями, которые к тому же являются живыми, наследуемыми деньгами.
Было бы понятно, если бы все, что связано с выбором варианта пенсионного обеспечения, было бы результатом поведенческих мотивов человека. Хуже, когда вопреки его волеизъявлению государство принудительно изымает его накопления для решения проблем бюджетного дефицита.
Речь идет о последних инициативах правительства РФ, по сути, залезть в карман к будущим пенсионерам, чтобы заплатить пенсии нынешним. Ожидать возврата пенсионных накоплений, изъятых на текущее проедание, не приходится, поскольку никаких гарантий по этому поводу не предусматривается. А предложение сохранить на предстоящие два года право граждан на выбор в пользу страховой или накопительной части пенсии в условиях отмены накопительных взносов на 2014 г. (пока на год) — это кощунство, поскольку в любом варианте — по своей воле или принудительно — человек получит ноль пенсионных накоплений.
Несомненно, реализация данных идей самым негативным образом скажется на доверии десятков миллионов людей, участвующих в накопительной системе, к социальной политике государства, а они и без того не испытывают по поводу этой политики оптимизма.
Не касаясь многих других проблем, порождаемых нововведениями в пенсионной системе (в отношении работающих пенсионеров, пенсий педагогам, медикам и т. д.), хотелось бы привлечь внимание к одному важному обстоятельству.
Расчеты под новую пенсионную формулу по большому счету мало кто видел: они не прошли независимую экспертизу. Те материалы Минтруда РФ, с которыми удалось познакомиться, свидетельствуют о том, что реализация новой формулы не обеспечит ожидаемой эффективности с точки зрения решения проблем реформирования пенсионной системы.
Выводы
Во-первых, если оценить уровень пенсионного обеспечения граждан по результатам реформирования и тот, который мог быть получен по действующим условиям, без кардинальной ломки пенсионной системы, то он практически одинаков — средняя пенсия в 2030 г. ожидается в сумме около 33 000 руб.
В связи с этим необходимо вернуться к острой теме так называемого коэффициента замещения пенсии по отношению к заработной плате, который в любой стране является показателем уровня жизни пенсионеров. У нас же в качестве целевого ориентира предлагают к 2030 г. «достойную» среднюю пенсию размером в 2,5 прожиточного минимума, а коэффициент замещения заметно снижается. Следовательно, материальное положение пенсионеров в результате пенсионной реформы в стране в целом ухудшается.
Во-вторых, что касается уменьшения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, то эта задача не решается. В условиях применения новой пенсионной формулы возникает необходимость увеличения этих трансфертов в абсолютном выражении примерно в 2,5 раза к 2030 г., а их доля в процентах к ВВП хоть и несколько снижается, но разница между реформенным и инерционным вариантами незначительная — всего лишь 0,2-0,3% ВВП.
В-третьих, вопреки заверениям об обеспечении приемлемого для бизнеса уровня фискальной нагрузки на фонд оплаты труда удержать рост этой нагрузки в рамках новой пенсионной формулы не удается. Об этом свидетельствует динамика увеличения потолка заработной платы, с которой должны уплачиваться страховые взносы в ПФР, — в частности, в 2014-2016 гг. на 29%.
Какой напрашивается вывод? Далеко не полный перечень негативных последствий от внедрения новой пенсионной формулы дает основания полагать, что отнюдь не для всех она приемлема. Новая формула — это движение в обратном направлении, по сути, возврат к распределительному «собесу» с характерной уравниловкой — к тому, что мы имели в недалекие времена, когда государство полностью брало на себя ответственность за материальное обеспечение пенсионеров.
Автор — Юрий Люблин, первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, бывший замминистра труда и социального развития