Пенсионная реформа: реформа или ловушка. Анализ последствий пенсионной реформы в статье Юлии Цепляевой, директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка России

Сейчас Россия переживает четвертую волну преобразования пенсионного законодательства с тех пор, как реформа началась в 2002 г. Это означает, что правила игры меняются слишком часто. Это создает ощущение нестабильности, что не способствует доверию населения к пенсионным преобразованиям. Хотелось бы, чтобы эти изменения стали последними, но надежды на это мало. Мы видим возрастающие риски пренебрежения долгосрочной стабильностью пенсионной системы в пользу достижения краткосрочных тактических целей.

reforma_ili_lovushka_a_bigpic.jpgОфициально заявленные цели таковы. Во-первых, повышение пенсий и коэффициента замещения, т. е. отношения средней пенсии к средней зарплате. Во-вторых, обеспечение долгосрочной стабильности пенсионной системы в целом, а именно снижение дефицита пенсионного фонда и трансферта в фонд из федерального бюджета. Третья цель реформы — создание ресурса длинных денег для долгосрочных инвестиций — похоже, выпадает из основного фокуса дискуссии. К тому же решение о фактической конфискации накопительных взносов за 2014 г. показывает, что третья цель явно не стала приоритетом. Более того, мы видим явные признаки постепенного демонтажа накопительной компоненты пенсионного обеспечения, с которой связывались все надежды на рост коэффициента замещения в долгосрочной перспективе, особенно в условиях сложной демографической обстановки и старения населения. Отмена накопительных взносов для молчунов(а в ВЭБе остается около 25 млн счетов) ясно показывает охлаждение правительства к идее пенсионных накоплений в принципе и увеличивает риски дальнейшей конфискации уже накопленных средств (как это было сделано в Венгрии и частично в Польше). Приоритетом нового витка настройки пенсионной системы определенно является большая сбалансированность ПФР и освобождение федерального бюджета от значительного бремени — трансферта в фонд, который уже превышает 5% от ВВП.

Для решения этой главной задачи было предложено несколько мер, но не все они обещают одинаково хороший результат. Например, повышение требования по стажу до 15 лет принципиально не меняет ситуацию(в целом 97% работников работают дольше). Зато более затратный для работодателя досрочный выход работников на пенсию (а ведь около 30% нынешних пенсионеров получили пенсионные права досрочно!) поможет снизить пенсионный трансферт на 250 млрд руб. Повышение пенсионных отчислений для высокодоходных групп самозанятого населения — скорее мера по восстановлению «социальной справедливости», чем средство повысить доходы Пенсионного фонда. Главное же изменение коснулось базы уплаты социальных взносов. Хотя ставка меняться не будет, поднят и будет расти дальше порог зарплат, с которого уплачиваются пенсионные взносы по полной ставке. По плану рост порога будет постепенным(10-15% в год) до достижения уровня 2,3 средних зарплат в 2021 г. Вот этот рост взносов из-за расширенной базы и должен со временем уменьшить бюджетный трансферт в ПФР на пятую часть, т. е. на 1 п. п. от ВВП.

Пересчет пенсионных прав из рублей в баллы преследует ту же цель. Да, идея спорная: вносим рубли, а получаем неведомые баллы. Но замораживание стоимости балла в рублях в условиях ощутимой инфляции поможет уменьшить дефицит пенсионной системы через воздействие всего одной переменной. То есть при небольших шоках система балансируется проще, чем раньше. Мы оцениваем эффект от замораживания балла на дефицит фонда в 1 п. п. от ВВП к 2025-2030 гг.

Таким образом, общая величина трансферта из федерального бюджета может быть снижена с 5 плюс до 3% от ВВП, что является нижней границей устойчивости системы (при неизбежном риске более слабого результата, конечно). Это не кардинальное решение, обеспечивающее стабильность, но достаточное, чтобы отложить новую настройку системы на 5-7 лет. Снижение трансферта позволит направить деньги бюджета на другие цели, включая стимулирование роста через инфраструктурные инвестиции и модернизацию экономики. Это и есть краеугольный камень всех предложенных изменений и главная цель реформы на текущем этапе.

А как же люди? Мы уверены, что социальные обязательства не будут полностью отброшены (к 2020 г. 40-42% электората составят пенсионеры, и это явно принимается в расчет). Снижения пенсий в рублях не будет, но разрыв в доходах пенсионеров и работающего населения будет увеличиваться. К 2025 г., когда число пенсионеров может вырасти до 45-47 млн человек, коэффициент замещения сократится с 34,5% в 2012 г. до 25%. Пенсионеры, которые перестали быть самой бедной группой населения страны в последние пять лет, снова обеднеют. К тому же новая система расчета пенсий приведет к значительному (до 10-15 млн человек) росту числа тех, кто получает не трудовую, а социальную пенсию (т. е. пенсию в 3692 руб. в месяц с 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Получение более высоких пенсий при условии более позднего выхода на пенсию, о котором так много говорят, не поможет улучшить материальное обеспечение пенсионера. Простые расчеты показывают сомнительную привлекательность этой схемы для будущих пенсионеров (пять лет отсрочки выхода окупятся более чем через 10 лет).

А значит, активной части населения, задумывающейся о долгосрочных пенсионных проектах, лучше позаботиться о диверсификации своей пенсионной стратегии заранее. Обычно в этом месте авторы призывают участвовать в программах добровольных пенсионных накоплений. Однако решение правительства и ЦБР подвергнуть сектор негосударственных пенсионных фондов санации (через обязательное лицензирование, акционирование и вступление в систему обязательного страхования накоплений), на которую отводится два года, затрудняет практическое применение этих советов.

Автор Юлия Цепляева — директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России

Ведомости

05.11.2013

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.