Россия оставляет будущим поколениям 890 трлн руб. долга. Ведомости

Превышение обязательств бюджета над доходами в долгосрочном периоде составляет 890 трлн руб. Если не начать ликвидацию разрыва сейчас, будущим поколениям она обойдется дороже

vedom-razpyv-pokolen.jpgЗа низким госдолгом России и превосходящими его финансовыми  резервами скрывается огромный бюджетный разрыв, выяснили эксперты Института  Гайдара и Академии народного хозяйства и госслужбы. Накопленная  разница между текущей стоимостью всех будущих расходов и доходов  бюджета — 890 трлн руб., или примерно 15 годовых ВВП(в ценах 2013 г.).

Половина  необеспеченных обязательств приходится на распределительную пенсионную  систему. Вторая половина обусловлена исчерпанием нефтегазовых ресурсов  и сокращением трудоспособного населения. Продажа энергоресурсов  обеспечивает около трети доходов консолидированного бюджета, но с учетом доказанных запасов и динамики добычи нефть закончится  через 55 лет, если увеличить запасы на 25% — через 65 лет. Доля же людей в возрасте 65 лет и старше вырастет  к 2050 г. с 13 до 23%.

Ликвидация  бюджетного разрыва требует ежегодного ужесточения бюджетной политики  на 8,4% ВВП(примерно 5 трлн руб. в 2013 г.) в течение бесконечности. Это очень  большой разрыв даже в сравнении с развитыми странами, он эквивалентен либо немедленному и постоянному повышению всех  федеральных налогов на 29%, либо регулярному сокращению расходов  на 22,4%, либо комбинации этих двух мер.«Для большинства россиян, приученных думать, что бюджет  имеет довольно прочную основу в виде положительных чистых финансовых  активов, будет, без сомнения, трудно осознать, что Россия сталкивается  с серьезной долгосрочной бюджетной проблемой. Но тем не менее это  реальность, и чем дольше ее игнорировать, тем тяжелее будут способы  решения», — говорится в докладе Russia’s Fiscal Gap. Если  отложить ужесточение бюджетной политики на 10 лет, до 2023 г., то ее ежегодный масштаб возрастает  до 9% ВВП, если на 20 лет — до 9,7%, что требует  либо повышения налогов уже на 34,5%, либо сокращения расходов  на 25,9%.

Это базовый  вариант расчетов, сделанных на основе прогнозов Минэкономразвития  и Росстата; есть еще пессимистичный и оптимистичный варианты. В оптимистичном, с более высокими темпами роста ВВП и более  позитивной демографической динамикой, бюджетный разрыв получается  максимальным — например, с 2023 г. он составляет почти 11% приведенной стоимости ВВП против 9% по базовому  и 6% по пессимистичному варианту. То, что худшие для  экономики времена — лучшие для бюджета, имеет две основные причины, пишут  авторы. Первая — более низкая продолжительность жизни населения, что сокращает  расходы на пенсии и здравоохранение. Вторая — расходы, фиксированные в процентах ВВП, почти не растут, если почти  не растет и ВВП; но торможение роста не ведет  к пропорциональному уменьшению нефтегазовых доходов, которыми  и оплачивается большая часть социальных обязательств. И наоборот — при оптимистичном сценарии действуют противоположные  факторы, что ведет к более весомым бюджетным проблемам.

Соавтором  исследования стал профессор Бостонского университета, сотрудник Национального  бюро экономического анализа США(NBER) Лоуренс  Котликофф — один из со­здателей«межпоколенческого бухучета» — метода  анализа нагрузки на государственный  бюджет в долгосрочном периоде с учетом демографических изменений. По его расчетам, для США бюджетный разрыв за 2012 г. вырос  с $211 трлн до $222 трлн и требует ежегодного  ужесточения бюджетной политики на 10% ВВП. Почти в таком же  положении Греция, Великобритания, Япония; вполовину меньше — бюджетный  разрыв у Германии и Италии, а у Канады, Австралии  и Новой Зеландии он близок к нулю. Чили и Норвегия также  стали тщательно следить за долгосрочными обязательствами: создали фонды для  будущих поколений, где аккумулируется часть сырьевых доходов(от нефти — в Норвегии  и от меди — в Чили).

Масштаб  бюджетного разрыва не совпадает с официальными данными  по госдолгу из-за терминологии, объяснял Котликофф в интервью Zero  Hedge: например, взносы в систему соцстрахования могут называться налогами  или бюджетными займами, а социальные выплаты — трансфертом или  возвратом основной суммы с процентами.«Разным принятым обозначениям будут соответствовать разные  отчеты по долгу, дефициту, налогам и расходам. В сущности, эти  понятия лингвистические и ничего не говорят о финансовой политике  страны», — считает Котликофф. Математически измерить истинный дефицит  довольно просто, составив долговременный бюджетный баланс с помощью такого  параметра, как межвременное  бюджетное ограничение: оно требует, чтобы обязательства были равны доходам, не важно, как называемым. Разница между ними и есть дефицит.

Данный подход  широко используется в мире, говорит замдиректора департамента Минфина Елена  Лебединская, он основывается на инерционном прогнозе и его  основная ценность — он показывает области, где требуются наиболее  серьезные решения, узкие места бюджетной системы в долгосрочной  перспективе. Огромный разрыв для России в первую очередь говорит  о том, что экономика очень сильно зависит от нефти, основной дефицит  получен в расчетах именно из-за исчерпания ее запасов. Но в реальности это приведет к серьезной перестройке экономики, что в инерционном прогнозе не учитывается, отмечает Лебединская.

Бюджетный разрыв  существует и скорее всего будет расти, но вряд ли он настолько  велик, сомневается директор Института реформирования общественных финансов Владимир  Климанов:«С одной  стороны, [авторам российских расчетов] сложно возразить, но с другой — можно и оспорить все, что там сказано». Например, то, что нефть закончится, предрекают уже несколько десятилетий, но ведь возможно и появление новых технологических решений, рассуждает  он. Но опасности и риски учитывать стоит, и пессимистичные  оценки нужны для того, чтобы побуждать руководство страны к действиям, поддерживает идею Климанов.

Расчеты  умозрительные и формальные, но очень интересные, согласен сотрудник  института«Центр развития» Высшей школы экономики Андрей  Чернявский:«Полезно  посмотреть, что будет, если продолжать много тратить и не проводить  реформ». Снижение нефтегазовых поступлений должно вести к реформам  по улучшению институтов, бизнес-среды, конкурентоспособности, чтобы  создавать возможности роста доходов от ненефтегазового экспорта, рассуждает он.

Пока Россия, с одной стороны, старается превратить небезграничное сырьевое богатство  в постоянное финансовое благосостояние, отмечают аналитики Morgan  Stanley, но с другой — совершает стратегическую ошибку, отказываясь от пополнения пенсионных накоплений. Это перемещает дефицит  в будущее, сокращает сбережения, увеличивавшиеся на 1% ВВП  в год, и в итоге повышает риск, что власти не вернут  накопительный взнос, а, напротив, направят аккумулированные  в ВЭБе1,7 трлн руб. будущих пенсионеров на выплаты нынешним, не исключают аналитики.

Ведомости

11.11.2013

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.