Венгерский путь России: участие в накопительной и распределительной системе может стать взаимоисключающим
Аналитики Альфа-банка полагают, что правительство может сделать участие в накопительной и распределительной системе взаимоисключающим. Россия идет по сценарию Венгрии, где в 2010 году были национализированы накопительные пенсионные сбережения. Решение правительства РФ заморозить накопительную часть пенсий в 2014-2015 годах, – это первый шаг России в сторону такого развития событий.
В 2011 г. Венгрия отказалась от трехуровневой пенсионной системы, введенной в 1998 г. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х гг., государственные пенсионные расходы выросли с 8% ВВП в 2000 г. до 11% ВВП в 2010 г. Это один из самых высоких показателей среди стран-аналогов. Имея высокий госдолг 80% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, страна в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Главное требования международных кредиторов заключалось в том, чтобы страна немедленно улучшила положение своей распределительной пенсионной системы.
Для выполнения этих требований Венгрия, во-первых, в конце 2010 г. временно заморозила новые отчисления в накопительную часть, а вскоре сделала дальнейшее участие в накопительной системе добровольным. Так как большинство граждан не стало отказываться от накопительной системы, участие в накопительной или распределительной системе было объявлено взаимоисключающим. Желающие остаться в рамках накопительной системы вынуждены были отказаться от гарантированных госпенсий. Выбравшие распределительную систему также должны были отказаться в пользу государства от ранее накопленных частных сбережений, которые в 2010 г. в общей сложности составляли 10% ВВП. В итоге все население сделало выбор в пользу более привлекательного в финансовом отношении возврата к распределительной пенсионной системе и отказа от накопленных сбережений. По оценкам (Simonovits, 2011 г.), будущие пенсии граждан, оставшихся в рамках накопительной системы, были бы на 40% ниже, чем при предыдущей смешанной схеме, тогда как у тех, кто перешел в распределительную систему, пенсии оказались на 5%.
По мнению аналитиков Альфа-банка, масштаб дисбаланса пенсионного фонда в России сопоставим с тем, который был в Венгрии. Решение российского правительства поделиться нефтяными доходами бюджета с пенсионерами и агрессивно повышать пенсии в 2007-10 годах привело к резкому росту дефицита ПФР, который в настоящее время превышает 3% ВВП. Сейчас его давление на госбюджет выше, чем в странах-аналогах в 2010 году и сопоставимо с Венгрией в 2010 году, когда страна национализировала накопительные пенсионные сбережения. Хотя российский госдолг в размере 10% ВВП является одним из самых низких среди сопоставимых стран, федеральный бюджет сбалансирован при цене на нефть $110 за баррель, что заставляет искать пути снижения бюджетного дисбаланса
По прогнозам, неблагоприятная демографическая ситуация расширит дефицит Пенсионного фонда. Россия будет испытывать последствия снижения рождаемости в 1990-е годы: экономически активное население сократится, а количество пенсионеров в среднем будет расти на 1 млн. человек каждые три года. При прочих равных условиях это будет провоцировать дальнейшее расширение дефицита ПФР.
При этом правительство не может повысить пенсионный возраст из-за низкой продолжительности жизни. Хотя в России он составляет 60 лет для мужчин и 55 для женщин, что ниже 65-67 лет в странах-аналогах, это оправдано тем, что средняя продолжительность жизни в России составляет 69 лет, а не 75, как в этих странах
Решение заморозить накопительную часть пенсий в 2014-2015 годах, полагают аналитики Альфа-банка, – это первый шаг России в сторону венгерского сценария. В качестве следующего шага правительство может сделать участие в накопительной и распределительной системе взаимоисключающим, что, видимо, заставит население сделать выбор в пользу распределительной системы. Главный аргумент в пользу накопительной системы – создание внутренних источников финансирования госдолга – не является приоритетом для правительства в силу нежелания накапливать долг, что усиливает риск национализации накопительных пенсионных сбережений.
Вероятная трансформация пенсионной системы в пользу распределительной будет иметь два ключевых негативных последствия в долгосрочной перспективе: усиление бюджетных рисков из-за слабой демографии и продолжающихся индексаций, а также ухудшение инфляционных ожиданий, которые сдерживались созданием накопительной системы в прошлом.
Полностью исследование Альфа-банка можно изучить на портале «Лаборатории Пенсионной Реформы» в разделе «Аналитика».