О проекте

Закон о НПФ (Республика Молдова)

О негосударственных пенсионных фондах

 

Закон Республики Молдова

N 329-XIV от 25 марта 1999 года

 

(Monitorul Oficial N 87-89 от 12 августа 1999 года)

 

Парламент принимает настоящий органический закон.

 

 

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      

 

Статья 1. Предмет настоящего закона

Настоящий закон определяет порядок создания, функционирования и прекращения деятельности негосударственных пенсионных фондов, осуществления государственного контроля за их деятельностью.

 

 

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона следующие основные понятия употребляются в  значении:

негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - некоммерческая организация, осуществляющая сбор и учет денежных взносов, внесенных добровольно физическими или юридическими лицами либо от их имени, обеспечивающая приращение этих средств для выплаты дополнительной пенсии;

член фонда (бенефициарий) - физическое лицо, вносящее взносы или от  чьего имени другое лицо либо работодатель делает отчисления в фонд и имеющее право на получение дополнительной пенсии;

взносы - денежные средства, вносимые или перечисляемые на пенсионный  счет бенефициария;

индивидуальный пенсионный договор - договор, заключенный между любым  физическим лицом и фондом, о присоединении данного лица к пенсионному плану фонда;

коллективный пенсионный договор - договор, заключенный между работодателем и фондом, о присоединении работников к пенсионному плану фонда;

пенсионный план - правила, разработанные фондом и утвержденные Государственной инспекцией по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами, содержащие условия внесения, аккумулирования денежных средств, инвестирования активов, порядок выплаты дополнительной пенсии и др.;

правление фонда - высший орган фонда, ответственный за управление его  деятельностью и соответствие ее законодательству;

комиссия фонда - орган контроля за выполнением обязательств, предусмотренных в коллективном пенсионном договоре;

депозитарий активов фонда - банк, имеющий разрешение Национального  банка Молдовы на прием депозитов физических лиц, определяющий порядок приема денежных взносов и хранящий активы фонда;

менеджер активов фонда - банк, имеющий разрешение Национального банка  Молдовы на прием депозитов физических лиц, страховое общество, брокерская компания или инвестиционный фонд, обладающие лицензией на управление активами фонда;

аннуитет - сумма денежных средств, накопленная членом фонда и выплачиваемая ему в соответствии с положениями настоящего закона;

Государственная инспекция по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами (далее - Инспекция) - специализированный орган при Министерстве финансов, осуществляющий помимо функций в области страхования регистрацию и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в соответствии с настоящим законом и другими нормативными актами.

 

 

Статья 3. Принципы и цель создания фонда

(1) Фонд создается на добровольной основе с целью улучшения материального положения граждан в старости путем выплаты им дополнительной пенсии.

(2) Фонд осуществляет свою деятельность независимо от системы обязательного государственного социального страхования, на основе настоящего закона и других нормативных актов.

(3) Полученный инвестиционный доход не является собственностью фонда

и используется, после вычета всех административных расходов, но не более 10

процентов от суммы инвестиционного дохода, исключительно в интересах бенефициариев фонда.

 

 

Статья 4. Типы фондов

(1) Фонды бывают закрытого и открытого типа.

(2) Фонды закрытого и открытого типа создаются на основе учредительного договора и могут иметь один или несколько пенсионных планов.

(3) В фонде закрытого типа учредительный договор заключается между  всеми членами фонда в соответствии с положениями Гражданского кодекса и настоящего закона.

(4) Членами фонда закрытого типа могут быть только лица, которые к  моменту присоединения к пенсионному плану являются работниками одного или нескольких учредителей фонда.

(5) К пенсионному плану фонда открытого типа может присоединиться любое физическое лицо как напрямую, так и при посредстве работодателя, заключающего с фондом коллективный пенсионный договор, в порядке, предусмотренном настоящим законом.

 

 

Статья 5. Наименование фонда

(1) Полное наименование фонда содержит:

а) слова "негосударственный пенсионный фонд" или аббревиатуру "НПФ";

b) конкретное наименование фонда, позволяющее отличить данный фонд от  других.

(2) Полное наименование фонда может содержать и иные сведения, не противоречащие законодательству.

 

 

Статья 6. Местонахождение фонда

(1) Местонахождением фонда считается местонахождение его исполнительного органа, указанного в уставе фонда.

(2) Фонд должен иметь свой адрес, по которому с ним осуществляется связь.

 

 

Статья 7. Вкладчики и бенефициарии

(1) Вкладчиком фонда признается физическое или юридическое лицо, заключившее с фондом индивидуальный или коллективный пенсионный договор, в соответствии с которым данным лицом осуществляются взносы в пользу бенефициария фонда.

(2) Бенефициарием фонда признается физическое лицо, в пользу которого производятся взносы и которому выплачивается дополнительная пенсия.

(3) Вкладчиком (физическое лицо) и бенефициарием фонда может быть одно и то же лицо.

 

 

Статья 8. Пенсионный счет

(1) Пенсионный счет является основным финансовым документом, отражающим внесение взносов, поступление инвестиционного дохода, отчисления на административные расходы, и ведется по каждому бенефициарию в виде индивидуального пенсионного счета или бенефициариям в виде солидарного пенсионного счета.

(2) Средства, отраженные на пенсионном счете, являются собственностью бенефициария.

(3) Порядок ведения пенсионных счетов устанавливается уставом фонда, утверждаемым Инспекцией.

 

 

Глава II

УЧРЕЖДЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ ФОНДА

 

 

Статья 9. Учреждение фонда

Фонд учреждается по согласованию с Инспекцией путем заключения учредительного договора.

 

 

 

Статья 10. Учредители

(1) Учредителями фонда закрытого типа могут быть любые физические или юридические лица, соответствующие критериям, установленным Правительством.

(2) Учредителями фонда открытого типа могут быть:

а) банки, имеющие разрешение Национального банка Молдовы на прием депозитов физических лиц;

b) страховые общества, зарегистрированные в Республике Молдова и имеющие лицензию на осуществление деятельности менеджера активов фонда, выданную Инспекцией.

(3) Число учредителей фонда не ограничено.

(4) Фонд может быть образован и одним учредителем.

 

 

Статья 11. Учредительный договор

(1) Учредительный договор определяет условия совместной деятельности  учредителей по созданию фонда.

(2) Учредительный договор содержит:

а) фамилии, имена, номера документов, удостоверяющих личность учреди телей (наименования, номера свидетельств о государственной регистрации), их местожительство (местонахождение), гражданство (место регистрации), а также другие необходимые сведения об учредителях;

b) полное и сокращенное наименование учреждаемого фонда, его тип и  местонахождение;

с) цель и предмет деятельности фонда;

d) порядок и сроки создания фонда, обязательства учредителей и их ответственность;

e) перечень учредителей, уполномоченных подать заявление о регистрации фонда.

(3) Учредительный договор может содержать и иные сведения, не проти воречащие законодательству.

(4) Учредительный договор подписывается всеми учредителями и заверяется в порядке, установленном законодательством.

(5) Решение о создании фонда одним лицом оформляется в виде декларации об учреждении фонда. Декларация должна содержать те же сведения и быть подготовлена в том же порядке, что и учредительный договор.

 

 

Статья 12. Устав фонда

(1) Учредители фонда принимают устав фонда, который должен содержать:

а) указание на тип фонда;

b) обязательства и ответственность фонда перед его членами;

с) процедуру заключения и расторжения договора о присоединении к пенсионному плану и прекращении участия в нем;

d) порядок создания и деятельности органов управления фонда;

е) порядок ведения пенсионных счетов членов фонда;

f) порядок покрытия административных расходов фонда;

g) другие сведения, связанные с деятельностью фонда и не противоречащие законодательству.

(2) Устав фонда утверждается Инспекцией в течение 30 дней со дня  представления учредительных документов.

(3) Внесение изменений и дополнений в устав фонда осуществляется с  соблюдением условия, предусмотренного в части (2), и не должно ухудшать положение бенефициариев фонда либо ограничивать их права.

 

 

Статья 13. Регистрация фонда

(1) Государственная регистрация фонда осуществляется Инспекцией в установленном законодательством порядке.

(2) Фонд приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

 

 

Глава III

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА

 

 

Статья 14. Заключение пенсионного договора

(1) Отношения между вкладчиком, бенефициарием и фондом регулируются  пенсионным договором, заключенным между вкладчиком и фондом, в соответствии с которым стороны исполняют обязательства в пользу бенефициария согласно выбранному пенсионному плану.

(2) Пенсионный договор содержит:

а) наименование сторон;

b) предмет договора;

с) права и обязанности сторон;

d) пенсионный план;

e) ответственность сторон за невыполнение обязательств;

f) срок действия и условия расторжения договора;

g) порядок разрешения споров;

h) реквизиты сторон.

(3) Пенсионным договором могут быть предусмотрены и иные положения,  не противоречащие законодательству.

(4) Форма и порядок заключения пенсионного договора регламентируются  актами, издаваемыми Инспекцией.

(5) Пенсионный договор должен отвечать общим условиям действитель ности сделки, предусмотренным гражданским законодательством.

(6) Пенсионный договор вступает в силу со дня его регистрации. Порядок регистрации пенсионных договоров устанавливается Правительством.

 

 

Статья 15. Индивидуальный пенсионный договор

(1) Индивидуальный пенсионный договор заключается между физическим лицом и фондом о присоединении данного лица к пенсионному плану фонда.

(2) Ответственность за заключение и учет индивидуальных пенсионных договоров несет правление фонда открытого типа.

 

 

Статья 16. Коллективный пенсионный договор

(1) Коллективный пенсионный договор заключается между работодателем и  фондом о присоединении работников к пенсионному плану фонда.

(2) Коллективный пенсионный договор о предоставлении членства в фонде  закрытого или открытого типа заключается в случае:

а) создания работодателем фонда для работников;

b) участия работодателя в качестве учредителя фонда открытого типа  путем заключения договора о присоединении с собственным пенсионным планом;

с) присоединения работодателя к фонду открытого типа.

(3) При создании работодателем фонда закрытого типа для работников  право на присоединение к пенсионному плану фонда распространяется на всех работников данного хозяйствующего субъекта в соответствии с условиями, предусмотренными пенсионным планом.

(4) Вкладчики и бенефициарии, на которых распространяется действие  части (3), имеют равные условия. Любая дискриминация по признакам расы, национальности, этнического происхождения, языка, пола, религии, взглядам, политической принадлежности, имущественному положению или социальному происхождению не допускается.

 

 

Статья 17. Недействительность договора

Индивидуальный или коллективный пенсионный договор, противоречащий положениям настоящего закона и других нормативных актов, признается недействительным.

 

 

Статья 18. Пенсионный план

(1) Основой пенсионного договора является пенсионный план.

(2) В пенсионном плане должны быть указаны:

а) наименование пенсионного плана;

b) лица, ответственные за администрирование и выполнение пенсионного  плана, их функции;

с) условия участия и прекращения участия в пенсионном плане;

d) порядок внесения взносов и ответственность в случае его нарушения;

е) порядок ведения пенсионных счетов, учета взносов и пенсионных ак тивов;

f) правила инвестирования активов фонда;

g) порядок распределения инвестиционного дохода;

h) возраст, дающий право на получение дополнительной пенсии;

i) порядок выплаты дополнительной пенсии;

j) порядок покрытия административных расходов фонда и уведомления  участников пенсионных планов об активах и расходах;

k) другие сведения.

 

 

Статья 19. Присоединение к пенсионному плану

(1) Присоединение к пенсионному плану является добровольным.

(2) Член фонда, присоединившийся к определенному пенсионному плану, имеет право на пенсионные активы.

(3) Член фонда может участвовать в пенсионном плане самостоятельно, заключив с фондом индивидуальный пенсионный договор, или через своего работодателя, заключившего с фондом коллективный пенсионный договор.

(4) Присоединение к пенсионному плану осуществляется в порядке, установленном Инспекцией.

 

 

Статья 20. Прекращение членства в фонде

(1) В случае, если работодатель, при безусловном согласии комиссии  фонда, желает расторгнуть коллективный пенсионный договор, с тем чтобы перевести пенсионные активы работников в другой фонд, он должен представить правлению фонда и Инспекции не позднее чем за шесть месяцев соответствующее заявление.

(2) В случае расторжения заключенного с работником индивидуального  трудового договора заявление работодателя о переводе пенсионных активов работника в другой фонд представляется правлению фонда в конце календарного года.

(3) В случае прекращения членства в фонде перевод пенсионных активов  заявителя в другой фонд осуществляется по его заявлению, поданному не позднее чем за месяц до расторжения пенсионного договора. Заявление подается в правление фонда, членом которого он состоял, или, при необходимости, комиссии данного фонда, если заявитель участвовал в пенсионном плане в соответствии с коллективным пенсионным договором.

(4) Во всех случаях, когда заявление о переводе пенсионных активов  представляется работодателю, делающему отчисления в фонд от имени работников, данный перевод осуществляется только с согласия Инспекции.

 

 

Глава IV

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

 

Статья 21. Права вкладчика и бенефициария

(1) Вкладчик и бенефициарий фонда вправе:

а) получать ежеквартально информацию о состоянии пенсионного счета;

b) переводить средства, находящиеся на пенсионном счете, в другие  фонды в порядке и на условиях, предусмотренных пенсионным договором;

с) обжаловать действия фонда, его органов и должностных лиц в по рядке, установленном законодательством;

d) пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством,  пенсионным планом и пенсионным договором.

(2) Бенефициарий вправе прекратить участие в данном пенсионном плане  и потребовать перевести свои активы на другой пенсионный план. Такой перевод возможен один раз в год в соответствии с результатами деятельности фонда на конец финансового года.

 

 

Статья 22. Обязанности фонда

Фонд обязан:

а) осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом;

b) знакомить вкладчиков и бенефициариев с пенсионными планами;

с) предоставлять вкладчикам и бенефициариям информацию о состоянии пенсионных счетов не реже одного раза в квартал;

d) переводить по поручению вкладчика или бенефициария средства, находящиеся на пенсионном счете, в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

е) не принимать в одностороннем порядке решения, ухудшающие положение

вкладчиков и бенефициариев.

 

 

Статья 23. Неразглашение информации

Фонд гарантирует неразглашение информации о состоянии пенсионных счетов и выплатах дополнительной пенсии. Указанная информация может быть передана третьему лицу по требованию правоохранительных или налоговых органов в

случаях, предусмотренных законодательством.

 

 

Глава V

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДА

 

 

Статья 24. Правление фонда

(1) Высшим органом управления фонда является правление фонда.

(2) Правление ответственно за управление деятельностью фонда и соответствие ее законодательству, уставу, пенсионным планам и инструкциям, изданным Инспекцией.

(3) Правление фонда состоит из двух или более членов. В случае фонда  открытого типа члены правления назначаются учредителем (учредителями). В случае фонда закрытого типа правление избирается из равного количества представителей учредителя (учредителей) и членов фонда.

(4) Члены правления фонда избираются на срок три года с правом быть  переизбранными.

(5) Правление фонда:

а) принимает решения по вопросам выполнения уставных целей и задач  фонда;

b) информирует бенефициариев о их правах и обязанностях;

с) выбирает из числа своих членов председателя и заместителя предсе дателя правления;

d) выбирает менеджера, депозитария активов фонда, аудитора;

е) осуществляет другие функции в соответствии с положением о фонде.

(6) Правление фонда вправе уполномочить менеджера активов заниматься  управлением фондом и его текущей деятельностью при условии, что он отвечает требованиям, предусмотренным настоящим законом, положениями и инструкциями, изданными Инспекцией.

 

 

Статья 25. Комиссия фонда

(1) Комиссия фонда создается работодателем совместно с работниками,  присоединившимися к фонду открытого типа в соответствии с коллективным пенсионным договором и пенсионным планом.

(2) Число комиссий, создаваемых в составе одного фонда, должно быть  равным количеству коллективных пенсионных договоров, заключенных с данным фондом.

(3) Комиссия фонда образуется не позднее чем за три дня до начала  процедуры присоединения к фонду открытого типа.

(4) Комиссия фонда состоит как минимум из двух членов, представляющих  на паритетных началах работодателя и работников.

(5) Представители в комиссии из числа работников не могут быть опротестованы работодателем.

(6) Работодатель имеет право исполнять функции представителя в комиссии лично или делегировать эти функции другому лицу.

(7) Деятельность комиссии фонда регламентируется положением о ней,  утвержденным Правительством.

 

 

Статья 26. Функции комиссии фонда

(1) Комиссия фонда:

а) обеспечивает правление фонда необходимой информацией для реализации пенсионных планов;

b) защищает интересы членов фонда перед правлением фонда и третьей  стороной;

с) осуществляет, в пределах своей компетенции, контроль за выполнением фондом, работодателем и работниками обязательств, предусмотренных в коллективном пенсионном договоре;

d) своевременно информирует работников и работодателей о ходе выполнения коллективного пенсионного договора и осуществлении отчислений в фонд;

е) раз в полгода представляет правлению фонда отчет о ходе выполнения  пенсионных планов.

(2) Комиссия фонда вправе потребовать от правления фонда:

а) внесения, в случае необходимости, изменений и дополнений в правила  и распоряжения, изданные фондом;

b) осуществления мер по предотвращению потерь при инвестировании финансовых средств.

 

 

Глава VI

АКТИВЫ ФОНДА

 

 

Статья 27. Оценка активов фонда

(1) Оценка активов фонда осуществляется не реже одного раза в месяц в сроки, устанавливаемые Инспекцией.

(2) Фонд по истечении 24 месяцев с начала накопления активов должен рассчитывать ежеквартально их рентабельность.

 

 

Статья 28. Депозитарий активов фонда

(1) Фонд выбирает депозитария, которому доверяет хранение своих активов на основе депозитарного договора.

(2) Депозитарием активов фонда может быть банк, имеющий разрешение  Национального банка Молдовы на прием депозитов физических лиц.

(3) Депозитарий активов фонда:

а) принимает напрямую на счета фонда денежные средства, получает и  хранит ценные бумаги, депозитные сертификаты, платежные документы, другие документы, подтверждающие наличие денежных средств и других ценностей, выполняет распоряжения о переводе активов фонда;

b) производит расчеты денежных средств, получает и передает ценные  бумаги по операциям, произведенным менеджером активов;

с) осуществляет контроль за соблюдением менеджером активов фонда положений настоящего закона, правил инвестирования активов, предусмотренных в пенсионном плане, другой деятельностью менеджера, требующей получения соответствующей лицензии;

d) представляет правлению фонда данные расчета и учета долей активов,  принадлежащих каждому участнику пенсионного плана, независимо от того, заключил он индивидуальный или коллективный пенсионный договор.

(4) Заключение между правлением фонда и депозитарием депозитарного  договора, внесение в него изменений и дополнений и его расторжение осуществляются по согласованию с Инспекцией.

(5) В фонде закрытого типа депозитарий активов не может быть аффили рованным лицом учредителя фонда.

(6) Порядок расчетов и учета активов устанавливается каждым фондом  отдельно и является обязательным после утверждения его Инспекцией.

 

 

Статья 29. Менеджер активов фонда

(1) Управление активами фонда, инвестирование взносов и инвестиционного дохода осуществляются менеджером активов, обладающим лицензией, выданной Инспекцией.

(2) Фонд вправе самостоятельно выбирать менеджера активов.

(3) В фонде закрытого типа менеджер активов не может быть аффилированным лицом учредителя фонда.

(4) Менеджер активов фонда:

а) обеспечивает реализацию инвестиционной политики, определенной фондом, и ее соответствие положениям настоящего закона, выполняет операции с активами фонда;

b) несет ответственность за правильность и законность операций с пенсионными активами;

с) регулярно информирует фонд об изменении своего финансового положения.

(5) Условия инвестирования активов фонда определяются договором, заключенным между фондом и менеджером активов.

 

 

Статья 30. Лицензия на управление активами фонда

(1) Лицензия на управление активами фонда выдается на основании заявления, поданного в Инспекцию фондом. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные положением, утвержденным Правительством.

(2) Для получения лицензии на управление активами фонда претендент на  исполнение функций менеджера активов вносит на специальный счет в банке, предложенном Национальным банком Молдовы, сумму в молдавских леях, равнозначную не менее чем 250 тысячам долларов США. Данную сумму предполагается использовать для возмещения, на основании решения судебной инстанции, возможного ущерба от незаконных или непрофессиональных действий должностных лиц менеджера.

(3) В целях обеспечения дополнительных гарантий возмещения возможного  ущерба, упомянутого в части (2), менеджер инвестирует активы, превышающие отмеченную в части (2) сумму, в государственные ценные бумаги, находящиеся в обращении.

(4) Собственные активы менеджера должны составлять не менее одного  процента общей стоимости активов фонда.

(5) Порядок выдачи лицензии на управление активами фонда и осуществления надзора за деятельностью менеджера устанавливается Правительством.

 

 

Статья 31. Гарантии членам фонда

(1) Денежные средства, внесенные членом фонда, являются его собственностью и перечисляются на его индивидуальный пенсионный счет.

(2) Член фонда имеет право на всю накопленную на его пенсионном счете сумму.

(3) Пенсионные активы, накопленные на индивидуальных пенсионных счетах, не могут быть собственностью менеджера или депозитария активов фонда.

(4) В случае банкротства фонда или депозитария принадлежащие членам фонда средства должны быть отделены от средств фонда или депозитария.

(5) Средства бенефициариев используются строго в их интересах.

 

 

Глава VII

ВЫПЛАТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ

 

 

Статья 32. Право члена фонда на выбор поставщика аннуитета

(1) Член фонда свободен в выборе поставщика аннуитета.

(2) Фонд должен произвести перечисление накопленных членом фонда денежных средств поставщику аннуитета, у которого данный член желает получить аннуитет, при условии, что он заявил об этом не позднее чем за 14 дней до даты их отзыва.

 

 

Статья 33. Право на выбор способа получения аннуитета

(1) Бенефициарий вправе выбрать один из следующих способов получения аннуитета:

а) перечисление на личный счет социального обеспечения бенефициария,

открытый в пенсионном фонде системы обязательного государственного социального страхования;

b) выплата по страховому полису, приобретенному в страховом обществе (пожизненный аннуитет);

с) выплата наличными.

(2) Порядок перечисления накопленных бенефициарием денежных средств поставщику аннуитета определяется Инспекцией.

 

 

Статья 34. Перечисление и выплата пенсионных активов

(1) Перечисление или выплата бенефициарию накопленных пенсионных активов осуществляется по достижении им пенсионного возраста.

(2) Перечисление или выплата бенефициарию накопленных пенсионных активов могут быть осуществлены до достижения им пенсионного возраста в случае:

а) установления бенефициарию пожизненно в период членства в фонде  первой группы инвалидности;

b) смерти члена фонда.

(3) В случае, если смерть члена фонда наступила до достижения им пенсионного возраста, право на получение накопленных умершим активов переходит к его наследникам в порядке, установленном законодательством.

(4) Наследники члена фонда вправе:

а) присоединиться к пенсионному плану в пределах унаследованных активов;

b) получить унаследованные активы наличными.

 

 

Глава VIII

ИНВЕСТИРОВАНИЕ АКТИВОВ ФОНДА

 

 

Статья 35. Принципы инвестирования

(1) Активы фонда инвестируются с целью увеличения инвестиционного дохода исключительно в пользу бенефициариев в соответствии с положениями настоящего закона и с соблюдением следующих основных принципов:

а) безопасность активов фонда;

b) разнообразие инвестиций;

с) сохранение соответствующей ликвидности активов.

(2) В целях реализации принципов, указанных в части (1), Инспекция,  на основе консультаций со специалистами, определяет направления и конкретные размеры инвестиций, порядок инвестирования, лиц, ответственных за принятие решений и осуществление инвестиций, а также процедуру принятия этих решений.

 

 

Статья 36. Области инвестирования

Активы фонда могут быть инвестированы, с соблюдением положений статей  35 и 37 и нормативных актов о валютном регулировании, в:

а) денежные активы, включая банковские счета и депозиты в банке, который имеет лицензию Национального банка Молдовы на осуществление финансовой деятельности, с которым не заключено соглашение, предусматривающее исправительные меры, или в отношении которого не издано соответствующее распоряжение Национального банка Молдовы и уставный капитал которого составляет в молдавских леях сумму, равнозначную не менее чем 10 миллионам долларов США;

b) государственные ценные бумаги;

с) ценные бумаги, которые зарегистрированы Национальной комиссией по  ценным бумагам и котируются на фондовой бирже;

d) ценные бумаги, выпущенные зарегистрированными в Республике Молдова  акционерными обществами;

е) государственные обязательства, выпущенные иностранными правительствами, а также индексированные иностранные фонды, имеющие высокий международный рейтинг при наличии соответствующего разрешения Национального банка Молдовы;

f) другие области инвестирования, предусмотренные положениями, изданными Инспекцией.

 

 

Статья 37. Условия инвестирования активов

Инвестирование активов, осуществляемое согласно статье 36, должно  удовлетворять следующим требованиям:

а) в случае, предусмотренном в пункте с) статьи 36, может быть инвестировано не более 50 процентов общей стоимости активов фонда;

b) в случае, предусмотренном в пункте d) статьи 36, может быть инвестировано не более 5 процентов общей стоимости активов фонда;

с) в случае, предусмотренном в пункте е) статьи 36, может быть инвестировано не более 15 процентов общей стоимости активов фонда;

d) в случае только одного эмитента в какой-либо из областей инвестирования, предусмотренных статьей 36, может быть инвестировано:

не более 5 процентов общей стоимости активов фонда;

не более 5 процентов общей стоимости активов соответствующего эми тента.

 

 

Статья 38. Фиксирование максимального процента

инвестируемых активов

(1) Инспекция вправе фиксировать максимальный процент активов фонда, которые могут быть инвестированы в конкретную область инвестирования из указанных в статье 36.

(2) Инспекция вправе фиксировать максимальный процент активов фонда, которые могут быть инвестированы в ценные бумаги конкретного акционерного общества.

(3) Инспекция не вправе фиксировать минимальный процент инвестируемых активов фонда.

 

 

Статья 39. Право голоса

(1) Фонд имеет право голоса на общих собраниях акционеров акционерных обществ, в ценные бумаги которых были инвестированы активы фонда.

(2) Фонд может делегировать осуществление права голоса менеджеру или депозитарию активов фонда по выбору.

(3) Право голоса осуществляется исключительно в пользу членов фонда.

 

 

Статья 40. Запреты на инвестирование активов

(1) Активы фонда не могут быть инвестированы в:

а) ценные бумаги, которые не котируются и даже не участвуют в сделках  на организованных рынках;

b) активы, которые не могут быть отчуждены по закону;

с) активы акционерных обществ, которые не котируются на организованных рынках и оценка которых вызывает сомнения;

d) недвижимое имущество или любое связанное с ним право;

е) ценные бумаги, выпущенные:      

учредителями фонда;

менеджером активов фонда;

депозитарием активов фонда;

аффилированным лицом.

(2) Инспекция может предусматривать дополнительные запреты на инвестирование активов фонда в целях защиты интересов его членов.

 

 

Статья 41. Запреты на операции с активами

Фонд не вправе:

а) продать активы;

b) купить активы;

с) предоставлять кредиты или гарантии.

 

 

Глава IX

НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФОНДОВ

 

 

Статья 42. Государственная инспекция по надзору

за страхованием и негосударственными

пенсионными фондами

(1) Надзор за деятельностью фондов осуществляет Государственная инспекция по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами, созданная путем реорганизации Государственного страхового надзора.

(2) Инспекция является специализированным органом при Министерстве финансов, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом о страховании и настоящим законом.

(3) Одновременно с осуществлением функций в области страхования Инспекция выполняет задачи по защите интересов членов фондов.

 

 

Статья 43. Основные функции Инспекции

(1) В области надзора за деятельностью фондов Инспекция:

а) ведет регистр фондов;

b) выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление деятельности менеджера активов фонда;

с) сотрудничает, в целях обеспечения эффективности осуществляемого  надзора за деятельностью фондов, с Национальным банком Молдовы, Национальной комиссией по ценным бумагам и другими организациями;

d) занимается вопросами организации и развития системы негосударственных пенсионных фондов;

е) информирует население о целях и принципах деятельности фондов;

f) обеспечивает разработку и выпуск положений, инструкций и других  документов по вопросам деятельности фондов;

g) осуществляет иную деятельность в соответствии с настоящим законом  и положением о ней.

(2) Деятельность Инспекции регламентируется Правительством.

 

 

Статья 44. Организационная структура Инспекции.

Председатель

(1) Организационная структура Инспекции утверждается постановлением Правительства по предложению председателя Инспекции.

(2) Председатель Инспекции назначается на должность и освобождается от должности Правительством.

(3) Срок полномочий председателя Инспекции составляет 7 лет, по истечении которого он может быть назначен вновь.

 

 

Глава X

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

 

 

Статья 45. Финансовый год

Финансовый год фонда начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Первый финансовый год начинается со дня создания фонда.

 

 

Статья 46. Бухгалтерский учет

(1) Фонд осуществляет бухгалтерский учет и управление своей финансовой деятельностью в порядке, устанавливаемом Министерством финансов.

(2) Годовой финансовый отчет фонда удостоверяется внешним аудитором.

(3) Аудит финансовой деятельности фонда осуществляется в порядке, установленном законодательством.

(4) Фонд представляет статистический и финансовый отчеты в установ ленном порядке.

(5) Ежегодно к 1 марта фонд подготавливает отчет, содержащий данные о  состоянии активов, поступивших на его счет средствах на административные расходы и использовании этих средств в истекшем году. Отчет публикуется в печати.

 

 

Глава XI

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДА

 

 

Статья 47. Прекращение деятельности фонда

(1) Деятельность фонда может быть прекращена путем его реорганизации или ликвидации.

(2) Реорганизация и ликвидация фонда регулируются настоящим законом, положением о фонде и уставом фонда.

 

 

Статья 48. Ликвидация фонда

(1) Ликвидация фонда осуществляется:

а) по решению правления фонда, согласованному с Инспекцией, при условии выполнения им обязательств перед вкладчиками и бенефициариями;

b) по решению судебной инстанции, принятому по обращению Инспекции.

(2) Ликвидация фонда в соответствии с пунктом а) части (1) осуществ ляется ликвидационной комиссией, назначенной правлением фонда по согласованию с Инспекцией.

(3) Финансовые права, которыми обладает бенефициарий на момент ликвидации фонда, действительны до полного их удовлетворения.

(4) Порядок ликвидации фонда, а также функции ликвидационной комиссии  регламентируются положением о фонде.

 

 

Статья 49. Неплатежеспособность или банкротство

менеджера, депозитария активов фонда, работодателя

(1) В случае неплатежеспособности или банкротства менеджера или депозитария активов фонда либо аннулирования лицензии менеджера решением Инспекции назначается новый менеджер или депозитарий.

(2) В случае неплатежеспособности или банкротства работодателя, осуществляющего отчисления в фонд, действие коллективного пенсионного договора приостанавливается.

(3) Коллективный пенсионный договор вновь вступает в силу, если новый работодатель получает права и берет на себя обязательства перед членами фонда.

 

 

Глава XII

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

 РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

 

 

Статья 50. Налогообложение

Налогообложение взносов членов фонда и инвестиционных доходов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом.

 

 

Статья 51. Разрешение споров

Споры по вопросам применения настоящего закона разрешаются Инспекцией и судебными инстанциями в соответствии с законодательством.

 

 

Глава XIII

ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

 

Статья 52. Правонарушения

Правонарушениями при осуществлении деятельности фонда являются:

а) дача ложной информации или отказ предоставить информацию об инвестициях, состоянии пенсионных активов;

b) включение ложных данных в бухгалтерскую отчетность;

с) представление бенефициарием подложных или неправильно оформленных  документов с целью досрочного получения накопленных средств;

d) присвоение по подложным или неправильно оформленным документам на копленных в фонде средств;

е) неперечисление работодателем в фонд отчислений от заработной платы  членов фонда;

f) разглашение конфиденциальной информации должностным лицом фонда;

g) преднамеренное действие менеджера, депозитария активов фонда или  аудитора, причинившее ущерб членам фонда.

 

 

Статья 53. Ответственность

Виновные в нарушении настоящего закона и других принятых в соответствии с ним нормативных актов несут материальную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно законодательству.

 

 

Глава XIV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Статья 54

(1) Правительству в трехмесячный срок:

а) представить Парламенту предложения о внесении в законодательство  изменений, вытекающих из настоящего закона;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

с) принять на основе настоящего закона нормативные акты и другие документы по вопросам создания и функционирования негосударственных пенсионных фондов.

(2) В 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего закона привести в соответствие с его положениями деятельность страховых обществ и приравненных к ним других организаций по заключению договоров о страховании дополнительной пенсии.

(3) Договоры, заключенные до вступления в силу настоящего закона,  должны быть приведены в соответствие с его положениями и документами, изданными Инспекцией.

   

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ПАРЛАМЕНТА                                                                                          Думитру ДЬЯКОВ

 

 

Источник:  http://www.cont.md/fin_zak/

11.12.2002

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.