2003. Н.Ю. Брусникин. Перспективы инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов
Тезисы выступления заместителя Председателя Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Российской Федерации Брусникина Николая Юрьевича на международной конференции «Пенсионная Реформа в России» 31 марта 2003г.
Тезисы выступления
Заместителя Председателя Комитета
по труду и социальной политике
Государственной Думы Российской Федерации
Брусникина Н.Ю.
на международной конференции "Пенсионная Реформа в России"
31 марта 2003г.
Перспективы инвестирования пенсионных накоплений
в ценные бумаги иностранных эмитентов
В настоящее время подводятся промежуточные итоги первого года реализации пенсионной реформы. Основные правила для развития новой пенсионной системы уже установлены, однако, как и в шахматной игре, с каждым ходом возникает новая позиция, которую необходимо проанализировать и просчитать, к каким последствиям она может привести. В своем выступлении я хотел бы коснуться одного из таких вопросов, перспективы которого необходимо предвидеть уже сейчас, а именно вопрос инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов.
Этот аспект представляется важным еще и потому, что поступление пенсионных активов исключительно на российский фондовый рынок, может привести к эффекту "разбухания мыльного пузыря", с последующим единовременным уменьшением стоимости активов. За примером далеко ходить не надо. После бурного роста фондового рынка в 1990-х годах в США за последние три года капитализация акций американских компаний сократилась на 7,6 трлн. долларов, то есть сумму, эквивалентную общей стоимости активов всех инвестиционных фондов в этой стране. Наиболее серьезный ущерб от кризиса на фондовом рынке в этой стране понесли именно пенсионные фонды.
Вряд ли разумно пытаться любой ценой разместить пенсионные накопления в финансовые инструменты внутреннего рынка. Указанные накопления в итоге должны окупаться, то есть их доходность должна быть выше уровня инфляции. В этих условиях необходимо найти решения, позволяющие инвестировать излишнюю массу пенсионных накоплений, которую не в силах без потерь принять внутренняя экономика и фондовый рынок, в ценные бумаги иностранных эмитентов.
Пенсионное законодательство предусматривает возможность инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов. В соответствии с законом N111-ФЗ от 24.06.2002г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" пенсионные накопления могут вкладываться в ценные бумаги иностранных эмитентов. Вложение осуществляется путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах. При этом, Законом установлены предельные ограничения доли средств в инвестиционном портфеле, размещаемых в ценные бумаги иностранных эмитентов, в процентах и по годам: в 2003 году - 0 процентов; в 2004 - 2005 годах - 5 процентов; в 2006 - 2007 годах - 10 процентов; в 2008 - 2009 годах - 15 процентов, а с 2010 года и далее 20 процентов. Правительство РФ может устанавливать дополнительные ограничения на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов.
Индексные инвестиционные фонды являются очень популярной и динамично развивающейся формой коллективных инвестиций на развитых фондовых рынках. Вместе с тем, вряд ли можно считать оправданным подход, фиксирующий индексные инвестиционные фонды как единственно возможный способ инвестирования средств пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов. Абсолютный размер активов индексных инвестиционных фондов несопоставим с объемами рынков различных финансовых инструментов (Только в США общая стоимость облигаций, акций и активов инвестиционных фондов открытого типа составляет 35,8 трлн. долларов США. В этой массе активы индексных инвестиционных фондов составляют меньше 0,3%).
Индексные инвестиционные фонды пока не являются достаточно капитализированными, их размер сопоставим с капитализацией не самых крупных акционерных обществ, допущенных к листингу на российских биржах. Инвестированные в них средства пенсионных накоплений неизбежно будут подвергаться риску ликвидности. Они столкнутся с проблемой, аналогичной при инвестировании в ценные бумаги на внутреннем рынке, - перегревом рынка в разовом вложении значительных сумм капиталов.
Некоторые разновидности индексных инвестиционных фондов, названные в Законе, пока можно отнести к категории "мертвых душ". В частности, в п.1 ст. 26 Закона в качестве разрешенных объектов инвестирования названы индексные инвестиционные фонды, "размещающие средства в государственные ценные бумаги иностранных государств". К сожалению, даже на западных рынках такие фонды пока только начали появляться.
В этих условиях представляется не совсем оправданной система ограничений вложений пенсионных накоплений в иностранные активы, допускающая вложения в еще только появляющиеся виды индексных инвестиционных фондов и запрещающая вложения даже в государственные ценные бумаги или корпоративные облигации, имеющие самые высокие оценки кредитоспособности ведущих рейтинговых агентств. Представляется, что Банк России очень бы удивился, если бы ему предложили хотя бы часть золотовалютного резерва держать исключительно в виде ценных бумаг индексных инвестиционных фондов.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, это возможность инвестирования пенсионных денег в ценные бумаги иностранных эмитентов, которые будут выпускаться на территории Российской Федерации.
Такую возможность для иностранных эмитентов предоставили недавно внесенные в Закон "О рынке ценных бумаг" поправки. Кроме того, в ближайшем будущем Правительством будет утвержден перечень международных финансовых организаций, ценные бумаги которых будут допускаться к размещению на российском рынке. В перечень планируется включить такие международные финансовые организации, как Европейский банк реконструкции и развития, Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация.
Российская Федерация является участницей всех перечисленных международных финансовых организаций. Участие РФ обеспечивает доступ ко всей необходимой информации о финансовой деятельности указанных МФО, на основании которой может быть сделан вывод о достаточной надежности эмитента и выпускаемых им бумаг.
Все включенные в перечень международные организации обладают высокими кредитными рейтингами и имеют надежную репутацию на мировых финансовых рынках. Их финансовые обязательства, в том числе и вытекающие из выпускаемых ими облигаций, обеспечены как принадлежащими им активами, так и участием экономически развитых государств в формировании финансовых ресурсов указанных международных организаций.
Предварительные переговоры, проведенные с представителями указанных международных финансовых организаций, свидетельствуют о высокой степени заинтересованности указанных банков осуществить непосредственно на территории Российской Федерации эмиссию рублевых облигаций. Это является одной из новых форм кредитования российской экономики. Привлеченные за счет эмиссии рублевых облигаций средства будут направлены банками на развитие соответствующих отраслей реального сектора российской экономики, минуя выдачу этими банками валютных кредитов России.
Все это позволяет сделать вывод, что такие ценные бумаги могут стать надежным объектом для инвестирования пенсионных активов. Таким образом, целесообразно было бы внести соответствующее дополнение в Закон "Об инвестировании" и дополнить список разрешенных активов ценными бумагами, выпускаемыми международными финансовыми организациями.