Власти в поиске гарантий, НПФ в поиске компромиссов
Решив все остальные насущные вопросы, связанные с пенсионной реформой, власти активно обсуждают сейчас, как найти компромисс между интересами граждан и пенсионных фондов, за счет чего расширить гарантии сохранности пенсионных накоплений и насколько часто разрешить будущим пенсионерам менять НПФ. Обо всем этом пишут сегодня обе крупнейшие деловые газеты России – «Ведомости» и «Коммерсантъ». Позабыв о возмущении по поводу заморозки пенсионных накоплений и введение новой пенсионной формулы, НПФ пытаются найти свое место под солнцем в новой системе пенсионных ценностей
Центробанк предлагает существенно расширить гарантии сохранности накоплений граждан. Об этом рассказали «Ведомостям» два чиновника финансовых ведомств, ознакомившихся с этими предложениями. Получая накопления граждан на пять лет, НПФ должны за это платить — гарантировать людям сохранение инвестиционного дохода.
Государственная система гарантирования накоплений (аналог системы страхования вкладов) должна заработать в 2014 г. Госгарантии будут распространяться только на номинал — размер отчислений работодателя на накопительные пенсии застрахованных. А вот сохранность дохода, размер которого за десятки лет инвестирования может существенно превышать номинал отчислений, не гарантирована. ЦБ предлагает, чтобы сохранность инвестиционного дохода обеспечивали сами фонды — в обмен на полученные долгосрочные ресурсы.
Механизм предлагается такой: если человек оставляет свои накопления в одном НПФ на пять лет, то доход, который ему за это время заработает его фонд-страховщик, должен капитализироваться, и потом его уже нельзя будет снизить. «Если человек потом поменяет фонд, то новый страховщик обязан вернуть ему то, что получил на входе, а если он потерял деньги, то должен компенсировать их за счет своего страхового резерва. В случае банкротства НПФ застрахованный сможет претендовать на сумму с учетом капитализированного дохода. Если имущества банкрота не хватит на возврат этой суммы, то расплачиваться придется АСВ — но госгарантии в любом случае распространяются только на размер номинала, подчеркивает собеседник «Ведомостей».
У застрахованных в этой системе тоже есть обязательства — о решении поменять НПФ они должны уведомить свой фонд за пять лет.
Получить комментарии АСВ газете не удалось, представитель ЦБ отказался обсуждать вопрос.
Сейчас НПФ рассчитывают получить пятилетние ресурсы без всяких условий. В пакете поправок, сопровождающих законопроект о гарантировании накоплений, предусмотрен прямой запрет на перевод застрахованными средств из одного фонда в другой чаще чем раз в пять лет. Госдума должна принять соответствующий законопроект до конца года. Однако в Госдуме пока что не видели формализованных предложений ЦБ, рассказал «Ведомостям» один из депутатов.
По сведениям газеты «Коммерсантъ», власти сейчас пытаются найти компромисс между интересами будущих пенсионеров и компаний, управляющих их пенсионными накоплениями. Гражданам предлагается дать альтернативу: либо держать свои средства пять лет в одном НПФ, покрыв возможные убытки госстраховкой, либо менять управляющую компанию каждый год — но на свой страх и риск. Предложение исходит от Центробанка. Идея облегчить будущим пенсионерам процесс смены государственного (ВЭБ) или частного (НПФ) управляющего их пенсионными накоплениями сейчас обсуждается заинтересованными ведомствами, в том числе в Госдуме. Ее суть — сохранить за гражданами право переходить из фонда в фонд ежегодно, но при условии, что инвестиционные риски — а именно убытки от инвестирования фондами средств пенсионных накоплений — население возьмет на себя.
Если идея ЦБ будет поддержана, у населения будет выбор: либо менять фонд на свой риск в расчете на больший доход, либо, ничем не рискуя, положиться на уже существующего управляющего накоплениями. С одной стороны, идея запрета на переход из фонда в фонд чаще чем раз в пять лет призвана сделать пенсионные деньги по-настоящему длинным инвестиционным ресурсом. С другой — она активно лоббировалась участниками пенсионного рынка, для которых отток клиентской базы влечет не только сокращение денег под управлением, но и прямые потери средств, потраченных на привлечение накоплений будущих пенсионеров. Агентам НПФ в среднем платят 2 тыс. руб. за привлеченного клиента, а граждане все чаще меняют НПФ. В 2011 году так поступили 699 тыс. человек, в 2012-м — 1,34 млн, по итогам 9 месяцев 2013 года — 1,35 млн человек. Права этой, наиболее активной, части граждан будут ущемлены введением пятилетнего срока инвестирования, указывают эксперты. Правда, как ни парадоксально, выиграть могут и убыточные фонды. Менять фонд с убытком для себя захотят немногие, и клиентская база таких НПФ может оказаться более стабильной, чем у доходных игроков, конкуренция за клиентов между которыми может, напротив, обостриться.
Прогнозировать, станут ли ежегодные переходы распространенной практикой, участники рынка не берутся. Дополнительную неопределенность в вопрос вносит и то, что пока непонятно, насколько сильный сдерживающий эффект окажет введение государственного страхования пенсионных средств. Кроме того, как уже писал «Коммерсантъ», сейчас несколько крупных НПФ лоббируют поправки, процедурно усложняющие смену НПФ. Их реализация также может снизить число желающих оперативно переходить из фонда в фонд.