Закон определил, как будет проходить акционирование НПФ и каким образом будут гарантированы права застрахованных
Госдума на пленарном заседании в понедельник приняла закон об обязательном акционировании до 1 января 2019 года всех негосударственных пенсионных фондов, которые сейчас являются некоммерческими организациями. Закон, помимо прочего, вводит требования к квалификации и деловой репутации органов управления НПФ, передает ИТАР-ТАСС. Также во втором и третьем чтении был принят закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС
Акционирование НПФ
Акционирование предполагается провести в два этапа. НПФ, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, до 1 января 2016 года должны быть акционированы либо ликвидированы. При этом НПФ, совмещающие обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, должны выделить обязательную часть в отдельный фонд и акционировать его до этой даты. Акционирование НПФ, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение, должно быть завершено до 1 января 2019 года. В противном случае такие фонды тоже подлежат ликвидации.
Акционерным НПФ запрещается осуществлять операции с векселями и выдавать займы. Оплата акций фонда путем зачета денежных требований к фонду не допускается. Для акционерных НПФ вводится запрет на выплату дивидендов по акциям в течение первых пяти лет со дня госрегистрации. Запрещается размещение (инвестирование) средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений НПФ в его в ценные бумаги.
Минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, уставного капитала - не менее 120 млн рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 млн и 150 млн рублей соответственно. Собственное имущество НПФ будет подразделяться на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Закон вводит требования к квалификации и деловой репутации органов управления НПФ, включая совет директоров и правление, а также создает механизмы участия вкладчиков и застрахованных лиц в управлении НПФ через специальный орган - попечительский совет. В состав попечительского совета входит не менее пяти человек, причем вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители) должны иметь в нем в совокупности не менее трех четвертей. Попечительский совет сможет предварительно рассматривать и представлять свои рекомендации по наиболее важным вопросам, включаемым в повестку общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) НПФ. Это касается вопросов, связанных с реорганизацией или ликвидацией, уменьшением уставного капитала, изменением направляемого в собственные средства размера дохода от инвестирования.
Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков ранее отмечал, что Банку России предоставляются полномочия «по контролю смены собственников НПФ». Поскольку сейчас НПФ существуют в форме некоммерческих организаций, то при переходе фонда к новому владельцу не требуется отражать это в учредительных документах. В результате порой очень сложно выявить, кто является реальным собственником НПФ, остались ли прежние учредители и т.д.
Законом вводятся жесткие требования для будущих акционеров НПФ в целях раскрытия информации по всей цепочке бенефициаров. При этом предусматривается предоставление всей информации о физических лицах, которые прямо или косвенно контролируют юридических лиц - акционеров НПФ. Теперь, по словам Жукова, будет контроль за сменой собственников, включая всевозможные «цепочки» и «схемы», а также по проверке акционеров и контролирующих лиц.
Акционерами НПФ не смогут стать юридические лица, зарегистрированные в офшорах. Специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и оценщик, а также их акционеры или участники, аффилированные с ними лица не вправе будут приобретать в собственность или получать в доверительное управление акции НПФ, которым эти организации оказывают соответствующие услуги.
Кроме того, закон предусматривает распространение системы страхования вкладов на денежные средства, размещенные на счетах и во вкладах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Подробнее о законопроекте здесь.
О гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС
Госдума сегодня приняла закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Депутаты проголосовали за документ во втором и третьем чтениях.
Закон предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая начнет действовать с 1 января 2015 года и будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Страховщиками по ОПС являются Пенсионный фонд РФ (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Существующие НПФ смогут войти в систему гарантирования только в случае принятия решения об акционировании.
Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений составит 0,0125 % от суммы накоплений, сформированных у ПФР или НПФ и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ставка взноса может быть увеличена Банком России до 0,025 % для фондов, которые будут проводить более рискованную политику. В случае уменьшения объема ФГПН более чем в два раза в течение календарного года, ставка взноса может быть увеличена Банком России по предложению АСВ до 0,05 %, но не более чем на пять лет. Размер ФГПН после 1 января 2017 года должен составлять не более 1 % суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у всех страховщиков и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Застрахованному лицу предоставляется право менять страховщика (ПФР или НПФ) ежегодно или раз в пять лет. При этом лицу, который не менял страховщика не менее пяти лет, при переходе в другой фонд передаются внесенные им средства и инвестиционный доход, капитализированный за все прошедшие пятилетние периоды. При назначении пенсии застрахованному лицу НПФ должен учитывать фактический результат инвестирования средств пенсионных накоплений на момент назначения пенсии, но не ниже номинала. В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии застрахованному лицу гарантируется возмещение суммы внесенных средств и накопленного дохода при его наличии АСВ.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых иной срок. В частности, основные статьи закона, касающиеся функционирования системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, вступят в силу с 1 января 2015 года. Пенсионные фонды, включенные в реестр участников такой системы в течение 2015 или 2016 года, обязаны уплатить вступительный взнос в ФГПН в размере 0,0125 % расчетной базы за 2014 или 2015 годы, соответственно.
В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии в 2014 году, недостаток средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, подлежащих передаче в ПФР, будут возмещаться за счет средств Банка России. В случае недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, осуществивших переход в ПФР из НПФ в связи с аннулированием его лицензии до 1 января 2014 года, недостаток средств возмещается Пенсионным фондом РФ в случаях и порядке, которые определяются законодательством, т.е. из федерального бюджета.
В период до 1 января 2017 года Комитет финансового надзора Банка России вправе назначить временную администрацию НПФ независимо от оснований, установленных законами «О негосударственных пенсионных фондах» и «О несостоятельности (банкротстве)».
Подробно о законопроекте здесь.