Наша новая пенсионная реальность
Президент России Владимир Путин подписал законы, направленные на проведение в России третьей по счету пенсионной реформы. Законы устанавливают новую реальность пенсионного рынка как для граждан России, так и для негосударственных пенсионных фондов. В 2014 году пенсионную реформу будут «донастраивать», а работать она начнет с 1 января 2015 года. Весь вопрос в том, как долго мы будем копить пенсии в предлагаемых условиях, и как скоро примем участие в еще одной пенсионной реформе.
Все законы были опубликованы на официальном интернет-портале правововй информации. Также они размещены на портале «Лаборатории Пенсионной Реформы» в разделе Законодательство.
Итак, благодаря усилиям правящей партии и сенаторов спорные пенсионные законы были приняты в конце уходящего 2013 года без промедления. «Мы специально продвигаем его именно сейчас, - заявил ранее премьер-министр России, лидер партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев. – [Это делается] для того, чтобы у нас был год на «донастройку», это ответственная позиция» (цитата по РБК). По его мнению, обнаруженные проблемы еще могут быть устранены в течение 2014 года.
Таким образом, законы были подписаны несмотря на возражения как экспертов пенсионного рынка, так и парламентских и непарламентских партий. Основная претензия к законам – это невозможность разобраться в громоздкой пенсионной формуле. Об этом говорили не только эксперты и депутаты, но и сенаторы, и представители Счетной палаты.
Однако это не смущает законотворцев: все отделения Пенсионного фонда России и единороссы в грядущем году будут усиленно разъяснять гражданам основные положения реформы. «Абсолютное большинство, 90% страхов - фантомные. Любые инициативы сверху - по социальным инициативам, по пенсиям, по выплатам - людьми воспринимаются настороженно», - уверен Д.Медведев, призвавший однопартийцев включиться в «программу по разъяснению основных положений этого документа». «Здесь ничего хитрого, это не бином Ньютона», - подчеркнул он. Ранее известных ученых в связи с новой формулой вспоминала и Оксана Дмитриева из «Справедливой России», партии, которая проголосовала против всех законопроектов «пенсионного пакета». «Если бы ее увидели Эйлер, Пифагор или Колмогоров, они бы перевернулись в гробу, поскольку здесь очень много чисто математических недостатков и парадоксов», - сказала Дмитриева.
Эксперты и аналитики уверены: новая пенсионная реформа просуществует недолго. Она принималась наспех, без обсуждения с профессионалами рынка, без тщательной проработки основных положений законов, и через несколько лет мы можем оказаться в ситуации, когда ее снова придется менять.
«У государства все меньше и меньше средств на пенсионную систему, и сохранять те параметры и ориентиры, которые объявлены, будет очень сложно», - сказал глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин 23 декабря на пресс-конференции в РИА Новости. При этом он отметил, что все предпринимательское сообщество выступало против отмены накопительной части пенсии, хотя они несут основную нагрузку как работодатели. Экономический блок правительства также был против отмены накопительной части пенсии и даже ее существенной переделки. «Тем не менее, эти решения практически уже приняты, граждане поставлены перед выбором - участвовать в накопительной части или распределительной. Хотя сделать такой выбор сложно даже профессиональному финансисту», - сказал Кудрин.
Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН, уверен, что реформа «не окончательная и уже в ближайшее время подвергнется корректировке. У нас последнюю реформу, 2002 года, корректировали, как известно, два или три раза» (мнение Е.Гонтмахера на портале Комитета гражданских инициатив). Он отмечает, что дефицит Пенсионного фонда с помощью данной реформы покрыт не будет, да это и не являлось ее целью. Если дефицит и удастся в первое время уменьшить, то только за счет того, что накопительные пенсии, никого не спросив, передали в фонд страховых.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор Российской академии госслужбы при президенте Людмила Ржаницына, отвечая на вопрос «Лаборатории Пенсионной Реформы» о том, может ли ситуация с реформой перемениться в ближайшие 10 лет, сказала, что все изменится гораздо раньше. «Технологически формула не позволяет вовремя и достоверно определять бюджет ПФР и федеральный бюджет, его дотирующий. Придется многое авансировать, чтобы не иметь массовых ошибок в выплате пенсий. Необходимость поправлять отставание коэффициента возмещения, продолжающаяся нехватка тарифа для обеспечения пенсионных прав, новые льготы для страхователей и пр. приведут к тому, что все будет не дешевле, а дороже», - отметила она.
«Сейчас отсутствуют гарантии того, что в ближайшие годы не будут приняты решения, которые вновь приведут к существенному изменению ситуации с пенсиями и пенсионными отчислениями. А это, соответственно, это подрывает доверие ко всей пенсионной системе, и существующие в новой пенсионной реформе мотивационные аспекты (получение белых зарплат и больший срок работы для получения пенсии: позитивные аспекты реформы) просто не будут работать без должного доверия со стороны пользователей – т.е. со стороны граждан России», - отметил аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин.
«На мой взгляд, вообще недопустимо принимать закон, а потом дорабатывать его в следующем году», - добавил вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Юрий Люблин. По его мнению, одобренный депутатами закон нужно не дорабатывать, а перерабатывать коренным образом. Утверждения председателя правительства о положительных результатах реформы в перспективе не подтверждается расчетами, считает Люблин, и ни одна из задач, стоящая в «майских указах» президента в отношении пенсий, не решается. Благосостояние стариков по сравнению с работающим населением будет ухудшаться, и не сокращается зависимость пенсионной системы от федерального бюджета (цитата по km.ru).
Вероника Иванова, заместитель руководителя отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА», тоже согласна с тем, что пенсионная реформа может поменяться. «Учитывая, что предыдущая пенсионная реформа была в начале 2000-х, можно ожидать, что через 10 лет будет проведена очередная пенсионная реформа. Тем более что нынешняя пенсионная реформа при сложившейся неблагоприятной ситуации в экономике России не способна улучшить обеспечение пенсионеров, не ухудшив условия работающих граждан и бизнеса. При этом реформа направлена только на решение финансовых проблем, но она не решает вопроса растущей демографической нагрузки. Поэтому в ближайшем будущем мы наверняка столкнемся с новыми изменениями в пенсионном законодательстве», - сказала она.
Но в ближайшее время нам всем придется разобраться в том, что именно устанавливает новая пенсионная реформа. Попробуем начать прямо сегодня.
Реформа для будущих пенсионеров
Новый порядок начисления трудовых пенсий по старости вводится в действие с 2015 года, основные законы - это закон о страховых пенсиях и о накопительной пенсии. Трудовая пенсия теперь делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для родившихся до 1967 года будет действовать только страховая часть пенсии, а тем, кто моложе, будет предоставлен выбор — либо оставить только страховую систему, либо через негосударственный пенсионный фонд и управляющую компанию дополнительно сформировать накопительную пенсию.
Сейчас работодатели перечисляют 22 % от суммы официальной заработной платы сотрудника в качестве взносов в Пенсионный фонд России. Большая часть - 16 % от суммы зарплаты - поступает на индивидуальный лицевой счет в ПФР, а остальное идет на финансирование выплат нынешним пенсионерам.
Для тех, кто родился до 1967 года, все 16%, о которых говорилось выше, идут в страховую часть. Для тех, кто родился в 1967 году и моложе – есть возможность направить часть этой суммы (то есть 6% от зарплаты) на формирование пенсионных накоплений. Для этого надо написать соответствующее заявление в ПФР (со следующего года можно перейти в НПФ из Пенсионного фонда лишь при личном обращении в последний, тогда как в этом году было достаточно подать лишь соответствующее заявление в НПФ).
Кроме того, в накопительную пенсию можно передавать дополнительно собственные средства.
Страховая пенсия
Пенсии будут рассчитываться в баллах, а не в рублях. Работая, получая зарплату и производя отчисления в пенсионный фонд (через работодателя), человек будет получать пенсионные баллы. Они будут рассчитываться исходя из размера зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию.
Для получения трудовой пенсии установлен минимальный порог - 30 баллов. Те, кто не «заработал» их, будут получать только социальную пенсию.
Однако число баллов – не единственный барьер. Учитывается также минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости. Сейчас он составляет пять лет. К 2025 году достигнет 15 лет: то есть те, кто выходит на пенсию в 2025 году и позже, уже должны им обладать. При стаже менее 15 лет все накопленные баллы аннулируются государством, и пенсионеру достается опять-таки только социальная пенсия. Ежегодно вплоть до 2025 года размер минимального стажа будет увеличиваться на один год.
В период работы «белая» зарплата должна быть не меньше 2 МРОТ (минимальный размер оплаты труда, сейчас 5205 руб.). Если официальная зарплата меньше, то накапливать баллы нужно будет дольше.
Также условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин.
Страховая пенсия, кроме того, будет полагаться по инвалидности и по случаю потери кормильца. Эти виды пенсий будут назначаться независимо от продолжительности страхового стажа и количества баллов.
В соответствии с законом с 1 января 2014 года в страховом стаже будет учитываться период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 4,5 лет в общей сложности. Кроме того, теперь к нестраховым периодам для матерей добавлен период ухода за четвертым ребенком. Это положение коснется тех женщин, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года. При этом за каждого следующего ребенка женщина получит больше пенсионных баллов: за первого - 1,8, за второго - 3,6, за третьего - 5,4, за четвертого - 5,4. В случае совпадения страховых и нестраховых периодов человек сможет выбирать наиболее выгодный для него период расчета.
Согласно новым пенсионным законам, для работающих пенсионеров будет производиться перерасчет пенсии. Для тех, у кого зарплата не превышает 18 тысяч рублей, а это в основном работники бюджетной сферы, перерасчет будет 100%-м, для остальных он ограничится тремя баллами.
«Сельские пенсионеры», проживающие в сельской местности, отработавшие в сельском хозяйстве не менее 25 лет, неработающие и имеющие доход менее полутора прожиточных минимумов в субъекте Федерации, с 2016 года будут получать специальную доплату в размере 0,25% от фиксированной выплаты.
По новым законам все проживающие за рубежом пенсионеры, которые выйдут на пенсию с января 2015 года, должны будут открыть счета в России для начисления пенсии.
Как будут пересчитывать пенсию из рублей в баллы и обратно?
В законе о страховых пенсиях стоимость «переходного» коэффициента на 1 января 2015 года установлена на уровне 64,1 руб.: по такой цене будут переводить в баллы все накопленные до реформы пенсионные права в рублях.
«Действующих» пенсионеров тоже пересчитают, по тому же коэффициенту. С 1 января 2015 года будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. Если при таком перерасчете размер страховой пенсии по старости не достигает размера, который пенсионер получает, то ему выплачивается пенсия в этом же, то есть более высоком, размере.
Начисленные за всю рабочую жизнь пенсионные права по выходе на пенсию будут пересчитаны обратно из баллов в рубли. Размер конвертационного коэффициента будет устанавливаться в законе о бюджете Пенсионного фонда России ежегодно.
Таким образом, если человек начал работать после 2015 года, он сразу получает в свою пенсионную «копилку» баллы. Если он уже проработал определенное количество времени, то все накопленные дореформенные права в рублях переведутся в баллы по означенному выше коэффициенту, и далее на его счет будут начисляться уже баллы. Тех же, кто уже успел стать пенсионером, тоже переведут на новую систему и пересчитают их пенсию в баллы.
Как будет проходить ежегодная индексация пенсии?
Индексация пенсии будет происходить дважды в год. Конвертационный коэффициент ежегодно будет индексироваться на уровне не ниже инфляции за предыдущий год. Таким образом, каждый год пенсия будет перерасчитываться: число заработанных баллов будет умножаться на установленный в законе коэффициент.
1 апреля предусмотрена еще одна индексация, размер которой зависит от доходов Пенсионного фонда, включая трансферты из бюджета, и суммы баллов всех получателей пенсий. Этот размер будет устанавливаться по методике, которую разработает правительство, и указываться в законе о бюджете.
Накопительная пенсия – только для граждан 1967 года рождения и моложе
Закон «О накопительной пенсии» предусматривает выделение с 1 января 2015 года накопительной части пенсии в самостоятельный вид и устанавливает основания возникновения прав на нее, а также порядок ее выплаты и назначения. Также определяется орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по установлению накопительной пенсии: либо это Пенсионный фонд России, либо негосударственный пенсионный фонд. В них застрахованное лицо формирует свои пенсионные накопления.
Для того чтобы формировать накопительную часть пенсии, необходимо подать соответствующее заявление в ПФР (выбрать инвестиционный портфель ВЭБ). На это у граждан России, родившихся в 1967 году и позже, есть еще два года – до конца 2015 года. «Молчуны», то есть те, кто не подал за это время соответствующее заявление о выборе пенсионного фонда, не смогут формировать накопительную часть пенсии. То есть все отчисления от заработной платы на страховые взносы будут идти в страховую и распределительную часть. Деньги будут направляться на выплаты пенсионерам, а работающие будут получать пенсионные баллы. Для тех, кто выбрал в дополнение к страховой еще и накопительную пенсию, размер отчислений в страховую составит, соответственно, на 6% меньше, то есть 10%. Пенсионные баллы будут рассчитываться именно с этой суммы.
Граждане, в пользу которых страховые взносы по обязательному страхованию начнут начисляться впервые после 1 января 2014 года, могут делать такой выбор в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Впоследствии можно отказаться от финансирования накопительной пенсии и направить 6% в страховую часть, и этот переход не ограничивается по времени.
Размер накопительной пенсии, который с 1 августа каждого года подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва, будут определять исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (сейчас так называемый срок доживания – сколько проживет человек после выхода на пенсию – составляет 19 лет).
Накопительную часть, согласно действующим законам, можно наследовать, только если застрахованный умер до наступления пенсионного возраста.
Реформа для НПФ
Президент РФ Владимир Путин также подписал два закона, касающиеся изменения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это закон об акционировании НПФ и создании системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе ОПС. Подробнее о новой системе работы НПФ можно прочитать ниже (текст подготовлен с использованием информации ИТАР-ТАСС).
Акционирование НПФ
В течение 2014 года все взносы граждан будут направляться в страховую часть пенсионной системы. НПФ должны за этот год санацию в Центробанке, подтвердив свою финансовую состоятельность лицензией. Кроме того, в течение года НПФ предстоит поменять организационно-правовой формат - их обязали акционироваться.
Акционирование предполагается провести в два этапа. НПФ, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, до 1 января 2016 года должны быть акционированы либо ликвидированы. При этом НПФ, совмещающие обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, должны выделить обязательную часть в отдельный фонд и акционировать его до этой даты. Акционирование НПФ, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение, должно быть завершено до 1 января 2019 года. В противном случае такие фонды тоже подлежат ликвидации. Акционерным НПФ запрещается осуществлять операции с векселями и выдавать займы. Оплата акций фонда путем зачета денежных требований к фонду не допускается. Для акционерных НПФ вводится запрет на выплату дивидендов по акциям в течение первых пяти лет со дня госрегистрации. Запрещается размещение (инвестирование) средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений НПФ в его в ценные бумаги.
Минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 млн рублей, уставного капитала - не менее 120 млн рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 млн и 150 млн рублей соответственно. Собственное имущество НПФ будет подразделяться на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления. Закон вводит требования к квалификации и деловой репутации органов управления НПФ, включая совет директоров и правление, а также создает механизмы участия вкладчиков и застрахованных лиц в управлении НПФ через специальный орган - попечительский совет. В состав попечительского совета входит не менее пяти человек, причем вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители) должны иметь в нем в совокупности не менее трех четвертей. Попечительский совет сможет предварительно рассматривать и представлять свои рекомендации по наиболее важным вопросам, включаемым в повестку общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) НПФ. Это касается вопросов, связанных с реорганизацией или ликвидацией, уменьшением уставного капитала, изменением направляемого в собственные средства размера дохода от инвестирования. Банк России получает полномочия по контролю смены собственников НПФ. Законом вводятся жесткие требования для будущих акционеров НПФ в целях раскрытия информации по всей цепочке бенефициаров. При этом предусматривается предоставление всей информации о физических лицах, которые прямо или косвенно контролируют юридических лиц - акционеров НПФ.
Акционерами НПФ не смогут стать юридические лица, зарегистрированные в офшорах. Специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и оценщик, а также их акционеры или участники, аффилированные с ними лица не вправе будут приобретать в собственность или получать в доверительное управление акции НПФ, которым эти организации оказывают соответствующие услуги. Кроме того, закон предусматривает распространение системы страхования вкладов на денежные средства, размещенные на счетах и во вкладах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Гарантирование прав застрахованных лиц в системе ОПС
Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая начнет действовать с 1 января 2015 года и будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС и находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Страховщиками по ОПС являются Пенсионный фонд РФ (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Существующие НПФ смогут войти в систему гарантирования только в случае принятия решения об акционировании.
Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений составит 0,0125 % от суммы накоплений, сформированных у ПФР или НПФ и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ставка взноса может быть увеличена Банком России до 0,025 % для фондов, которые будут проводить более рискованную политику. В случае уменьшения объема ФГПН более чем в два раза в течение календарного года, ставка взноса может быть увеличена Банком России по предложению АСВ до 0,05 %, но не более чем на пять лет. Размер ФГПН после 1 января 2017 года должен составлять не более 1 % суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у всех страховщиков и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Застрахованному лицу предоставляется право менять страховщика (ПФР или НПФ) ежегодно или раз в пять лет. При этом лицу, который не менял страховщика не менее пяти лет, при переходе в другой фонд передаются внесенные им средства и инвестиционный доход, капитализированный за все прошедшие пятилетние периоды. При назначении пенсии застрахованному лицу НПФ должен учитывать фактический результат инвестирования средств пенсионных накоплений на момент назначения пенсии, но не ниже номинала. В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии застрахованному лицу гарантируется возмещение суммы внесенных средств и накопленного дохода при его наличии АСВ.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых иной срок. В частности, основные статьи закона, касающиеся функционирования системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, вступят в силу с 1 января 2015 года. Пенсионные фонды, включенные в реестр участников такой системы в течение 2015 или 2016 года, обязаны уплатить вступительный взнос в ФГПН в размере 0,0125 % расчетной базы за 2014 или 2015 годы, соответственно.
В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии в 2014 году, недостаток средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, подлежащих передаче в ПФР, будут возмещаться за счет средств Банка России. В случае недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, осуществивших переход в ПФР из НПФ в связи с аннулированием его лицензии до 1 января 2014 года, недостаток средств возмещается Пенсионным фондом РФ в случаях и порядке, которые определяются законодательством, т.е. из федерального бюджета.
В период до 1 января 2017 года Комитет финансового надзора Банка России вправе назначить временную администрацию НПФ независимо от оснований, установленных законами «О негосударственных пенсионных фондах» и «О несостоятельности (банкротстве)».