Критерии для вступления НПФ в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут разработаны к концу января

Центральный банк РФ должен завершить разработку критериев для вступления фондов в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования до 31 января 2014 года. Об этом напомнил в прямом эфире РБК ТВ президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов РФ Константин Угрюмов.

sistema_gosgarantij.jpgОн отметил «весьма конструктивную позицию наших коллег из Центробанка» и добавил, что НАПФ также принимает участие в процедуре разработки этих критериев. 

Напомним, что в конце 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал два закона, касающиеся изменения деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это закон об акционировании НПФ и создании системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе ОПС.

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая начнет действовать с 1 января 2015 года и будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС и находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Страховщиками по ОПС являются Пенсионный фонд РФ (ПФР) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Существующие НПФ смогут войти в систему гарантирования только в случае принятия решения об акционировании.

Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений составит 0,0125 % от суммы накоплений, сформированных у ПФР или НПФ и переданных в доверительное управление, по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ставка взноса может быть увеличена Банком России до 0,025 % для фондов, которые будут проводить более рискованную политику. В случае уменьшения объема ФГПН более чем в два раза в течение календарного года, ставка взноса может быть увеличена Банком России по предложению АСВ до 0,05 %, но не более чем на пять лет. Размер ФГПН после 1 января 2017 года должен составлять не более 1 % суммы средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у всех страховщиков и переданных в доверительное управление по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Застрахованному лицу предоставляется право менять страховщика (ПФР или НПФ) ежегодно или раз в пять лет. При этом лицу, который не менял страховщика не менее пяти лет, при переходе в другой фонд передаются внесенные им средства и инвестиционный доход, капитализированный за все прошедшие пятилетние периоды. При назначении пенсии застрахованному лицу НПФ должен учитывать фактический результат инвестирования средств пенсионных накоплений на момент назначения пенсии, но не ниже номинала. В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии застрахованному лицу гарантируется возмещение суммы внесенных средств и накопленного дохода при его наличии АСВ.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых иной срок. В частности, основные статьи закона, касающиеся функционирования системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, вступят в силу с 1 января 2015 года. Пенсионные фонды, включенные в реестр участников такой системы в течение 2015 или 2016 года, обязаны уплатить вступительный взнос в ФГПН в размере 0,0125 % расчетной базы за 2014 или 2015 годы, соответственно.

В случае банкротства НПФ или отзыва у него лицензии в 2014 году, недостаток средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, подлежащих передаче в ПФР, будут возмещаться за счет средств Банка России. В случае недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, осуществивших переход в ПФР из НПФ в связи с аннулированием его лицензии до 1 января 2014 года, недостаток средств возмещается Пенсионным фондом РФ в случаях и порядке, которые определяются законодательством, т.е. из федерального бюджета.

В период до 1 января 2017 года Комитет финансового надзора Банка России вправе назначить временную администрацию НПФ независимо от оснований, установленных законами «О негосударственных пенсионных фондах» и «О несостоятельности (банкротстве)». 

22.01.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.