Госпрограмма по развитию пенсионной системы «прошла» Общественный совет при Минтруде. Подробности – в эмоциональном репортаже газеты «Солидарность»

Приступивший к работе Общественный совет при Министерстве труда и соцзащиты РФ подробно обсудил законодательные планы ведомства. И утвердил поправки к четырем масштабным госпрограммам РФ, исполняемым Минтрудом. В эти программы чиновники внесли массу изменений. Представители профсоюзов высказали ряд возражений против некоторых планов правительства...

sovet0513.jpgПРАВКА ГОСПРОГРАММ

Членам Общественного совета при Минтруде РФ на первом рабочем заседании пришлось утвердить проекты поправок к четырем федеральным госпрограммам: «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения», «Доступная среда» и «Развитие пенсионной системы». Поправки к первым двум связаны в основном с продлением действия этих программ до 2019 года, а также с перераспределением полномочий и уточнением прав распорядителей бюджетных денег. А вот госпрограммы по «безбарьерной среде» для инвалидов и пенсионной реформе чиновники переработали радикально...

Министерство за пять дней до заседания решило - «внезапно» для многих членов Совета - включить госпрограммы в повестку дня. И рассмотреть сразу, в рамках одного заседания. Все это возмутило присутствующих, так как повестка дня должна утверждаться как минимум за неделю до заседания. Само обсуждение представленных документов было бурным и продолжалось часа четыре. Выяснились любопытные обстоятельства. Например, ряд членов Совета увидели эти документы впервые.

Оказалось, причина спешки в том, что по распоряжению главы правительства Минтруд уже 1 февраля вносит обновленные госпрограммы в правительство для утверждения. Замминистра труда Сергей Вельмяйкин с подкупающей откровенностью заявил, что Минтруд в любом случае внесет эти госпрограммы на утверждение правительства в положенный срок - «с положительным заключением Совета или с отрицательным». Просто потому, что таков регламент: «По положению, мы обязаны вносить такие документы на рассмотрение Совета, и мы их вносим. Что вам с ними делать - ваше дело, мы не вмешиваемся».

В итоге все четыре госпрограммы пришлось обсуждать детально. О них членам Совета подробно рассказали руководители профильных департаментов Минтруда, которым пришлось представлять эти документы «по всей форме». И, соответственно, отвечать на многочисленные вопросы. Особой активностью выделялся глава Росуглепрофа, член Общественной палаты РФ Иван Мохначук.

В частности, Мохначук высказался против перехода к системе «самообеспечения», заложенного в программах по соцподдержке граждан и по содействию трудоустройству: при такой системе «соцподдержка в значительной части будет оказываться за счет нуждающихся», а «содействие» трудоустройству сведется к сокращению числа получателей пособий. И указал на методологический «порок» всех представленных госпрограмм: «То, что в оценках эффективности реализации госпрограмм у вас везде стоят проценты, - неправильно, людям это ни о чем не говорит. Они не понимают, чего реально мы достигли. Есть известный принцип - «сколько вешать в граммах?». Должны быть показатели «до и после», указанные в абсолютных цифрах, и сравнение: что было раньше и что дополнительно человек получит, в чем конкретно улучшение!» Мохначуку ответили, что методология, по которой разрабатываются циркуляры и пишутся законы, - это компетенция не Минтруда. А структур сильно повыше. Как говорится, есть традиции, и не нам их нарушать...

Директор департамента Минтруда по делам инвалидов Григорий Лекарев рассказал, что действие госпрограммы «Доступная среда» планируется продлить до 2020 года. Разработали большой пакет поправок к социальному и трудовому законодательству, который должен адаптировать его к требованиям недавно ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов.

Краткое сообщение Лекарева вызвало бурную дискуссию - представители профсоюзов программу прочли внимательно. Зампред ФНПР Давид Кришталь указал на запланированное в проекте резкое сокращение штата (в среднем с 6 - 9 до 3 - 4 человек) бюро медико-социальных экспертиз (МСЭ) - постоянных комиссий, рассматривающих «заявки» на признание инвалидом. Выяснилось, что параллельно с повышением оплаты труда медиков правительство намерено провести к 2017 году «оптимизацию штатной численности учреждений МСЭ». Это приведет к упразднению примерно половины всех должностей в составе бюро МСЭ и резкому ужесточению графика работы оставшихся врачей. «Как вы собираетесь объяснить это «улучшение» населению, когда из штата бюро МСЭ начнут увольнять врачей-специалистов? - с возмущением спросил Кришталь. - Что будет происходить на местах, где штаты бюро МСЭ и без того страдают от некомплекта, надо объяснять?..»

В ответ Лекарев призвал «не воспринимать это как какую-то кампанию по огульному увольнению половины штата». И попытался убедить собравшихся, что новые показатели «оптимизации» бюро МСЭ прописаны лишь «рамочно» и «в общем случае». Ну а на местах, куда спущено большинство полномочий, все решат индивидуально и исходя из местных кадровых резервов и потребностей... «Вы неправду говорите, - парировал Кришталь. - В таком виде этот документ поддерживать нельзя». Он указал, что в этом документе прямым текстом записано повсеместное сокращение должностей «психолог» и «специалист по социальной работе» в бюро МСЭ. А также «приведение к 2017 году врачей-экспертов к числу до 3 штатных единиц». Оказалось, под сокращение может подпасть даже врач - специалист по реабилитации. Под градом вопросов чиновник откровенно «зарапортовался» - так, он попытался доказать, что «продлевать» инвалидность каждый год и ходить по «медкомиссиям» вообще не нужно (однако показать соответствующий нормативный акт не смог). И - одновременно - подтвердил, что критерии признания человека инвалидом не изменятся.

Последняя госпрограмма - по развитию пенсионной системы - вызвала у общественников такую бурю эмоций, что чиновники предложили рассмотреть ее в ускоренном режиме. («Караул устал!..») А на выручку главе профильного департамента министерства Игнату Игнатьеву специально пришел главный «эксперт по пенсиям» в правительстве - статс-секретарь Андрей Пудов. Которого на обсуждении предыдущих вопросов не было...

Как пояснил «Солидарности» после мероприятия Давид Кришталь, в «обновленной» пенсионной госпрограмме масса несоответствий и противоречий. Она носит «прикидочный» характер, поскольку ее дорабатывали фактически «на ходу», параллельно с написанием пакета законов о пенсионной реформе. И при этом старались учитывать как «запросы» различных ведомств и руководства Кабмина, так и требования президента, который не раз высказывался «по теме». В итоге программа по развитию пенсионной системы, исходно написанная «на срок до 2015 года», подверглась кардинальной переработке. Однако в ней так и не нашла отражения основная тема, беспокоящая профсоюзы, - о достойном размере пенсии и о замещении ею утраченного заработка. Несмотря на то, что действие программы планируется продлить минимум до 2019 года, в ней не предусмотрено никаких четких сроков выполнения требований международных конвенций о минимальном коэффициенте замещения пенсией утраченного заработка (40%).

В итоге заседания большинством голосов все четыре госпрограммы утвердили, что называется, с процедурными замечаниями. Министерству указали на то, что о «форс-мажоре» надо оповещать членов Совета заранее и присылать все материалы и документы заблаговременно, а не раздавать прямо перед заседанием.

ОРГВОПРОСЫ

На заседании были решены почти все оргвопросы работы Совета, образованы пять комиссий. В помощь председателю Совета Елене Тополевой-Солдуновой (глава Агентства социальной информации) избраны три заместителя. Ими стали: Елена Герасимова (директор Центра социально-трудовых прав), Лилия Овчарова (директор Независимого института социальной политики) и Сергей Кривенко (член правления общества «Мемориал»). Кроме того, был составлен график заседаний Общественного совета при Минтруде: Совет станет собираться минимум раз в два месяца (по прогнозам членов Совета - еще чаще, скорее всего, раз в месяц). Для заседаний Совета «зарезервировали» и день недели - третий четверг месяца. Следующее заседание намечено на 20 февраля.

ДОСЬЕ: БУДУЩИЕ ЗАКОНЫ

Совет обсудил также законодательные планы Минтруда на этот год и перспективы взаимодействия министерства с парламентом и общественниками. Чиновники и общественники согласились, что в отношении законов, реализация которых требует дополнительных затрат (прежде всего о повышении МРОТ), все согласования нужно завершить к лету, до начала бюджетного процесса на 2015 год. В нынешнем году в Минтруде будут разработаны 23 новых «социальных» законопроекта (большинство почти готово к рассмотрению в ГД либо дорабатывается «для согласования в правительстве»). Это поправки к десяткам законов, которые охватывают все направления деятельности министерства: трудовые отношения, социальную защиту, занятость населения, пенсионное обеспечение, госслужбу и деятельность внебюджетных государственных «социальных» фондов.

Планируется не позже мая внести в парламент проект закона «о повышении ответственности работодателей за нарушение законодательства в части оплаты труда». Разрабатывается также законопроект «о совершенствовании правовых норм в сфере обязательного соцстраха от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», но каков характер поправок, чиновники не уточняют. Летом будет внесен проект закона «о повышении эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы», ужесточающий требования к получателям пособий по безработице. В частности, установят более жесткий лимит времени на трудоустройство. Предполагается внести проект «рамочного» закона о кодексах профессиональной этики. На его базе для разных профессий разработают свои этические кодексы, которые согласуют и утвердят в различных отраслях в трехстороннем формате.

Намечено законодательно установить порядок участия не только НКО, но и бизнеса в сфере соцобслуживания. И разработать механизмы привлечения предпринимателей в эту сферу за счет предоставления дополнительных налоговых льгот и субсидирования процентных ставок по целевым кредитам.

Министерство, наряду с ФМС, поучаствует в исправлении российских законов о трудовой миграции и «порядке привлечения иностранцев к трудовой деятельности в РФ». Так, планируется полностью охватить мигрантов медстрахованием и соцстрахом. По мысли чиновников, это уравняет мигрантов в правах с россиянами и сведет к минимуму трудовой демпинг, когда работодателю выгодно нанимать по дешевке бесправных иностранцев вместо россиян (ведь «своим» приходится по закону обеспечивать и нормальную зарплату, и медстраховку, и «соцпакет»). Например, на иностранных граждан распространят все нормы обязательного соцстраха по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Центральная профсоюзная газета Солидарность

06.02.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.