«Мотивы новой реформы с самого начала были абсолютно прозрачны: потратить те резервы, которые возникли в накопительной составляющей». Экономист Михаил Дмитриев прокомментировал пенсионную систему в интервью ИА «Росбалт»
Мотивы новой реформы с самого начала были абсолютно прозрачны: потратить те резервы, которые возникли в накопительной составляющей системы. С их помощью, хотя бы на короткое время, хотели уменьшить дефицит финансирования Пенсионного фонда. Все остальные новации возникли как некая декорация к этому.
В том окончательном виде, в котором эта система вышла из-под пера законодателей, баллы маскируют единственный реальный результат: среднесрочная и долгосрочная устойчивость пенсионной системы теперь достигается только за счет одного параметра – уменьшения соотношения средней пенсии и зарплаты. Согласно материалам, которые сами разработчики приложили к законопроекту, коэффициент замещения к 2030 году снизится с нынешних 33% до 24-26%.
В перспективе это создает предпосылки для дестабилизации всей бюджетной системы. В условиях, когда уже через 15-20 лет около половины российских избирателей, реально голосующих на выборах, будут людьми пенсионного или предпенсионного возраста, они, при отсутствии накопительного компонента в своих пенсиях и снижающемся коэффициенте замещения, будут требовать только одного – чтобы им дали больше денег из государственного бюджета. При таком численном перевесе они этого добьются, но на это может не хватить даже всех налоговых поступлений федерального бюджета. Это верный путь к нестабильным финансам и неуправляемому росту цен.
А если бы эти же люди через 15-20 лет, накануне пенсии, имели те пенсионные сбережения, которые сформировались бы при нормальном развитии накопительной системы, то их отношение к экономической политике изменилось бы. Бюджетная нестабильность не отвечала бы их интересам, поскольку вела бы к обесценению их пенсионных накоплений и к уменьшению размеров пенсий. Это та положительная обратная связь между интересами людей и ответственной экономической политикой, которая без накопительной пенсионной системы не возникнет.