Эксперты: выбор граждан в пользу «белой» зарплаты зависит от экономической ситуации в стране, а не от пенсионной системы

В марте 2014 года правительство представило на парламентских чтениях основные подходы к решению проблемы «серой» заработной платы. Считается, что базис для этого – а именно пенсионное законодательство – уже создан. Теперь нужно предпринять ряд усилий для легализации рынка труда – и граждане сами потянутся в компании с «белой» зарплатой. Экономисты, опрошенные «Лабораторией Пенсионной Реформы», уверены – существующего пенсионного законодательства недостаточно, чтобы стимулировать граждан России искать работу с «белой» зарплатой. Надо предпринимать бесчисленное множество дополнительных мер для исправления ситуации. Создавать соответствующие условия для работодателей. Проводить хорошую пропагандистскую работу. Но главное – зарплаты станут белыми только тогда, когда улучшится экономическая ситуация в стране. Когда люди позволят себе иметь белую зарплату. А это уже не зависит от пенсионной системы.

ser_zarp_karik.jpgБорьба с серыми схемами получения заработной платы – это одна из первоочередных задач, решение которой наметило для себя Министерство труда и социальной защиты РФ в 2014 году. По мнению госчиновников, все составляющие новой пенсионной системы направлены на то, чтобы бороться с «зарплатными нелегалами» - как работодателями, так и гражданами России.

Основным посылом пенсионной реформы является обеспечение достойной пенсией «тех, кто работает разумно длительное время, тех, кто работает на легальной заработной плате, тех, за кого работодатель платит страховые взносы с относительно высокой заработной платы», заявил в марте 2014 года министр труда Максим Топилин. Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев был более лаконичен: «если заработная плата не будет легальной, то пенсия будет оставаться маленькой».

По данным Минтруда, в России от 7 до 10 млн человек находятся вне занятости, получая нелегальную заработную плату. Не исключено, что еще больше людей получает «по документам» только часть от своей настоящей зарплаты. Выступая на парламентских слушаниях в марте этого года, М.Топилин обозначил направления, в которых двигается правительство. Это сверка баз данных министерства, налоговой и пенсионных фондов, что позволит определить зоны нелегальной занятости и ухода от налогов; поправки в Уголовный кодекс, которые готовит Министерство юстиции. Топилин также выступил с инициативой о создании системы, при которой поступающие страховые взносы за работников являлись бы обязательным условием для получения кредитов. В рамках «работы на местах» местные администрации, по сообщениям ряда локальных СМИ, призывают граждан анонимно жаловаться на работодателей, которые платят им зарплаты по «серым» схемам.

Однако на пути решения проблемы нелегально получаемой зарплаты встают три препятствия. Первое – экономическое положение страны и ее граждан, когда лучше иметь хоть какую-то зарплату, чем не иметь ее вовсе; второе – неосведомленность россиян об «основном посыле» (цитируя министра) пенсионной системы; третье – неверие в долгосрочность и надежность создаваемых государством экономических макросистем.

Опрошенные «Лабораторией Пенсионной Реформы» эксперты-экономисты не сошлись во мнении: некоторые считают, что новая пенсионная система обладает механизмами, которые позволят легализовать рынок труда, другие – что в новой системе соответствующих рычагов нет. Однако в любом случае существующего пенсионного законодательства недостаточно, чтобы стимулировать граждан России искать работу с «белой» зарплатой. Надо предпринимать бесчисленное множество дополнительных мер для исправления ситуации. Создавать соответствующие условия для работодателей. Проводить хорошую пропагандистскую работу. Но главное – зарплаты станут белыми только тогда, когда улучшится экономическая ситуация в стране. Когда люди позволят себе иметь белую зарплату. А это уже не зависит от пенсионной системы. 

nazarov.jpgДиректор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров:

Нынешнее пенсионное законодательство в значительной степени направлено на стимулирование граждан искать работу с белой заработной платой. Новые законы устанавливают различные механизмы индексации базового размера пенсии и оставшейся страховой части. Сейчас у вас есть фиксированный базовый размер: он одинаков для всех людей – мало они работали или много. При этом доля этой фиксированной компоненты в пенсионном обеспечении для большинства граждан велика. С введением нового законодательства пенсия в большей степени будет зависеть от стажа и от заработка. Кроме того, получение более высокой заработной платы приводит к тому, что взносы растут, и, следовательно, увеличивается размер будущей пенсии. И рост минимально необходимого стажа до 15 лет – это тоже стимул хотя бы в течение этого времени декларировать свою зарплату.

Другое дело, что есть очень мощный контрстимул: в условиях экономического спада люди могут согласиться на любую работу. Любая занятость – с черной, белой или зеленой зарплатой – будет лучше, чем ее отсутствие. Поэтому без экономического роста новая пенсионная формула не сможет в полной мере бороться с серыми схемами получения заработной платы. 

rzhanitsina_small.jpgГлавный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук, профессор Людмила Ржаницына:

Серая зарплата исчезнет тогда, когда белая зарплата будет достойной и справедливой. Если белая мала, а серая много выше, всем выгодно: работодатель защитил свою прибыль, работник получил достаточное для жизни вознаграждение. При белой зарплате, обеспечивающей приличную жизнь, большинство людей не захочет получать серую с ее социальными ограничениями и существованием на грани фола.

Серой зарплатой государство расплачивается за политику, базирующуюся на физиологическом прожиточном минимуме, который, по определению депутата Левичева, есть индульгенция для предпринимателя. Зачем внедрять новую технику, если по известному выражению «два солдата заменяют экскаватор»? Нужен стандарт достойного труда, имеющего в виду содержание и самого работника, и его ребенка в реальных условиях платности услуг, тогда как прожиточный минимум исходит из полной бесплатности образования и здравоохранения, низкой оплаты жилья и транспорта, а где это видано? Необходимые нормативные стандарты разработаны профсоюзами и наукой (воспроизводственный стандарт ВЦУЖ, стандарт экономической устойчивости семьи ИЭ РАН). И курс на новый стандарт должен мобилизовать усилия работодателя на улучшение производства (новая техника и пр.) , иначе не будет прибыли, а усилия работника- на результативный труд, который позволит ему жить по крайней мере на нижнем уровне текущего потребления среднего класса и не нуждаться в социальной помощи.

Россия – страна с экономической бедностью, где труд не позволяет работнику обеспечивать себя, какая уж тут рыночная экономика с эквивалентным обменом произведенного продукта на нормальную цену рабочей силы. На Форуме «Россия 2013» уважаемый господин Блэр, бывший премьер-министр Великобритании, так ответил на вопрос о пути улучшения экономического положения в России: «Если вы работаете в обществе, в рамках которого люди считают и верят, что, когда они будут напряженно работать, они будут хорошо жить, то у вас гораздо больше шансов обеспечить стабильность, прогнозируемость (экономики) и привлечение инвестиций».

А для тех, кто работает без оформления или в серую, нужны меры ужесточения: не предоставлять кредитов работникам с зарплатой ниже средней; из налоговой базы установить весомые вычеты из подоходного и других личных налогов (на детей, неработающую жену, помощь родителям и пр.); ввести персональные счета в социальном и медицинском страховании, за счет которых производить выплаты и услуги; сохранить социальную пенсию только для инвалидов, а для граждан, не имеющих страхового стажа, применять не социальную пенсию, а адресную социальную помощь, если будет доказана реальная бедность; перестать сокращать оплату больничных, она должна соблюдаться и быть весомой и продолжительной; преследовать оформление работы по договору подряда там, где она явно предполагает форму наемной занятости. Перечень можно продолжить.

Наконец, нужно контролировать и наказывать работодателя, платящего «серую» зарплату, для чего можно поручить экономической полиции отслеживать проблему, определив ее как вариант криминала, экономического ущерба и т.д.

Надо вывести проблему легализации зарплаты в сферу общественного внимания, а то сейчас даже в соцопросах никто не интересуется мнением на эту тему респондентов (ее размер, форма получения, обоснованность и пр.), ее заменил доход, а он вполне вписывается в категорию серых отношений. 

buev.pngДекан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук, профессор прикладных финансов Максим Буев: 

На мой взгляд, решение проблемы «серых» зарплат зависит от двух факторов.

Первое, это то, о чем говорит министр: граждане России должны четко осознать, что легальная зарплата выгодна им в первую очередь тем, что с нее работодатель платит отчисления в пенсионный фонд, и, следовательно, размер этих отчислений определяет размер будущей пенсии конкретного работника (а не только в среднем по стране). То, что это действительно будет так, заложено в системе обязательного пенсионного страхования. Однако необходимо, чтобы население четко поняло принципы функционирования новой пенсионной системы, и, самое важное, верило, что государство их не обманет. Тогда есть все основания надеяться на то, что наши работодатели будут постоянно испытывать давление со стороны работников, требующих полной легализации их трудовых отношений.

Однако есть еще и другая сторона медали - это основания для самого работодателя платить «в белую». Есть огромное количество исследований, подтверждающих тот факт, что именно расходы, связанные с наймом рабочей силы, являются основным фактором, заставляющих работодателей «уходить в тень». В частности, увеличивая штат работников, формальный фонд оплаты труда (читай - размер фирмы), работодатели подают сигнал коррупционерам, что их компании генерируют достаточную выручку. Таким образом, компании привлекают к себе излишнее внимание и могут стать жертвой вымогательства. И именно бремя этих так называемых «теневых налогов» (взяток, откатов и проч.) и заставляет, в конце концов, выдавать зарплату в конверте.

Иными словами, размер индивидуальной пенсии, строго привязанный к отчислениям с легальной зарплаты каждого работника, безусловно, важен для легализации отношений на рынке труда, но, однако, не достаточен. Полностью проблема «серых» зарплат будет решена только тогда, когда существенно снизится совокупная налоговая нагрузка на работодателей. И если в условиях постоянно растущих расходов госбюджета надеяться на снижение формальных налогов может быть наивно, то в этой ситуации исключительно важно существенно снизить бремя «теневых налогов» - читай коррупции.

Говорить про снижение коррупции можно бесконечно, однако большим шагом вперед будет не искоренение откатов и «теневых» платежей как таковых, а, скорее, создание для бизнеса среды, в которой бизнес будет четко понимать неформальные правила коррупции. Иными словами, кому и сколько заплатить, чтобы точно получить тот или иной результат. Наш бизнес зачастую страдает не столько от того, что есть необходимость платить «теневые налоги», сколько от неясности относительно их размера и действительной пользы их уплаты. Проблема часто кроется в том, что коррупция стихийна и не следует четкому кодексу. Есть неформальные свидетельства того, что регионы, где удается установить четкие «теневые» правила взаимодействия бизнеса и чиновников, развиваются более динамично. Весьма вероятно, что там и зарплаты бизнес будет платить скорее легально.

lelchuk_site.jpgНезависимый консультант, актуарий Александр Лельчук:

Я не вижу в «новой» пенсионной системе изменений, стимулирующих участие работников в ней. В 2002 году трудовая пенсия по старости состояла из базовой, страховой (условно накопительной) и накопительной. Новая система отличается мутной терминологией, но изменилась мало. Главное отличие – замена условно накопительной на бальную – стимулом к участию не является. Заметная доля «солидарных»  взносов, не учитываемых на личных счетах (страховом или накопительном), в качестве стимула также не выступает. В целях стимулирования участия солидарные взносы и фиксированную часть страховой пенсии нужно отменить. В странах с аналогичными пенсионными системами – Швеции, Польше Латвии – фиксированной части нет; есть только минимальная гарантированная пенсия. Доплата до минимальной пенсии финансируется из общих налогов.

Прочие нововведения – полезны они или нет - на поведение работников не повлияют. На поведение скорее влияет массовая, хорошо организованная пропаганда, которой у нас явно пренебрегают. Не грех бы поучиться у пропагандистского обеспечения Крыма.  

02.04.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.