Пенсионный фонд спорит с Международной организацией труда. Западные нормы социального обеспечения в российских условиях неприменимы, объяснили в ПФР «Независимой газете»

Новая пенсионная формула, которая заработает в России с 2015 года, продолжает вызывать вопросы. Руководство Пенсионного фонда России (ПФР) доказывает преимущества реформы, которая обещает почти трехкратный рост пенсий для граждан с высокими заработками. Но откуда в бюджете ПФР появятся ресурсы для выплаты повышенных пенсий – пока не ясно. Тем более что сама пенсионная реформа затевалась не для кратного увеличения пенсий, а для сокращения бюджетной подпитки всей пенсионной системы.

Автор -  Анастасия Башкатова, заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты»

ng_big.jpgКоэффициент замещения пенсией утраченного заработка, то есть отношение пенсии к зарплате, – это абстрактный показатель, и использовать его в качестве ориентира для российской пенсионной системы не всегда корректно.

Такого мнения придерживаются авторы проводимой в России пенсионной реформы. Вчера ПФР разъяснил «НГ» некоторые детали предстоящих пенсионных изменений.

«Для пенсионера, давно прекратившего работу, коэффициент замещения – абстракция. Если пенсия сегодня 11 тыс. руб., а зарплата в 2001 году была 2 тыс. руб., какой коэффициент замещения утраченного заработка? Важнее покупательная способность пенсии и ее рост. Поэтому в программных документах правительства предусматривается совсем другой показатель уровня пенсионного обеспечения и его целевой ориентир. Это соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости с прожиточным минимумом пенсионера, который рассчитывается на основе потребительской корзины», – утверждают в ПФР.

Как сообщает ведомство Антона Дроздова, сегодня отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составляет около 180%. К 2018 году этот показатель, как ожидается, превысит 200%. А к 2030 году – уже 250%. «Безусловное выполнение этих планов предусмотрено в новом пенсионном законодательстве и в расчетах по развитию пенсионной системы», – подчеркивают в ПФР.

Напомним, Международная организация труда (МОТ) рекомендует странам выстраивать свои пенсионные системы не на основе прожиточного минимума, а на основе именно коэффициента замещения пенсией утраченного заработка. При этом коэффициент замещения должен быть не ниже 40%. И этот подход МОТ вполне объясним, ведь прожиточный минимум можно нарисовать сколь угодно малым, и более справедливым выглядит сравнение пенсий с текущими заработками.

«Новая пенсионная формула так же, как и действующая, связывает размер пенсии с объемом уплаченных страховых взносов, напрямую не учитывает уровень заработной платы и не предусматривает сокращение пенсий, в том числе по отношению к этому уровню», – уверяют в ПФР. Специалисты ведомства к этому добавляют, что сама по себе формула не может изменить соотношение назначенной пенсии с утраченным заработком, часть которого она замещает.

Однако затем в ПФР сообщают, что существуют разные подходы к расчету коэффициента замещения. Можно учитывать отношение пенсии к средней по стране зарплате. А можно оценивать отношение пенсии к среднему заработку конкретного пенсионера. Но самое интересное в том, что, как следует из объяснений ПФР, соотношение пенсии с утраченным заработком во время реформы при всех вариантах расчета все же меняется – как в большую, так и в меньшую стороны. Это еще одно доказательство того, что новая пенсионная формула скорее запутывает ситуацию.

«Российские экономисты часто сравнивают средний размер трудовой пенсии со среднемесячной заработной платой в стране. И этот показатель называют коэффициентом замещения. Это среднее соотношение не уменьшается, только если индексация трудовых пенсий идет темпами не ниже роста заработной платы, – поясняют в ПФР. – При этом трудно найти страну даже с очень развитой экономикой, которая бы ставила трудновыполнимую задачу индексации пенсий по росту зарплат». Индексация осуществляется не ниже роста цен и лишь частично учитывает рост доходов трудоспособного населения. При таком подходе пенсии действительно будут сокращаться по отношению к средней по стране зарплате.

«Так, еще при проектировке реформы 2002 года, когда была поставлена задача удвоения ВВП до 2010 года, соотношение среднего размера трудовой пенсии со средней зарплатой снижалось с 30% в 2002 году до пугающих 8% в 2030 году. Аналогичная, хотя и не столь резкая, тенденция наблюдается и в сегодняшних проектировках», – сообщает ПФР. То есть, другими словами, в новой пенсионной реформе действительно прописано относительное сокращение пенсий.

Далее в ПФР рассказали, что будет происходить с пенсией, если учитывать ее соотношение с прежним заработком конкретного пенсионера. По расчетам ведомства, если гражданин получал зарплату на уровне средней по стране и его стаж достиг 34 лет, тогда коэффициент замещения пенсией прежнего заработка для него с течением времени «изменится не столь драматично» – с 34,6% в 2015 году до 29,7% в 2030-м.

А главное достижение новой реформы в том, что некоторые граждане смогут даже рассчитывать на резкое увеличение пенсии уже в 2015 году. Речь идет о работниках с зарплатой на уровне 200% от средней по стране. «Их пенсия в 2015 году составит 41,1% от этой средней заработной платы. Их «индивидуальный» коэффициент замещения пенсией утраченного заработка сегодня – 14,2%», – приводят пример в ПФР. Специалисты ведомства добавляют, что для всех вновь выходящих на пенсию граждан ожидается небольшой ежегодный рост коэффициента замещения по отношению к ранее назначенным пенсиям. И это тоже доказывает справедливость новой пенсионной формулы.

Правда, не совсем понятно, за счет каких источников будут получены средства для выплат кратно повышенных пенсий. Ведь целью реформы явно не было трехкратное увеличение всех пенсий. Напротив, реформа предполагала оптимизацию и повышение устойчивости пенсионной системы. В переводе на бытовой язык – нужно было сократить дефицит пенсионной системы и снизить объемы финансовой поддержки ПФР из госбюджета.

Теперь же в ПФР обещают резкий рост пенсий у некоторых граждан. Такие обещания не могут не радовать. Но вопрос «за счет чего и за счет кого?» – остается. Ведь чудес не бывает: и пенсии можно повысить либо за счет увеличения общей налоговой нагрузки, либо за счет сокращения числа пенсионеров – в том числе за счет стимулирования более позднего выхода граждан на пенсию. Собственно, повышение налоговой нагрузки уже началось – в виде новых отчислений для работников вредных производств и увеличения взносов для индивидуальных предпринимателей.

Бросаются в глаза и другие противоречия. Сначала инициаторы реформы уверяют, что некорректно ориентироваться на коэффициент замещения пенсией утраченного заработка, а потом приводят доказательства выгодности новой пенсионной реформы с учетом именно коэффициента замещения.

Смысл новой пенсионной реформы до сих пор остается для многих загадкой. Похоже, главной целью реформаторов было внедрение такой формулы, которая переводит рублевые обязательства государства перед пенсионерами в баллы. Это дает правительству пространство для маневра, ведь стоимость баллов может варьироваться, как и стоимость трудодней. А все остальные манипуляции с коэффициентами замещения, которые у кого-то к 2015 году резко подскочат, а у кого-то к 2030 году плавно снизятся, – лишь частности. Да и сегодняшние прогнозы роста или снижения коэффициента, как замечают сами авторы реформы, могут корректироваться в зависимости от экономической ситуации.

13.05.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.