Эксперт: в качестве основного института пенсионного обеспечения целесообразно определить систему условно-накопительного страхования

Значение системы условно-накопительного страхования уменьшается и еще больше снизится в течение ближайших 5–10 лет. Между тем, именно эту систему было бы целесообразно определить в качестве основного института пенсионного обеспечения в России. К такому выводу приходит доктор экономических наук, профессор Валентин Роик в своей новой книге «Обязательное и добровольное пенсионное страхование. Институты и финансы». Сложившиеся тенденции приведут к обострению проблем в плане финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов и в смысле социальной защиты населения, что позволяет оценить государственное социальное обеспечение как все менее дееспособное, подчеркивает автор. Уже в ближайшие три-четыре года размер средней пенсии понизится до 34% от средней заработной платы, что меньше минимальных размеров пенсий, рекомендованных МОТ.

kniga_roik.png

 

На сегодняшний день, отмечает Валентин Роик, у значительной части населения размеры пенсий крайне низки и находятся на уровне прожиточного минимума, а качественная медицинская помощь недоступна. Практически не участвует в системе пенсионного страхования значительная часть населения: работники малого и среднего бизнеса, занятые в сельском хозяйстве.

Нынешнее положение вещей автор связывает с тем, что создание системы пенсионного страхования в России на протяжении последних двадцати лет шло неравномерно и непоследовательно, и если в начале 1990-х гг. в формировании механизмов пенсионного страхования был создан существенный задел, то в последующие годы от многих положительных начинаний отказались.

 

 

К числу трудностей, с которыми сталкивается пенсионная система страны, следует отнести:

  • неэффективное управление со стороны государства, когда примерно треть нагрузки не имеет целевых источников финансирования;
  • недостаточное участие государства в финансовом обеспечении пенсионной системы, что выражается в неисполнении им своих обязательств перед пенсионерами в полном объеме;
  • отсутствие достаточной мотивации у работодателей и работников к уплате страховых взносов в пенсионную систему, что приводит к значительному отклонению (30–40%) от установленного законом объема.

Отсутствие должного научного анализа, выверенных мировой практикой предложений и проведенных актуарных расчетов финансовых обязательств по типовым группам застрахованных на длительные периоды (25–35 лет) в конечном счете привело к социально неприемлемым результатам и финансовой неустойчивости пенсионной системы, которая требует коренной модернизации в самое ближайшее время.

Однако со стороны научного сообщества и властных структур наблюдается упрощенный подход к реформированию пенсионной системы, который уводит от фундаментальных проблем формирования эффективных механизмов пенсионного страхования.

Автор книги предлагает обратить внимание на развитие ряда важнейших направлений:

  • формирование эффективных механизмов по обеспечению адекватности размеров пенсий накапливаемым суммам страховых взносов;
  • укрепление страховых принципов и расширении с этой целью базы взносов, числа страхуемых работников, введении процедуры гибкого выхода на пенсию;
  • законодательное разграничение финансовых ресурсов на нестраховые и страховые пенсии по обязательному социальному страхованию с привлечением ресурсов федерального бюджета для финансирования базовых пенсий;
  • формирование страховых механизмов профессиональных пенсий и дополнительного страхования работающих пенсионеров;
  • постепенное введение страховых взносов, отчис­ляемых самими работающими с зарплат, ограниченных нижним пределом (в три прожиточных минимума работника) и верхним (в пять прожиточных минимумов работника).

Законодательство, касающееся реформирования пенсионной системы, должно носить пакетный характер и включать госгарантии, обеспечивающие для застрахованных работников возможность приобрести на протяжении 35–45 лет и реализовать пенсионные права, сопоставимые с размерами их заработной платы (45–60%); а также государственное стимулирование развития дополнительных систем пенсионного страхования с участием в их финансировании работодателей и работников и включением в них значительной доли занятых и самозанятых трудящихся. 

Формирование эффективной системы пенсионного страхования — это задача цивилизационного масштаба. От ее решения зависит не только качество жизни населения, но и завершение индустриализации страны, создание тем самым условий для перехода к постиндустриальной модели развития экономики и общества. Для этого требуется сформировать пенсионную систему, которая бы гарантировала наемным работникам со средними и высокими заработками при наличии 35–40 лет страхового стажа пенсию в размере не менее 50–60% от их заработной платы. Без такой постановки вопроса и без такого решения экономическое и социальное развитие страны обречено на неудачу, заключает Валентин Роик.

Книга выходит в свет в серии «Библиотека Европейского пенсионного фонда».

19.05.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.