С августа перевести свои пенсионные накопления в тот или иной фонд можно будет через портал госуслуг
ПФР планирует обеспечить сервис по переводу накоплений из одного пенсионного фонда в другой к августу. Об этом пишет сегодня газета «Коммерсантъ». Автор статьи подчеркивает: процедура авторизации на портале госуслуг пока настолько трудоемка, что в пенсионных фондах продолжают предлагать свои варианты привлечения новых клиентов – например, рассчитывают на ведущуюся сейчас работу по предоставлению банкам возможности выступать в качестве уполномоченных лиц для удостоверяющих центров.
О том, что Пенсионный фонд России (ПФР) работает над тем, чтобы в августе предоставить гражданам возможность распоряжаться своими пенсионными накоплениями с помощью портала госуслуг, «Ъ» рассказала представитель ПФР Марита Нагога. Лица, зарегистрированные на портале, смогут заявить о переводе средств в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), не посещая отделений ПФР.
С 1 января удостоверить заявления граждан о переходе в НПФ может только ПФР либо нотариус. Ранее заверением заявлений занимались фонды и их агенты, однако в конце прошлого года правительство отменило такой порядок, сославшись на рост мошенничеств. В результате за первый квартал о переходе в НПФ заявили лишь 145 тыс. человек, из которых 38 тыс. решили сменить один НПФ на другой. Если динамика сохранится, то к концу года фонды привлекут лишь около 500 тыс. новых клиентов по сравнению с 8,5 млн в прошлом году.
Дистанционная подача заявлений о переводе накоплений могла бы исправить ситуацию, считают в фондах. «Мы очень ждем, когда появится возможность работать с порталом госуслуг. Все-таки намного лучше потратить несколько минут и сделать выбор фонда на сайте, чем ехать в ПФР»,— говорит президент НПФ Сбербанка Галина Морозова.
Однако «несколькими минутами» взаимодействие гражданина с порталом госуслуг вряд ли ограничится. Для того чтобы зарегистрироваться на портале, необходимо получить код активации (в отделении «Почты России» или в центре продаж «Ростелекома»), либо электронную подпись (в специальном удостоверяющем центре), либо универсальную электронную карту. «Масштабно население пользоваться госуслугами не стало, и непонятно, станет ли»,— замечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Это не станет успешным каналом,— соглашается исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев.— В ближайшей перспективе немногие захотят совершить все действия, необходимые для авторизации на портале». По данным Минкомсвязи, по итогам 2013 года число зарегистрированных пользователей портала составило 7,1 млн человек. Пенсионные накопления формируются примерно у 80 млн граждан.
В нескольких НПФ из топ-10 сообщили, что ведется работа о предоставлении банкам возможности выступать в качестве уполномоченных лиц для удостоверяющих центров. Тогда гражданин сможет получать электронную подпись прямо в отделении банка и моментально заверять заявление. «Это не означает, что фонды смогут привлекать клиентов теми же темпами, что и в прошлом году. Однако это было бы эффективнее, чем работа через портал госуслуг»,— оценивает господин Шпилев.