Не сохранили

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ формирования и эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондах за период 2002-2012 годы». Аудитор Владимир Катренко пришел к выводу: установленный законодательством контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также обязательного пенсионного страхования, осуществляемого НПФ, является неэффективным. ПФР и НПФ в период 2002-2012 гг. не обеспечили сохранность пенсионных накоплений граждан с учетом инфляции.

original.jpgАудитор сообщил, что по состоянию на 1 января 2013 г. общее количество застрахованных лиц, которые формируют накопительную часть трудовой пенсии, составило 76,2 млн. человек, а общий объем средств пенсионных накоплений составил более 2 трлн. руб. «Значительные объемы средств пенсионных накоплений и количество граждан, вовлеченных в процесс их формирования, предполагают возрастание социальной ответственности, как государства, так и всех участников рынка за результаты своей деятельности», - сказал он.

Владимир Катренко отметил, что проведенный анализ деятельности участников пенсионной системы позволяет сделать вывод, что ни Пенсионный фонд России, ни негосударственные пенсионные фонды не обеспечили сохранность пенсионных накоплений застрахованных лиц с учетом инфляционных потерь. Так, в период 2004-2012 гг. среднегодовой прирост пенсионных накоплений в ПФР составил от 0,79% до 9,24% при среднем темпе роста инфляции в этом периоде 9,65% в год. Прирост пенсионных накоплений в НПФ составил от 0% до 10,19% и практически во всех НПФ, за исключением двух (НПФ «Промрегион» и НПФ «РГС»), не превысил рост инфляции за период, в котором велась деятельность по обязательному пенсионному страхованию каждого из НПФ. «Основные причины сложившейся ситуации: состояние финансового рынка, значительные расходы, связанные с инвестированием, и, конечно, добросовестность участников процесса формирования пенсионных накоплений», - сказал Владимир Катренко.

Аудитор сказал, что деятельность ПФР, НПФ и управляющих компаний, отобранных по конкурсу, в исследуемом периоде в целом соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации в части формирования накопительной части трудовой пенсии. «Тем не менее, в деятельности ПФР, НПФ и УК, отобранных по конкурсу, были установлены факты нарушения действующего законодательства», - сказал Владимир Катренко.

ПФР в 2009-2010 гг. не в полном объеме осуществлялось размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в 2009 г. – 195,4 млрд. руб., в 2010 г. – 132,9 млрд. руб.). ПФР не осуществлялось временное размещение средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в 2009 г. – 2,6 млрд. руб., в 2010 г. – 3,6 млрд. руб., в 2011 г. – 4,1 млрд. руб., в 2012 г. – 8,2 млрд. руб.).

Владимир Катренко сообщил, что УК совершали сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера, не отвечающего законодательно установленным требованиям. Речь идет об открытии брокером в кредитной организации отдельного банковского счета для учета на нем денежных средств, поступивших брокеру по заключенному с УК договором. К примеру, такие нарушения были допущены: в 2007 г. УК «РФЦ-Капитал» на сумму 37,4 млн. руб., в 2006-2008 гг. УК «Атон-менеджмент» – 650 млн. руб.

УК «РФЦ-Капитал» незаконно совершала сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера (ООО «Инвестиционная компания РФЦ»), являющегося аффилированным лицом этой УК (2007 г. на сумму 37,4 млн. руб.).

УК осуществляли сделки купли-продажи ценных бумаг без учета требований инвестировать средства пенсионных накоплений разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации (УК Металлинвесттраст в 2009 – 2010 гг. совершено 2 950 сделок на сумму 504,7 млн. руб. с убытком в сумме 19,3 млн. руб.).

УК не представляли в полном объеме в ПФР и ФСФР России информацию об аффилированных лицах управляющей компании (УК «Пенсионный резерв» – 2005 г., УК «АК БАРС КАПИТАЛ» – 2004-2006 гг., УК «УралСиб» – 2005-2006 гг., УК «БКС» 2008-2009 гг., УК «Металлинвесттраст» - 2009-2010 гг.).

УК не соблюдали кодекс профессиональной этики (УК Пенсионный резерв – 2005 г., УК «АК БАРС КАПИТАЛ» и УК «УралСиб» – 2006 г., УК «РФЦ-Капитал» и УК «Тройка Диалог» в 2007 г., УК «БКС» 2008-2009 гг., УК «Металлинвесттраст» 2009 – 2010 гг.).

Аудитор сообщил, что НПФ необоснованного применяли кассовый метод определения доходов. К примеру, в 2009-2010 гг. Ханты-Мансийский НПФ уменьшил инвестиционный доход, распределенный по счетам застрахованных лиц, на общую сумму 50,8 млн. руб.

НПФ в нарушение законодательства самостоятельного инвестировали средства пенсионных накоплений. К примеру, совокупно сумма средств пенсионных накоплений, размещенных НПФ «Русь» в 2007-2009 гг. на счетах коммерческих банков, составила более 2 млрд. руб.

НПФ несвоевременно принимали решения о передаче средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в резерв ПФР. К примеру, такие нарушения были допущены: НПФ «Русь» на сумму 834,7 тыс. руб.; НПФ «СтальФонд» - 630,1 тыс. руб., НПФ «Социум» - 1,59 млн. руб.

Аудитор сообщил, что установленный законодательством порядок оплаты услуг и вознаграждений участникам процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений свидетельствует о приоритете интересов УК, брокеров, страховых компаний, специализированных депозитариев. «Вознаграждение УК выплачивается за счет полученных от инвестирования доходов. При этом в случае получения убытка управляющая компания ответственности не несет, а только лишается права на получение вознаграждения», - сказал он. Так, в 2004-2012 гг. сумма доходов полученных частными УК составила 8,6 млрд. руб., а сумма вознаграждений – 1,4 млрд. руб. или 16,8% от суммы доходов.

Владимир Катренко сказал, что установленный законодательством контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также обязательного пенсионного страхования, осуществляемого НПФ, является неэффективным. Так, ФСФР России, являющейся в проверяемый период уполномоченным органом по осуществлению указанного контроля и надзора, не обеспечивался надлежащий контроль над деятельностью НПФ и УК. «Принятая ФСФР форма отчетности НПФ по обязательному пенсионному страхованию не позволяла осуществлять анализ деятельности НПФ и своевременно выявлять допущенные НПФ нарушения», - сказал он. Кроме этого, по выявленным спецдепозитарием нарушениям ПФР и ФСФР России не принимались должные меры в отношении УК, допустивших нарушения. «Ни одна управляющая компания не была привлечена к материальной ответственности», - сказал Владимир Катренко. Межу тем, расходы на оплату услуг спецдепозитария за 2004-2012 гг. составили более 2,5 млрд. руб.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчет в Минфин России, Банк России, Минтруд России, а также в Госдуму РФ и Совет Федерации РФ.

05.06.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.