Досрочно и вскладчину. «Российская газета» пишет о том, что обсуждается возможность реформирования досрочных пенсий

Досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств могут «уйти» из государственной системы - средства на них будут копить и затем выплачивать пенсионерам негосударственные пенсионные фонды. При этом взносы на формирование таких пенсий предлагается платить сообща: часть средств внесет сам работник, часть его работодатель и серьезный соплатеж должно сделать государство.

original.jpgЭтот принцип заложен в основу концепции формирования досрочных негосударственных пенсий, которая вчера была представлена в Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей. Предложения готовил комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию при участии минтруда, ФНПР и Национальной Ассоциации Негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Помогало и отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта. Именно на примере железнодорожников просчитывались возможные варианты: каким должен быть тариф, чтобы и пенсия была приемлемой, и для предприятия дополнительный соцвзнос не стал неподъемной ношей. По расчетам вышло, что для списка N 1 минимальный взнос для работодателя и работника может составлять по 4% от зарплаты, а государству предлагается внести 4-кратную «долю» - 16% (такая пропорция «работает» сегодня в программе софинансирования пенсий для граждан, достигших пенсионного возраста). При таких условиях (суммарный тариф 24%), выработав специальный стаж, человек сможет получить досрочную пенсию на уровне 35-42% от зарплаты. Для списка N 2 предлагается тарифы ополовинить - пенсия в этом случае составит 30-37% от заработка. В обоих случаях работник получит примерно столько же, сколько и сейчас, по старым правилам.

Плюсы такого подхода, по мнению авторов концепции, - работник лично участвует в формировании своей пенсии, его предприятие заинтересовано в улучшении условий труда (поскольку допвзносы платятся только за «вредные» рабочие места). К тому же модель предполагает серьезные налоговые преференции для предприятий, участвующих в такой системе. Серьезный минус (или, скорее, вопрос) - согласится ли государство в лице минфина на такую весомую финансовую поддержку? Сейчас досрочные пенсии платятся из общего котла, то есть за счет всех- пенсионеров. Но если соплатеж из бюджета будет меньше, на требуемый уровень досрочных пенсий выйти не получится.

По словам участвовавшего в обсуждении статс-секретаря замминистра труда и соцзащиты Андрея Пудова, постепенный переход к негосударственной модели досрочных пенсий вполне оправдан. Отчасти именно поэтому государство и продлило до 2015 года нынешнюю программу софинансирования пенсий - чтобы успеть подготовить нормативную базу и «вписать» в софинансирование «списочников». Вопрос тарифов, уточнил замминистра, сложный, как и «цена» участия государства - эти вещи еще предстоит оценивать вместе с минфином. Отдельного обсуждения требуют и вопросы налогообложения. В минтруде считают, что концептуально подготовить законодательную базу можно к будущему году, в течение 2015-2016 годов «обкатать» новую модель в нескольких крупных отраслях (например, с теми же железнодорожниками), а затем постепенно внедрять профессиональное пенсионное обеспечение повсеместно.

Будут ли участвовать в новой модели только НПФ или к досрочным пенсиям «допустят» страховые компании и банки (и те, и другие предлагают долговременные проекты финансового обеспечения граждан)? По словам главы НАПФ Константина Угрюмова, если будет принято решение расширить список финансовых институтов, необходимо обеспечить равенство условий для их работы. «Важно также соблюдать принцип добровольности, - отметил Угрюмов. - Эти системы не будут насаждаться на предприятиях, они будут приниматься при заключении коллективного договора - при участии работников. Но сам принцип - работник и предприятие платят, а государство помогает - правильный». 

Российская газета

 

06.06.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.