«Прокредитовали государство... Бесплатно». Финансист Александр Баранов раскрыл тайну пенсионных маневров правительства в статье для портала Lenta.ru
К настоящему моменту 37 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) запустили у себя процедуру акционирования. В этих фондах сосредоточено более 85 процентов средств пенсионных накоплений россиян в НПФ. 20 из них уже подали все необходимые документы на согласование, из них 11 успели получить разрешение Банка России на акционирование. Казалось бы, с нового года рынок негосударственного пенсионного страхования в России вновь заработает в полную силу. Но есть одно обстоятельство. Высока вероятность того, что чиновники вновь захотят использовать уже опробованный механизм изъятия средств пенсионных накоплений.
Александр Баранов - руководитель службы риск-менеджмента УК «Паллада», специально для портала Lenta.ru
По странному стечению обстоятельств процедура изъятия была названа «мораторием», что породило ошибочные ожидания не только у обывателей, но и у людей весьма искушенных в пенсионных делах — юристов, руководителей НПФ и управляющих активами. В последнее время в СМИ появилась информация о том, что первые лица некоторых госкорпораций предлагают государству использовать средства пенсионных накоплений граждан для замещения валютных долгов подконтрольных им госкорпораций, а также на реализацию долгосрочных инфраструктурных проектов со сложно оцениваемыми рисками и с непонятной пока доходностью.
Дело о 500 миллиардах
Акционирование и вхождение НПФ в систему гарантирования пенсионных накоплений — главное условие перечисления будущих взносов в накопительную систему. Проще говоря — будущих поступлений средств на накопительные счета граждан в НПФ, которые к настоящему моменту сосредоточили около половины всех средств пенсионных накоплений. В этом году на пенсионные счета россиян пока не поступило ни копейки. Взносы, уплаченные работодателями, ушли в доходную часть бюджета государства, но не попали в накопительную пенсионную систему.
Почему-то бытует мнение, что эти деньги, общая сумма которых, по разным оценкам, доходит до 500 миллиардов рублей, гражданам младше 47 лет потом вернут через накопительные счета. Дело, дескать, за малым — нужно лишь, чтобы НПФ стали акционерными обществами и вошли в систему гарантирования накоплений. Однако это вовсе не так. Средства у россиян отобрали из накопительной части, а обещают компенсировать через распределительную часть пенсии. Но федеральный бюджет (и в расширенном бюджете на 2014-2016 годы) такой статьи расходов не предусматривает. Надеяться можно только на то, что государство вернет на накопительные счета граждан средства, замороженные в последние шесть месяцев 2013 года.
Более того, судя по официальным заявлениям представителей Центробанка, существуют опасения, что «мораторий» на функционирование накопительной пенсионной системы будет продлен и на 2015 год. Иначе зачем первый зампред ЦБ Сергей Швецов в конце мая призывал представителей НПФ вновь встать на защиту интересов работающих граждан от поползновений чиновников социального блока?! Но даже если «мораторий» продлен не будет, вопросы все равно остаются.
Например, деньги за второе полугодие 2013-го государство вернет гражданам по номиналу или все же начислит на них какой-то доход? Ведь если бы «моратория» не было и эти средства находились в распоряжении НПФ, то граждане по своим накоплениям могли бы получить дополнительно от 6 до 8 процентов годовых. Если бы они были на счетах в государственной управляющей компании — ВЭБ, — то поменьше. Но это тоже был бы доход. Выходит, что россияне прокредитовали собственное государство бесплатно.
В кругу руководителей НПФ бытует грустная шутка, что необходимость акционирования НПФ и вхождения их в систему гарантирования были лишь дымовой завесой, позволившей отобрать у населения около 500 миллиардов рублей. Причем сделать это так, что почти никто и не заметил. И все это происходит по одной причине. В России, в отличие от других стран, где существуют накопительные пенсионные системы, право собственности граждан на их пенсионные накопления, или, выражаясь языком обывателя, «сбережения на старость», не зафиксировано в законе.
Казуистика правильной формулировки в том, что де-юре средства пенсионных накоплений в России неверно называть сбережениями граждан. Стоит это противоречие объяснить. Во многих странах, где есть накопительные пенсии, например в Голландии, Чили, Мексике и даже в Казахстане, средства, уплаченные в накопительную пенсионную систему, становятся средствами граждан на специальном пенсионном счете. В нашей стране статус средств пенсионных накоплений меняется в процессе их жизни: сперва, как только эти средства уплачены работодателем, они учитываются в виде госсредств в доходной части бюджета, потом они попадают в расходную часть бюджета (если они прописаны в бюджете соответствующего года) и уходят в ПФР. Там по бухгалтерии уже числятся как деньги, принадлежащие государственному пенсионному фонду. А уже затем их статус опять меняется. По действующей бухгалтерии они становятся средствами НПФ или средствами управляющей компании.
Гражданин получает право собственности на эти деньги только в момент назначения ему пенсии или выплаты правопреемнику (в случае смерти застрахованного лица до момента выхода на пенсию). И именно такая запутанная схема и позволила государству залезть в карман россиянам без всяких последствий. Хотя формально гражданин по-прежнему волен сам выбирать, кто будет управлять его пенсионными накоплениями, по факту этого права его в этом году лишили. Если же пенсионный «мораторий» продлится и в следующем году, то будущим пенсионерам остается уповать лишь на новую пенсионную формулу.
Баллы вместо денег
Осенью прошлого года, когда идея пенсионного «моратория» только обсуждалась в правительстве, министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил о том, что замороженные средства пенсионных накоплений вернутся на счета граждан. И при этом на них будет начислен доход в 7 процентов годовых. Однако теперь чиновники заявляют, что эти деньги будут учтены в новой пенсионной формуле и выплачены уже после назначения пенсий ныне работающим гражданам. Но как это сделать, еще не ясно.
Дело в том, что в новой пенсионной формуле (которая будет действовать с 1 января 2016 года) нет параметров, выраженных в деньгах. А есть только коэффициенты и баллы. И распознать изъятые взносы пенсионных накоплений за 2014 год и доход по ним в распределительной системе через призму новой пенсионной формулы весьма проблематично.
Новая пенсионная формула, разработанная еще в феврале-марте 2013 года социальным блоком правительства, успела уже несколько раз претерпеть изменения. В первых вариантах новой формулы появились условные баллы вместо числовых коэффициентов. Это очень усложнило понимание расчета будущей пенсии для граждан. Понятно, что целью новой пенсионной формулы изначально была необходимость балансировки страховой части пенсионной системы. Сегодня около 40 процентов доходов ПФР — это трансфер из федерального бюджета. Его величина определяется параметрами бюджета на очередную трехлетку. И это не прогнозируемая величина, а найденный компромисс между предложением Минфина и Минтруда.
Таким образом, в последней редакции новой пенсионной формулы балл уже мало предсказуем и зависит от субъективных факторов: ручного управления и политической воли. Определить эту величину дальше трех лет невозможно. Из всех обещанных гражданам «бонусов» правительство оставило только повышенные коэффициенты за более поздний выход на пенсию — страховая часть пенсии действительно увеличивается в 1,45 раза, если отсрочить выход на пенсию на 5 лет, и в 2,3 раза — если на 10 лет. При такой схеме получается, что человеку, проработавшему 30 лет до выхода на пенсию, могут начислить пенсию меньшую, чем человеку, отработавшему 27 лет (из которых 17 лет до достижения пенсионного возраста и 10 лет стажа работы уже после достижения пенсионного возраста).
Эта неоднородность вызвана тем, что годы трудового стажа после достижения пенсионного возраста имеют в новой пенсионной формуле более существенное влияние на размер пенсии, чем годы трудового стажа до достижения пенсионного возраста. С одной стороны, это есть завуалированное повышение возраста выхода на пенсию россиян. А с другой, такая конфигурация нарушает принципы социальной справедливости. Гражданин, имеющий большой трудовой стаж, может получить меньшую по размеру пенсию (при том же размере зарплаты).
Отслужившие в армии мужчины также получат меньшую пенсию по сравнению с гражданами, не проходившими срочную службу. Повлияет на размер пенсии в сторону понижения и декретный отпуск женщин. Но самая главная особенность, которую выявил пенсионный калькулятор, — это то, что адекватного коэффициента замещения для представителей среднего класса, не работающих на госслужбе, не получится (составит 11-19 процентов при среднем параметре по России 25 процентов и 40-50 процентов — в странах Европы). То есть для получения адекватной по потребностям пенсии представителю среднего класса все равно придется копить самостоятельно. Причем независимо от ожиданий на пенсию, назначенную государством. Главное, чтобы это государство хотя бы не мешало.