Средства граждан могут не пройти в НПФ по формальным показателям. Об этом пишет сегодня «Коммерсантъ»
Перевод накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) может быть осложнен «по техническим причинам». Как выяснил «Ъ», из-за того что в 2013 году заявления граждан о переводе накоплений принимались, а деньги из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ не переводились, возникло формальное основание забраковать значительное количество заявлений, поданных гражданами уже в 2014 году.
НПФ вновь рискуют столкнуться с проблемой массовых отказов в переводе граждан. Минтруд ответил на запрос участников пенсионного рынка разъяснением о том, как будут оцениваться заявления граждан, поданные в переходную кампанию 2014 года (с документом ознакомился «Ъ»). Вероятно, часть заявлений, подписанных гражданами в этом году, будут забракованы по причине неправильно указанного предыдущего страховщика по обязательному пенсионному обеспечению (ОПС).
С этого года гражданин должен сам, без участия трансфер-агента, подавать заявление в ПФР или заверять его у нотариуса, что теоретически должно снизить долю заявлений, которые могут быть признаны недействительными. Но неоднозначная трактовка переходной кампании 2013 года создает трудности. Накопления граждан, решивших перевести их из ПФР в НПФ в 2013 году, будут переданы фондам не ранее 2015 года. Но сами заявления ПФР признал «предварительно одобренными». И если гражданин, написавший заявление о переводе накоплений из ПФР в НПФ в 2013 году, решит снова сменить фонд, его заявление имеет все шансы быть забракованным. Дело в том, что в качестве предыдущего страховщика по ОПС он, скорее всего, укажет НПФ, о переводе в который писал заявление в 2013 году. По словам участников пенсионного рынка, граждане сейчас ориентируются на 2013 год, поскольку считают себя уже переведенными клиентами и не слишком озабочены реальным движением пенсионных денег. Но им озабочен Минтруд. По версии министерства гражданин должен указывать страховщика по состоянию на 2012 год, так как по итогам кампании 2013 года деньги не переводились. Неправильно указанный предыдущий страховщик — причина, по которой ПФР признает заявление недействительным чаще всего, в 2013 году именно с ней было связано 58% отказов.
Позиция Минтруда оказалась неожиданной для представителей НПФ. «Мы не были уведомлены о том, что ориентироваться надо на 2012 год. Заключая договор и подписывая заявление с клиентом, мы спрашивали: из ПФР он или НПФ. Человек, написавший заявление о переходе в НПФ в 2013 году, скорее всего, отвечал, что он из негосударственного фонда»,— указывает представитель крупного НПФ. «Получается, что все средства, потраченные на привлечение в первом полугодии, вылетели в трубу, а нам придется либо переподписывать заявления, либо лишаться новых клиентов»,— возмущается руководитель НПФ из топ-10. По итогам первого квартала в ПФР поступило всего 145 тыс. заявлений, 38 тыс. из которых — о переводе из НПФ в НПФ. Но участники рынка отмечают: во втором квартале работа пошла лучше.
В Минтруде рекомендуют гражданам уточнять в ПФР страховщика, у которого в настоящее время формируются пенсионные накопления гражданина. В ПФР «Ъ» заявили: «Страховщик — это тот, где физически находятся пенсионные накопления. Эта информация есть в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета, который можно получить через банк, сайт госуслуг, в офисе ПФР. Когда гражданин подает заявление, мы рекомендуем уточнять страховщика. Теперь нет агентов, люди приходят к нам, это легко сделать».