Директор проекта ФОМ ФИН Людмила Преснякова: «Больнее всего отмена накопительной системы ударит по малообеспеченным россиянам»

Фонд Общественное Мнение провел опрос среди адресатов обязательной накопительной части пенсии – людей 1967 года рождения и моложе. Итоги опроса таковы: большинство (52%) предпочитают накопительную пенсионную систему, и лишь 20% – распределительную. К возможной отмене накопительной системы ее адресаты вдвое чаще относятся отрицательно, нежели положительно. О продлении моратория на передачу накоплений в НПФ на 2015 год большинство опрошенных просто не осведомлены. Но узнав об этом, чаще отзываются негативно, особенно клиенты НПФ. Прокомментировать результаты опроса «Лаборатория Пенсионной Реформы» попросила директора проекта ФОМ ФИН Людмилу Преснякову.

original.jpg

Люди за последний год стали более информированными? Информационная кампания, развернутая в деловой и новостной прессе еще осенью прошлого года, мероприятия и брошюры ПФР – это дошло до большинства россиян? Они поняли, какие именно изменения произошли в пенсионной системе, или в основном наши сограждане «что-то слышали», но «все будет как обычно»?

presn2_2.png

Увы, на массовом уровне повышения информированности не произошло: в прошлом году две трети будущих пенсионеров, согласно нашим опросам, ничего не знали о моратории на перечисление средств в НПФ, и в этом году осведомленность осталась на прежнем уровне (посмотрите на рисунке справа). Более того, людям в целом по итогам реформы непонятно, что именно меняется и как к этим переменам адаптироваться. Предложена слишком сложная схема с баллами, и уж совсем непонятно, что происходит и будет происходить с накопительной частью пенсии.

Что показали итоги нового исследования ФОМ? В отрасли произошло так много изменений, пенсия будет считаться совсем по-другому – а вот отношение россиян к своим будущим пенсиям поменялось?

Отношение к будущим пенсиям меняется мало: большинство молодых о ней не задумывается, и по-прежнему люди планируют продолжать работать на пенсии, рассчитывая получать одновременно и зарплату, и пенсию. 

Однако чуть возросли надежды на государственную пенсию и чуть реже люди стали надеяться на другие источники, кроме работы, особенно на самостоятельное обеспечение через разного рода инвестирование. Вот как отвечают наши респонденты на вопрос о том, какие источники доходов обеспечат их старость:

presn2_1.png

  

 

 

 

 

 

 

 

Почему по ряду опросов (ВЦИОМ, в том числе и согласно опросу ФОМ) россияне полагают, что о пенсии должно заботиться государство? И что нужно сделать – как государству, так и частным структурам вроде НПФ – чтобы переломить этот стереотип? 

Переломить этот стереотип в принципе сложно – если вообще возможно. Дело в том, что в нашей стране пенсия воспринимается как возвращение долгов «родины» человеку, который на нее достойно работал всю свою трудовую жизнь. Это такая форма контракта гражданина и государства. Поэтому пенсия воспринимается как ДОЛГ государства, поэтому эта тема такая болезненная.  Этот стереотип корнями, конечно же, уходит в советское прошлое, когда люди «поднимали» страну, а она затем возвращала им этот долг, при этом у них не было выбора – работать или не работать.

Государству для искоренения этого стереотипа надо сделать очень многое. Но в первую очередь – перестать менять правила игры (какими бы они хорошим или плохими не были) так часто, как оно это делает, особенно в сфере пенсионного обеспечения. Идея отмены накопительной пенсии – это психологически серьезный удар как раз по самостоятельной части граждан, которая уже от этого стереотипа отказывается. У них только появилось ощущение, что они сами влияют на свою пенсию и могут что-то сделать! И его тут же аннигилируют...

Результат этого процесса будет следующий: такие граждане России будут самостоятельно копить на пенсию, но в максимально далеких от государства инструментах и, по возможности, избегая с ним – государством – вообще каких-либо взаимоотношений. Может снова усилиться эффект ухода в тень в самых разных формах.

Коммерческим же компаниям крайне важно завоевывать доверие  граждан. Например, истории с насильственным переписыванием клиентов одних НПФ другим наносят огромный ущерб индустрии, и надо реагировать коллективно и самостоятельно на такие происшествия, чтобы посылать сигнал людям: «Мы заботимся о чистоте своих рядов».

Как наши сограждане относятся к добровольным пенсионным накоплениям?

Добровольно накапливать готова очень небольшая часть людей. Это связано со многими факторами. Во-первых, пенсионная перспектива для многих пока просто далека, не задумываются о пенсии люди ни в двадцать, и в тридцать, ни в сорок лет. Во-вторых, нет привычки к долгосрочному планированию. Даже просто свою финансовую перспективу люди не видят больше, чем на год. А уж пенсия и накопления на нее – это очень далеко. В-третьих, для выработки долгосрочных горизонтов планирования нет институциональных условий. В стране по ключевым вопросам постоянно меняются правила игры. Люди понимают, что планируй - не планируй, к моменту выхода на пенсию может случиться все, что угодно, и все твои стратегии могут не оправдаться. В-четвертых, во всем мире, не только у нас, сбережение проигрывает текущему потреблению. Это свойство человека – постараться получить удовольствие сейчас, нежели отложить его на потом.

И наконец, у нас недостаточно простых, понятных, выгодных и надежных (с точки зрения потребителя) финансовых инструментов для осуществления накоплений. Есть вклады в банках - они простые, понятные, но надежные только в Сбербанке (по субъективным ощущениям), и не выгодные почти нигде. Ценные бумаги – слишком сложный инструмент и ненадежный. Недвижимость – надежный, но дорогой, и вообще-то нефинансовый, но люди этого не понимают. Негосударственным пенсионным фондам в связи с реформой довольно сильно подпортили репутацию. Страховые продукты инвестиционного толка, во-первых, неизвестны, а во-вторых, страховым компаниям не доверяют из-за их не самой лучшей репутации в связи с автомобильными страховками. Поэтому даже при желании откладывать и копить на пенсию, сложно найти адекватный инструмент.

Бурного роста добровольных накоплений в связи с отменой обязательной накопительной системы не будет. Какая-то очень небольшая часть населения, которая уже что-то делает сейчас, просто продолжит это делать в негосударственных институтах. Но только очень немногие под влиянием возможной отмены обязательной накопительной части начнут вдруг сами что-то себе откладывать.

На что тогда рассчитывают будущие пенсионеры: как они будут существовать, выйдя на пенсию? 

Основная стратегия, на которую рассчитывает сегодняшнее трудоспособное население - это продолжение работы на пенсии. Но об этом легко думать, когда ты молодой, полный сил и востребованный на рынке труда. А в пожилом возрасте многие могут столкнуться с проблемами и со здоровьем, и с поиском работы.

Согласно опросу ФОМ, россияне все же предпочитают накопительную систему распределительной и не приветствуют отмену накопительного компонента. С чем связана такая реакция жителей России?

Дело в том, что в накопительной системе человеку видно, каким образом он самостоятельно может повлиять на размер будущей пенсии: я накапливаю, из моей зарплаты что-то откладывается на мой счет. Распределительная система – это непонятный гипотетический общий котел, из которого вроде как что-то должно в итоге перепасть.  «Общий котел» – это «уравниловка», накопления – «мой вклад».

Обязательное пенсионное накопление помогало развивать добровольное? Те меры по стимулированию добровольных накоплений, которые (как сообщают СМИ) готовит сейчас Минфин с НПФ, - смогут ли помочь в этом деле, при условии, что накопительную пенсию все же отменят?

Накопительная система в обязательном пенсионном страховании, безусловно, помогала развивать добровольное обеспечение, она продвигала идею ответственности и формирования накоплений «на старость».

Если накопительную часть отменят, то добровольно копить будут только самые обеспеченные люди, которые, по сути, и так это делали. А вот менее обеспеченные – не будут, несмотря ни на какие меры. Это сложно по разным причинам, и главная из них – когда мало денег, очень трудно вдруг и начать копить на что-то будущее и далекое. На самом деле, именно таким жителям России и нужна обязательная накопительная система. Именно по ним ее отмена ударит больнее всего.

Вы можете спрогнозировать реакцию граждан на полную отмену накопительной пенсии и, как еще один обсуждающийся вариант – на изъятие пенсионных накоплений? 

Реакцию сложно прогнозировать, но однозначно будет большая обида на государство и разочарование в нем, рост недоверия, рост серых схем. До протестов вряд ли дойдет, поскольку все-таки это деньги «виртуальные», но государство вырастит для себя целый слой нелояльных и недовольных, причем из самых ресурсных слоев населения. 

Есть все же люди, которые верят пенсионным фондам и рассчитывают на накопительную часть пенсии и добровольное пенсионное страхование. Кто эти люди? Чем они руководствуются?

У нас нет данных про таких людей. Но гипотетически это нормально. Негосударственные пенсионные фонды – это инструмент для накопления средств на пенсию, почему же им не воспользоваться? Но чаще такое доверие – своим корпоративным фондам. Например, человек работает в «Газпроме», и там же лежат его пенсионные деньги, он видит корпорацию и понимает, что она, образно выражаясь, никуда не убежит. Отсюда доверие. Поверить неизвестному и далекому от тебя фонду куда трудней. К тому же нужен вариант страхования пенсий, как страхование вкладов в банках. Это повысит доверие.

Как вы думаете, когда в нашей стране может появиться поколение, которое (в массовом порядке) начнет задумываться о пенсии «смолоду», которое будут волновать проблемы, отстоящие во времени, но требующие решения уже сейчас?

Очень не скоро – только после того, как оно вырастет в поколении нищих на пенсии родителей. 

29.08.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.