Головная боль НПФ
Антиотмывочный закон (115-ФЗ) начал распространяться на фонды с июля 2013 г. Большинство претензий ЦБ, который с лета проверяет пенсионные фонды для допуска их в систему гарантирования, касаются его соблюдения, пишет газета «Ведомости». Фонды теперь обязаны идентифицировать клиентов, каждый год обновлять данные о них и следить за сомнительными и крупными операциями, замораживая пенсионные счета «экстремистов». Невыполнение закона грозит штрафами, а при неоднократных нарушениях — отзывом лицензии. Как исполнять закон, фонды не знают.
За 10 лет существования накопительных пенсий НПФ привлекли 22 млн клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Львиную долю клиентов привели агенты, причем не всегда добросовестно — на рынке периодически возникали скандалы, из-за того что застрахованных переводили из фонда в фонд без их ведома. Помимо недостатка данных клиенты не идентифицированы по форме, которую требует закон, — это должен делать штатный сотрудник фонда, коим агент не является.
Еще сильнее беспокоит НПФ обязанность ежегодно обновлять данные о клиентах. Специфика пенсионного бизнеса не предполагает регулярного посещения фонда клиентом, и у НПФ отсутствуют инструменты воздействия на клиента с целью понудить его ежегодно предоставлять о себе идентификационные сведения и документы.
Сбор и сверка данных о клиентах, как требует 115-ФЗ, — крайне трудоемкая работа, но для корпоративных фондов выполнимая, потому что большинство клиентов по ОПС работают на предприятиях. Сложности могут быть у рыночных фондов, привлекавших свою базу через агентов.
Цель всех этих мероприятий — не допустить отмывания незаконных доходов при формировании и выплате накоплений. Но до сих пор не определены признаки, при выявлении которых операция со средствами пенсионных накоплений могла бы быть признана подозрительной.
НАПФ пытается исправить ситуацию: она подготовила пакет поправок в закон, цель которых — создать равные условия для деятельности НПФ и других участников фондового рынка. Для обновления информации о клиентах-физлицах НАПФ предлагает использовать данные ПФР. Но они фондам вряд ли помогут: для ПФР главный идентификатор — номер пенсионной страховки (СНИЛС), а, например, то, как у застрахованных меняются паспортные данные, ПФР отслеживать не обязан.
Принимая во внимание специфику деятельности пенсионных фондов, Центробанк совместно с Росфинмониторингом рассмотрит вопрос о возможности внесения изменений в 115-ФЗ, говорится в ответе ЦБ на запрос «Ведомостей».
Полностью статью читайте здесь.