Нерешаемая задача

Поставленная в бюджетном послании президента РФ «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах» задача об обеспечении сбалансированности пенсионной системы с одновременным поэтапным сокращением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в ближайшие три года решена не будет. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, проанализировав проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Об этом говорится в заключении, направленном в Госдуму.

Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ (ПФР) в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков, отмечает Счетная палата. 

Для обеспечения роста доходов бюджета ПФР и снижения зависимости его от трансфертов из федерального бюджета с 1 января 2015 года предусматривается:

  • постепенное повышение базы для начисления страховых взносов с 160 % номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230 %;
  • уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет);
  • стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии.

original.jpgПредусматривается также сохранение в 2015 году, как и в 2014 году, зачисления страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем в связи с невозможностью ПФР полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования законопроектом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование на 2015 год в сумме 431 301,0 млн. рублей, на 2016 год – 922 127,2 млн. рублей и на 2017 год – 912 197,3 млн. рублей. В 2017 году объем бюджетных ассигнований на указанные цели по сравнению с 2014 годом увеличится в 2,7 раза (в 2014 году предусмотрены межбюджетные трансферты на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР в сумме 336,3 млрд. рублей). 

Увеличение межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхования в 2016 – 2017 годах в основном связано с отменой зачисления страховых взносов на накопительную пенсию в страховую пенсию (по данным ПФР, сумма указанных взносов в 2016 году составляет 347,3 млрд. рублей и в 2017 году – 398,6 млн. рублей), а также с проектируемым использованием на покрытие дефицита распределительной составляющей бюджета ПФР остатков средств бюджета в 2015 году в сумме 221,1 млрд. рублей (в 2016 году – 37,9 млрд. рублей, в 2017 году – не предусмотрено). 

Доля межбюджетных трансфертов на обязательное пенсионное страхование в общих расходах федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету ПФР увеличивается с 15,7 % в 2015 году (в 2014 году – 13,2 %) до 27,1 % в 2017 году. 

Поставленная в бюджетном послании президента РФ «О бюджетной политике в 2014 – 2016 годах» задача об обеспечении сбалансированности пенсионной системы с одновременным поэтапным сокращением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в ближайшие три года решена не будет. 

Сохраняется высокая зависимость бюджета ПФР от предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному обеспечению населения предусматривается увеличить межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету ПФР с 2 755,0 млрд. рублей в 2015 году до 3 370,5 млрд. рублей в 2017 году, что составляет 40,3 % общих доходов бюджета ПФР (в 2014 году – 37,5 %). 

Как отмечает Счетная палата, предлагаемые в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2015-2017 годы меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения граждан, получающих трудовые и социальные пенсии, позволят в целом в 2015 – 2017 годах увеличить средний размер трудовой пенсии на 2 229 рублей, или на 20,1 % (с 11 064 рублей, по оценке, в 2014 году до 13 293 рублей в 2017 году), а прожиточный минимум пенсионеров – на 1 086 рублей, или на 16,2 % (с 6 711 рублей, по оценке, в 2014 году до 7 797 рублей в 2017 году). При этом прогнозируется, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится с 34,1 % в 2014 году (в 2013 году – 34,2 %) до 32,6 % в 2017 году, или на 1,5 процентного пункта. 

Счетная палата в своем заключении также напоминает, что на 1 октября 2014 года не утверждена госпрограмма «Развитие пенсионной системы» (наравне с госпрограммой «Обеспечение обороноспособности страны», всего же утверждено 40 из 42 госпрограмм).

14.10.2014

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.