Эксперты: вменить НПФ в обязанность вкладывать средства в бонды РЖД пока вряд ли получится
Внешэкономбанк не может поддержать РЖД, потому что еще не нашел средства для выкупа инфраструктурных облигаций российского транспортного гиганта. Поэтому ВЭБ предложил интересное решение – использовать все те же пенсионные накопления, но с привлечением НПФ. А именно, побыстрее акционировать фонды и вменить им в обязанность выкупать такие облигации. Участники рынка единодушны – обязать их приобретать инфраструктурные бонды РЖД вряд ли получится. А насколько они будут интересны рынку, сказать пока нельзя, но пока это не самые привлекательные бумаги для размещения пенсионных накоплений: доходность слишком низкая.
«Пенсионная реформа у нас реализуется, значит, деньги все изымаются. Накопительной части нет», - сказал намедни глава госкорпорации Владимир Дмитриев. «Речь идет об облигациях, которые будут выкупаться за счет средств государственной управляющей компании. Есть средства - будут выкупаться, нет - не будут. Сейчас пока нет средств», - пояснил он (цитата по Интерфаксу).
«Ключевая фраза из цитаты – «Речь идет об облигациях, которые будут выкупаться за счет средств государственной управляющей компании». Дмитриев, на мой взгляд, призывает поскорее разморозить рынок накоплений, чтобы ВЭБ получил свою долю «замороженных» накоплений за вторую половину 2013 года, которую он сможет направить в облигации РЖД», - говорит директор по корпоративным рейтингам, рейтинговое агентство «Эксперт РА», Павел Митрофанов.
За счет инфраструктурных облигаций с льготной процентной ставкой РЖД финансируют проекты со сроком окупаемости в 15-20 лет. На рынке капитала отсутствуют средства такой срочности (рублевая ликвидность в РФ доступна на срок до 10 лет, максимальный спрос приходится на обязательства сроком 3-5 лет). Полученные средства компания направляет как на развитие ж/д инфраструктуры и на закупку локомотивов.Дмитриев предложил в качестве возможного варианта выхода из ситуации быстрее регистрировать негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании и вменить в обязанность выкуп подобного рода инфраструктурных облигаций. «Я не вижу возможности обязать НПФ принудительно вкладываться в эти облигации при действующих требованиях к инвестированию накоплений», - отмечает П.Митрофанов.
Впрочем, идею обязать фонды инвестировать в облигации РЖД многие опрошенные «Лабораторией Пенсионной Реформы» эксперты отвергли.
«К идее «ВМЕНИТЬ В ОБЯЗАННОСТЬ» отношусь негативно, как и к любой другой идее, заменяющей рыночные механизмы при формировании портфелей на административные», - говорит директор департамента управления активами Allianz Investments Илья Мозговой.
«Просто так обязать меня купить что-либо невозможно. Для этого потребуется изменить инвестиционную декларацию по пенсионным накоплениям. Если РЖД сами не могут их продать на свободном рынке, значит, либо они никому не нужны, либо ставки за риск слишком низкие», - добавляет генеральный директор УК «Прогресс-Капитал» Сергей Карпенков. - Мне кажется, что фраза «вменить в обязанность» не имеет в данном контексте никакого отношения к рынку коллективных инвестиций».
«По моему мнению, не стоит принуждать частные структуры быть покупателями этого долга: все-таки на то они и частные, чтобы иметь отличный от ВЭБа портфель активов, а здесь получается, что государство может искусственно сблизить структуру их портфелей, что является негативом для НПФ и УК, - полагает аналитик ФИНАМ Антон Сороко. - Понятно, что без них и ВЭБа будет сложно разместить такие объемы долговых обязательств, но и предлагаемое решение мне кажется далеко не оптимальным».
«Вменить обязанность покупать какие-либо бумаги НПФ – это не рыночное и не очень корректное решение. НПФ являются негосударственными институтами и должны свободно выбирать инструменты для инвестиций из доступных им по закону, - считает аналитик Инвесткафе Михаил Кузьмин. - Я не думаю, что такая идея имеет высокие шансы на реализацию и возможно придется искать иные источники средств на выкуп бондов РЖД».
Сами облигации РЖД, похоже, не очень интересуют будущих возможных инвесторов, по крайней мере, в том виде, в котором они доступны сегодня для инвестиций. Их доходность невысокая, хотя и защищена за счет внедренного в них механизма защиты от роста потребительских цен (инфляцию + 1%) и механизмов государственных гарантий.
«ВЭБ в единственном числе управляет половиной всех пенсионных накоплений страны, - напоминает директор по маркетингу «Большого пенсионного фонда» Алексей Ищенко. - Его комиссия в денежном выражении на таком объеме может быть приличной, уровень инфляция +1%, возможно, ему интересен. НПФ управляют другой половиной накоплений, но их более двухсот. Объем раздроблен, плюс есть рыночная конкуренция. В итоге требования выше».
«Если процентная ставка по кредитованию инфраструктурных проектов будет льготная, то есть ниже рыночной, то эти бумаги не будут интересны для размещения средств клиентов», – отмечает Илья Мозговой из Allianz Investments.
Что может повысить интерес к подобного рода ценным бумагам? «В 2013 году РЖД выпустила их на срок 30 лет, с доходностью инфляция +1%. Для того чтобы доходность от облигаций позволяла НПФ обеспечивать гражданам приемлемую доходность по пенсионным накоплениям и минимальную комиссию управляющих компаний, доходность по облигациям должна быть минимум - инфляция +2%, - поясняет Алексей Ищенко. - Но и уровень инфляция +2% - не лучшее предложение для НПФ. Доходность банковских депозитов сегодня гораздо больше. Поэтому это может быть интересным, если будет привязанное предложение, компенсирующее эти потери».
Василий Иванов, директор департамента инвестирования и доверительных операций НПФ Сбербанка (управляющие компании которого активно инвестируют средства в облигации РЖД), отмечает: «Для того чтобы эти бумаги были привлекательными для НПФ, должны быть необходимые ценовые условия (премия к госбумагам для облигаций с фиксированным купоном) или привязка к инфляции (для облигаций с купоном, привязанным к инфляции). Облигации с привязкой купона к инфляции покупаются управляющими компаниями на сроки 7-8 лет. Названные сроки 3-5 лет относятся к облигациям с фиксированным купоном, это ограничение вызвано необходимостью ежегодной переоценки бумаг. Если предлагаемые НПФ облигации будет разрешено не переоценивать, то с учетом текущего уровня доходности сроки могут быть удлинены».
«Потенциальный объем спроса со стороны НПФ на облигации РЖД зависит от ценовых предложения облигаций других эмитентов и выполнения вышеуказанных условий», - заключает В.Иванов.
«Инвестиционная привлекательность инфраструктурных облигаций определяется их параметрами – срок до погашения, рейтинг, доходность, наличие государственных гарантий. В случае если параметры облигаций будут удовлетворять требованиям НПФ к данному классу активов, осуществление инвестиций будет возможно, - подчеркивает заместитель исполнительного директора НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» по инвестиционной деятельности Вадим Корсаков. - Остается открытым вопрос источников финансирования таких вложений – если НПФ не получат новых средств пенсионных накоплений в 2015 г., то наличие статуса акционерного общества никак не повлияет на их способность осуществлять новые инвестиции».