ОЭСР выпустила «Панораму пенсионного обеспечения 2014»
Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривают в этом выпуске то, как системы пенсионного обеспечения реагируют на встающие перед ними вызовы: старение населения и непростая экономическая обстановка, для которой характерны низкие рентабельность, темпы роста и процентные ставки. Все это создает серьезные проблемы для систем пенсионного обеспечения, сказываясь как на государственных пенсиях, финансируемых распределительным способом, так и на накопительных пенсиях.
Соотношение числа граждан трудоспособного возраста и пенсионеров в развитых странах может сравняться к 2020 году. В результате последовательного улучшения показателей смертности и продолжительности жизни, то есть процесса старения населения, пенсионные системы испытывают существенные трудности. Так, распределительные пенсии испытывают проблемы в плане финансовой самодостаточности; накопительные пенсии с фиксированной выплатой нуждаются в обеспечении своей дальнейшей платежеспособности; пенсионные программы с фиксированным взносом должны искать пути обеспечения адекватных доходов для людей после выхода их на пенсию.
Уплата большего количества взносов в течение более долгого периода, в особенности если отдалить момент выхода на пенсию, по мере роста продолжительности жизни представляет собой наилучший путь решения этих проблем.
Большинство стран, отмечается в документе, весьма активно вносили изменения в свои пенсионные системы в период между февралем 2012 и сентябрем 2014 года. Большинство стран провели реформы по улучшению финансовой стабильности своих пенсионных систем; некоторые делали это, сохраняя или улучшая адекватность пенсионного дохода для уязвимых групп. Только несколько стран – те, которые больше всего пострадали от экономического кризиса, – прибегли к номинальному уменьшению выплат. Многие повысили налоги на пенсионный доход или взносы в государственные пенсионные программы с фиксированной выплатой, при этом уменьшение или откладывание индексации пенсионных выплат широко использовалось для экономии расходов.
Многие страны запланировали увеличение официального возраста выхода на пенсию, таким образом увеличивая базу взносов и сохраняя при этом адекватность доходов для тех, кто действительно трудится дольше. Стимулы работать дольше были укреплены путем ужесточения доступа к программам раннего выхода не пенсию или увеличения финансовых стимулов, поощряющих занятость.
Некоторые страны увеличили обязательные взносы в накопительные пенсионные программы с фиксированным взносом. Кроме того, политические меры по повышению диверсификации и надежности частных пенсионных сбережений получили довольно широкое распространение после финансового кризиса.
Частные пенсии играют важную роль в поддержке адекватности пенсионного дохода. Однако они, как правило, не являются основным источником пенсионного дохода, за исключением людей с более высокими доходами. У более молодых поколений больше вероятность зависимости от частного пенсионного обеспечения на тот момент, когда они выйдут на пенсию, чем у старших поколений, за исключением тех стран, в которых частное пенсионное обеспечение существует уже давно.
Среди возможных вариантов политики по увеличению дополняющей роли частных пенсий фигурируют увеличение коэффициента покрытия, например, путем обязательного или автоматического зачисления; поощрение уплаты взносов большего размера в течение более продолжительных периодов, например, отдаляя момент выхода на пенсию и пр.
Имеющиеся в наличии данные из шести стран ОЭСР указывают на то, что обязательное зачисление взносов на накопительную часть оказывает положительное воздействие на охват частными пенсиями. Важную роль играет также разработка эффективных коммуникационных и образовательных кампаний для сопровождения пенсионных реформ. Национальные коммуникационные кампании, посвящённые пенсионному обеспечению, должны, в идеале, быть частью общей национальной стратегии, а главные события, такие как пенсионные реформы и кризисы, требуют отдельных коммуникационных кампаний, считают эксперты ОЭСР.
Полностью Панораму пенсионного обеспечения ОЭСР 2014 можно прочитать здесь.