Без просвета. Эксперты не ждут для пенсионного рынка ничего хорошего от грядущего года
2014-й год войдет в историю новейшей России наравне с 1998-м и 2008-м годами – как год тяжелого экономического кризиса. А вот «расхлебывать» всю эту кризисную кашу нам придется уже в 2015-м – посткризисном периоде. И ведь еще неизвестно, что тяжелее – сам кризис или его последствия. Президент Владимир Путин предложил россиянам «потерпеть» два года. Россияне «затянули пояса», закупили на последнее бытовую технику и приготовились терпеть. Обратимся от наших терпеливых сограждан к участникам финансовых рынков. Как отреагируют те организации, которые отвечают за наши пенсии? Что ждет их в 2015-м и какие они будут предпринимать шаги для того, чтобы с наименьшими потерями выйти из тяжелого года? Для «Лаборатории Пенсионной Реформы» эти вопросы прокомментировали эксперты.
Мы задали им три вопроса – о том, как отразится финансовый кризис на результатах инвестирования пенсионных накоплений, каковы будут последствия для страховой пенсии, как НПФ и УК могут поменять стратегию инвестирования и каким образом в результате может измениться структура портфелей фондов. Представляем вашему вниманию экспертные оценки ситуации на пенсионном рынке страны.
Как финансовый кризис отразится на результатах инвестирования пенсионных накоплений и каким образом может поменяться структура портфелей фондов?
Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»: Реакция пенсионного рынка на события последнего месяца – я имею в виду финансовый кризис – будет в 2015 году крайне негативной. Это потери по публичным инструментам, и в лучшем случае – крайне низкие доходы по пенсионным накоплениям. Результаты года будут маловпечатляющими. Удержаться в позитивной зоне получится, скорее всего, за счет депозитов. Не исключено, что как раз эти инструменты, особенно в крупных банках, по тем ставкам, которые они сейчас готовы дать, покажутся многим гораздо более привлекательными, чем раньше. И в совокупности инвестиции пенсионных фондов на время могут прекратиться просто в размещение на депозитах в банках, в платежеспособности которых они будут уверены. Публичные активы, к сожалению, привлекательными никому не покажутся. В более отдаленной перспективе, когда ситуация покажется более стабильной, мы увидим интерес к облигациям, причем самых надежных заемщиков – ОФЗ, некоторое количество высоконадежных локальных выпусков. Интерес к акциям будет весьма ограничен. И даже внутри разрешенного списка направления инвестирования будут увеличиваться довольно медленно.
Антон Табах, директор по региональным и инфраструктурным рейтингам агентства «Рус-Рейтинг»: В грядущем году при инвестировании средств пенсионных накоплений результат будет только один – убытки. Их не будут учитывать для нормативных целей, но факт остается фактом – фарш назад не провернешь, а битую посуду нельзя слишком долго заметать под половичок... Правда, это хорошо для тех новых активов, которые будут поступать в НПФ, потому что любой убыток в прошлом – это прибыль в будущем. Куда НПФ и УК будут инвестировать средства? Есть ощущение, что многие достаточно качественные бумаги опять стали привлекательными, чего не было уже давно. Я имею в виду, прежде всего, корпоративные облигации. Их качество существенно не ухудшилось (если только в рамках общестрановых рисков), а доходность достаточно сильно выросла. И все же пока рано говорить, как изменится поведение НПФ на рынке. Тактику фонды поменяют, а вот стратегия – это дело будущего.
Марсель Салихов, глава экономического департамента Института энергетики и финансов: Повышение ключевой ставки ЦБ уже привело к резкому снижению стоимости облигаций, который являются основным объектом для инвестирования пенсионных накоплений. Фондовые индексы также показали снижение в 2014 году. Поэтому по итогам 2014 года участникам рынка будет крайне сложно добиться положительных итогов инвестирования. Это касается и ВЭБа, основу портфеля которого составляют ОФЗ. Они подешевели более чем на 10% с начала года. В 2015 году ожидается экономический спад. Увеличится количество корпоративных дефолтов, что также негативно скажется на доходности инвестирования накоплений. Поэтому для большинства фондов возникнут трудности, аналогичные ситуации 2008 года, связанные с де факто отрицательной доходностью и требованиями законодательства о «сохранности и прироста средств участников».
Очевидно, что фонды и УК будут менять стратегию инвестированию с учетом текущей ситуации. В условиях неопределенности для фондов и УК более целесообразным является инвестирование в «короткие» инструменты и депозиты банков.
Каковы последствия для страховой пенсии и насколько вероятна возможность дотаций роста пенсий из федерального бюджета?
Е.Надоршин: Бюджет старается экономить ресурсы и воздерживаться от дотаций, а учитывая кампанию, которая начинали еще год назад – я имею в виду, чтобы все перешли в солидарную пенсионную систему – понятно, что соответствующим ведомствам будет удобнее использовать нынешнюю ситуацию для того, чтобы сказать – ну вот, мы же были правы… Хотя то, что сейчас происходит на финансовом рынке и в экономике в целом, подрывает возможности государства по обеспечению пенсиями, возможно, даже больше, чем наносит вред накопительной системе. Но видны проблемы пенсионной системы будут, прежде всего, в элементах зависящих от публичных активов, в частности, в накопительной части. Поэтому не факт, что мы увидим какие-то дотации, скорее государство будет компенсировать то, что положено – то есть проводить индексацию по инфляции, а также будет усилена кампания по поддержке перехода в распределительную пенсионную систему.
А.Табах: Сейчас принято рефлексивное решение проиндексировать пенсии. Скорее всего, в бюджете Пенсионного фонда будет дыра, особенно на фоне стагнирующих доходов, и туда придется делать какие-то вливания из федерального бюджета. В 2015 году федеральный бюджет это потянет, потому что из-за курсовой ситуации он в неплохом положении. Что будет дальше – неведомо никому.
М.Салихов: В конце декабря ПФР объявил о том, что уровень индексации страховых пенсии в 2015 году будет соответствовать уровню инфляции за 2014% год, которая по всей видимости, превысит 10%. Соответственно на уровень инфляции вырастут стоимость пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты. Однако это в первую очередь бухгалтерская операция, не подкрепленная реальным увеличением финансовых возможностей ПФР. Более того, возможности поддержки со стороны федерального бюджета в 2015 году резко сузятся из-за необходимо дополнительных расходов антикризисного характера. В долгосрочном периоде, с учетом текущих демографических тенденций, маловероятно, что текущая конструкция – может быть сохранена без пересмотра параметров пенсионной системы, в том числе по возрасту выхода на пенсию.
Какие результаты может показать рынок с учетом новых пенсионных средств, полученных в мае 2015 года теми НПФ, которые вступили в систему гарантирования?
Е.Надоршин: Здесь я бы преждевременно не стал радоваться: давайте сначала посмотрим, действительно ли они поступят, потому что в свете последних изменений на пенсионном рынке ожидать можно всего. Я бы не стал торопить события. Есть риск, что рынок может этих денег и не увидеть. Если же деньги все же дойдут, то надо будет смотреть, насколько интереснее окажутся ставки по депозитам по сравнению с доходностью по облигациям. Я не думаю, что это приведет к какому-то взрывному спросу на инструменты типа акций, потому что, к сожалению, в мае следующего года обстановка еще не будет способствовать агрессивным инвестициям в акции. Стратегия инвестирования останется очень консервативной. Сумма в 526 млрд рублей принципиального расклада не изменит.
А.Табах: В мае 2015 года пенсионный рынок должен получить дополнительные средства. Получит ли он их? С одной стороны, сейчас и регулятор, и участники рынка готовятся к переводу средств. С другой – давайте вспомним, что некоторые события, которые произошли на рынке в 2014 году, было сложно предугадать, но все же они случились. Поэтому в плане ожиданий я бы так сказал – есть высокая вероятность, что решение о переводе средств в НПФ исполнят. Но вариант, что его не исполнят, тоже вполне возможен. Приток этих средств окажет позитивное влияние на рынок, особенно на фоне нехватки капитала. Но все зависит от деталей и времени передачи средств. Поэтому – посмотрим!
М.Салихов: Я не думаю, что будут какие-либо значимые различия между сегментами рынка и фондами, которые вступили в систему гарантирования. Система гарантирования скорее повлияет в положительную сторону с точки зрения привлечения клиентов и притока новых средств.