Пенсии кочуют между фондами без ведома граждан

Прошлогодний скандал с неправомерным переводом пенсионных накоплений без ведома самих граждан не исчерпал себя. Корреспондент BFM.ru промахнулся второй раз.

Прошлогодняя история с переводом накопительной части пенсии граждан в негосударственные пенсионные фонды в этом году приняла неожиданный оборот. Корреспондент BFM.ru получил уведомление о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в ПФР по заявлению, которого сам застрахованный не писал. Ситуация выглядит абсурдной если за перевод в НПФ агенты негосударственных пенсионных фондов получают вознаграждение, то выгода от перевода в государственную управляющую компанию (ВЭБ) остается тайной.

Заявление №1

Итак, в 2011 году письмо из ПФР известило, что я стала клиентом НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», написав 25 ноября 2010 года соответствующее заявление и оформив договор. Впоследствии выяснилось, что документы были зарегистрированы не по месту жительства (Московская область) и даже не по месту работы (Москва), а на благодатной ставропольской земле. Захватывающим в этой истории было все: и подача заявления в полицию, и попытки истребовать договор в НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», и отправка многочисленных жалоб в Пенсионный фонд России, в Генпрокуратуру, в Федеральную службу по финансовым рынкам. К слову, лично поданное заявление в НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» и отправленные через сайт жалобы результата не дали, а сотрудник фонда добрался до клиента лишь 1 декабря. Позиция такова безобразие учинили агенты. Летом 2011 года НПФ сообщал, что несколько сотрудников ставропольского отделения лишились постов, а информация о подделке заявлений граждан передана в правоохранительные органы. ФСФР обещала разобраться, истребовать документы у НПФ и, возможно, обратиться в Генпрокуратуру. О дальнейших действиях служба жалобщику не сообщала.

В отделении Пенсионного фонда по Москве и области копии оформленных в Ставрополе документов прислали и уточнили, что ответственность за удостоверение подписи клиента лежит полностью на НПФ. Сам договор застрахованного лица с НПФ мог бы порадовать любого юриста сведения там минимальны. В договоре об обязательном пенсионном страховании между НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» и застрахованным лицом указано неверное место рождения, а также вымышленный номер телефона. Договор составлен без указания паспортных данных застрахованного лица. В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 июля 2010 года № 523н «Об утверждении формы типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом». Согласно приказу, в графе «Реквизиты и подписи сторон» должны быть указаны фамилия, имя, отчество застрахованного лица, дата и место рождения, пол застрахованного лица, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, сведения о месте жительства, контактный телефон.

Реквизиты паспорта были записаны лишь в личном кабинете клиента: это был документ, украденный в 2008 году. Адресом же числилась квартира клиента в другом городе, проданная много лет назад. Самого паспорта оформившие договор лица, вероятно, не видели: отметка о выписке из вышеуказанной квартиры там стояла за несколько лет до кражи. Выяснить, какая «серая» база данных (причем, с номерами свидетельств пенсионного страхования) тогда использовалась для оформления документов, видимо, предстоит следствию.

Как такой договор мог был быть вообще зарегистрирован осталось загадкой. На данный вопрос добиться ответа ни через ПФР, ни через Генпрокуратуру не удалось. «Гражданин приходит в НПФ, в который он хочет перевестись, заключает с ним договор и там же пишет соответствующее заявление в ПФР. После этого НПФ, будучи трансфер-агентом, пересылает эти два документа по защищенным каналам связи в ПФР. При этом, НПФ несет всю ответственность за достоверность передаваемой информации. Ну и последнее действие в этой цепочке: ПФР на основании переданных НПФом документов переводит ему ваши пенсионные накопления», описал систему работы пресс-секретарь ПФР Станислав Дегтярев. По его словам, сегодня 95% договоров и заявлений граждан представляют в ПФР нами негосударственные фонды. «У нас с ними есть соглашения о взаимном удостоверении подписей. Их суть в том, что НПФ гарантирует представление в ПФР исключительно достоверной информации и за точность всех данных ответственность несет сам НПФ», подчеркивает представитель Пенсионного фонда.

Жизненные силы к борьбе гражданина за свои права, пусть иногда и своеобразно, поддерживала полиция. Заявление в районное УВД было подано 11 мая, с тех пор материалы побывали в ОВД по месту жительства, в Москве (прошли путь сверху, а затем снизу), в Татарстане (там находится архив НПФ), снова в Москве, а затем ушли в Ставрополь. Входящие и исходящие номера жалоб, звонки в районные и городские УВД, ответы на вопросы типа «Как вы вступили в Пенсионный фонд?» и сдача образцов почерка, несомненно, раскрасили однообразную жизнь офисного сотрудника. Как продвигается расследование в Ставрополе, пока неясно.

Результат ноль

Впереди замаячила безрадостная перспектива судебного разбирательства. Выходов было два. Первый: подать иск о признании договора недействительным и в случае признания его недействительным лишиться инвестиционного дохода. Дело в том, что средства пенсионных накоплений переводят лишь раз в год, узнать о принятом решении заранее невозможно, гражданин уведомляется в письме ПФР в мае-июне. Второй выход: опустить руки и «проглотить» обман, но получить инвестиционный доход. Точку в этом деле в декабре 2011 года поставил мой папа: мучения ребенка приносили ему страдания. «Забей», был отеческий совет.

Заявление №2

По злому стечению обстоятельств забыть это дело не удалось. В июне 2012 года история повторилась, но с нюансами. Следует отметить: в мае 2011 года возмущенный клиент НПФ написал в районное отделение ПФР заявление о переводе накоплений в УК Внешэкономбанка. Подумавши, решил отдать деньги в НПФ Сбербанка уже не столько ради дохода, а ради контроля за данными. Заявление и договор были оформлены в начале декабря 2011 года. Согласно Федеральному закону №75 от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах», гражданин может написать хоть сотню заявлений, действительным может считаться то, которое было оформлено последним.

Но последнее личное заявление оказалось не последним. В июне ПФР сообщил, что в конце декабря 2011 года я «написала» еще одно заявление. В отделении ПФР по месту жительства пояснили, что документы были оформлены через трансфер-агента в Рязанской области (соответствующая информация зашифрована в их номере). Получить вожделенный договор можно лишь через отделение ПФР по Москве и области, соответствующий запрос уже находится там.

Ситуация стала абсурдной. Так, в прошлогоднем скандале с переводом пенсионных накоплений фигурировали лишь негосударственные пенсионные фонды. В 2011 году наибольшее количество жалоб поступило на НПФ «Норильский никель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние», в результате чего с этими тремя НПФ в ряде регионов были расторгнуты трансферагентские соглашения. Агенты это лица, которые ищут клиентов для НПФ, а трансфер-агенты это организации, имеющие право принимать заявления от граждан и пересылать документы по защищенным каналам связи в ПФР. Сделано это для облегчения жизни самих граждан им не нужно идти в Пенсионный фонд, а достаточно написать заявление через трансфер-агента.

За работу с НПФ агенты получают вознаграждение, рассказал BFM.ru пресс-секретарь ПФР Станислав Дегтярев. «Задача агентов - агитировать население переводить их пенсионные накопления в НПФ. Успешный результат этой работы - заключенный с человеком договор, который агент отдает в НПФ. НПФы в среднем платят агенту 500-1500 рублей за один заключенный договор», говорит он. Государственная управляющая компания агентов не нанимает, в ней аккумулированы средства «молчунов» (граждан, не написавших заявления об инвестировании накоплений).

«Посудите сами: если агент «перевел» человека в НПФ, он получает за это от НПФ деньги. А кто будет платить агенту за «перевод» человека в ВЭБ? Никто», говорит Станислав Дегтярев. Мало того, ВЭБ даже не ведет никаких реестров персональных данных. «ВЭБ лишь инструмент для инвестирования средств пенсионных накоплений, с персональными данными граждан не работает», пояснили BFM.ru в пресс-службе этой организации.

«Трансфер-агенты это не какие-то неизвестные люди, а совершенно конкретные официальные организации, с которыми у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Это НПФы, банки и так далее. Во всех регионах они разные», уточнил Станислав Дегтярев. Список трансфер-агентов изменяется каждый год и публикуется на сайте ПФР. «НПФ в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений», подчеркивает представитель ПФР.

Трансфер-агентами, с которыми у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей в 2012 году, в Рязанской области являются лишь шесть организаций: филиал НПФ «Росгосстрах» (номер договора 072Т001), филиал банка «Уралсиб» в Рязани (072Т002), отделение центрального филиала НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» в Рязани (072Т003), центральная региональная дирекция НПФ «Промагрофонд» (072Т004), рязанское отделение № 8606 Сбербанка (072Т005) и рязанский филиал «Мастер-банка» (072Т006). Номер заявления, поданного в конце декабря от моего имени, начинается с шифра 072Т003.

В call-центре рязанского отделения НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии» сказали, что без личного заявления перевод пенсионных накоплений невозможен. «Не могу понять, как такое могло произойти», сказала сотрудница call-центра.

В свою очередь председатель попечительского совета фонда Олег Киселев заявил BFM.ru, что подобный случай стал первым. «Случай редкий не только для нас, но и для всего рынка. По данному случаю инициировано служебное расследование, потребуется некоторое время, чтобы разобраться в причинах данного инцидента», сказал топ-менеджер. «Нам приходится сталкиваться со случаями, когда агенты, в стремлении получить от фонда комиссионное вознаграждение, пытаются предоставить поддельные заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в наш фонд. Но чтобы деньги выводились из фонда, такого еще не было», заявил Олег Киселев. Он подчеркнул, что избавление от клиентов не входит в задачу негосударственных пенсионных фондов. «Соответственно НПФ «Ренессанс жизни и пенсии» никак не заинтересован в подобных операциях», сказал он.

Остается надежда, что произошла техническая ошибка или путаница при урегулировании жалобы с НПФ. Моя встреча с сотрудником фонда прошла 1 декабря, на ней была подписана бумага о том, что «разъяснительную беседу прослушала, претензии сохраняю». Других бумаг не помню, но не исключено, что подписала обязательство НПФ перевести деньги обратно в ПФР. В любом случае, встреча состоялась 1 декабря, а заявление было от 28 декабря. «Мы не знаем, почему эта дата», сказали в НПФ.

То, что договор был подан от рязанского отделения, как выяснилось, входит в практику. В центральной дирекции НПФ пояснили, что трансфер-агентские соглашения у них заключены в разных регионах и документы из одних регионов могут подаваться в другие. Например, гражданин может написать заявление о переводе средств пенсионных накоплений в Московской области, а зарегистрированы документы будут в Рязани. В 2011 году у данного НПФ было приостановлено действие соглашения с ПФР о взаимном удостоверении подписей в Москве.

Таким образом, разрыв трансфер-агентских соглашений Пенсионным фондом в плане подачи заявлений ничего не изменил.

В любом случае, поместить пенсионные накопления по желанию самого застрахованного опять не удалось. Кроме того, стало понятно, что разобраться в действии системы простому гражданину крайне сложно.

Как подать заявление

Отметим, что трансфер-агенты могут принимать заявления о переводе средств пенсионных накоплений в какой угодно фонд. Услуга эта бесплатная. Соответствующая информация, в частности, содержится на сайте «Мастер-банка». Эти сведения подтвердили и в Сбербанке. «Согласно трансферагентскому соглашению между подразделениями банка и ОПФР, Сбербанк имеет право принимать от граждан заявления о переводе накопительной части пенсии из одного негосударственного пенсионного фонда в другой - речь идет о любом фонде, не только об НПФ Сбербанка», разъяснили BFM.ru в пресс-службе Сбербанка. Там подтвердили, что необходимо личное присутствие. «Гражданин пишет заявление самостоятельно, заверяет своей подписью, сотрудник Сбербанка обязан идентифицировать его личность и также подписать заявление», сказали в крупнейшем российском банке. А вот информация о том, откуда переводятся накопления, не указывается, пояснили и в ПФР, и в Сбербанке. «В заявлении указывается фонд, в который переводятся накопления», сказала представитель пресс-службы банка. Статистикой перевода средств в другие НПФ или ПФР в Сбербанке не владеют, так как ведут учет только по своему НПФ. «Так, переходят в НПФ Сбербанка ежегодно десятки тысяч человек, покидают - сотни», отметили в банке.

Деньги остаются на счетах

Как бы то ни было, в результате неправомерных переводов гражданин теряет лишь нервы и, возможно, разницу в инвестиционном доходе (он может быть и выше). Накопительная часть трудовой пенсии не исчезает. «И, конечно, не стоит забывать о том, что даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по-прежнему находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования», уточнил представитель пресс-службы ПФР.

 

BFM.RU

Екатерина Карпенко

29.06.2012

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.