Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института: «Пенсионная отрасль готова к перезагрузке»
2014 год для накопительной системы был ознаменован тремя событиями.
Во-первых, это кропотливая работа ЦБ и фондов по перезапуску системы обязательных пенсионных накоплений. Была проделана большая работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов, по проверке их со стороны Банка России, по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений. В таких объемах ЦБ еще никогда не занимался регулированием пенсионного рынка. Надо отметить положительные результаты этой работы. «Проблемных» НПФ оказалось немного, большинство прошли проверочные процедуры, и в целом можно сказать, что отрасль готова к перезагрузке. Это длительный процесс, который продолжался весь год и принес много положительных моментов пенсионному рынку.
Во-вторых, была продлена заморозка обязательных пенсионных накоплений на 2015 год - без подготовки, без обсуждения, без какого-либо предупреждения и понимания того, зачем это сделано. Конечно, в этом году шоки были и посильнее для финансового рынка России, и этих шоков было много, но рынок воспринял это мероприятие крайне негативно. Оптимизма эта новость не доставила еще и потому, что показала: в любой момент может быть изменено ранее принятое решение, ведь изначально на уровне президента подчеркивалось, что у граждан должно быть право выбрать, куда направить 6% своей заработной платы – либо в накопительную, либо в распределительную систему. Это право было зафиксировано в законодательстве РФ и являлось абсолютно правильным с точки зрения социальной справедливости. В первый раз это право было проигнорировано в 2013 году, но такое решение хоть как-то было объяснимо, в том числе, необходимостью оздоровления рынка пенсионных накоплений. Хотя граждане «ногами» проголосовали за выбор в пользу негосударственных пенсионных фондов еще раньше, чем даже началась процедура акционирования, и в 2013 году массово выбирали НПФ, стараясь избежать варианта перевода своих накоплений в страховую часть. Они как раз проявили доверие к системе. А чиновники проявили недоверие, но, тем не менее, решение о «заморозке», принятое в 2013 году, хоть каким-то образом, повторюсь, было объяснимо. А решение этого года о продлении моратория на 2015 год никак не может быть мотивировано.
В-третьих – вернемся снова к позитивным моментам – надеюсь, что следующий год будет последним годом заморозки, что наши накопления с 2016 года будут поступать в НПФ и УК. Эта хорошая новость отчасти подтверждается тем, что накопления за 2013 год - сумму в размере более 500 млрд руб. - было решено разносить по пенсионным счетам. Это косвенное свидетельство того, что в 2015 году у нас не будет уже сюрпризов с пенсионной системой в плане заморозки пенсионных накоплений. Правда, 2014-й показал: никто ни от чего не застрахован.
Макроэкономические условия для накопительной компоненты в этом году были очень благоприятные, как это ни парадоксально звучит, потому что выросла доходность по облигациям федерального займа и по корпоративным облигациям. Если бы пенсионные деньги были бы направлены в эту систему, то они получили бы индексацию выше инфляции. Сохранятся ли такие условия в следующем году? Сейчас трудно найти ответ на этот вопрос. Текущая доходность будет, разумеется, зависеть от состояния экономики нашей страны. Если она долгое время будет находиться в рецессии, то наши накопления будут обесцениваться. Опять-таки, если размер зарплат будет снижаться, то и отчисления в Пенсионный фонд тоже будут не так высоки, как раньше. И не стоит в этом случае ожидать щедрой индексации пенсий в рамках страховой компоненты. Будущее очень неопределенно, но оно неопределенно для обеих компонент – и для накопительной, и для страховой. Конечно, государство будет до последнего стремиться сохранять индексацию по инфляции, но в будущем без дальнейшего реформирования пенсионной системы при не очень высоких (мягко говоря) темпах экономического роста, а скорее всего – рецессии, эти обязательства по индексации пенсии поддерживать не удастся.
И на повестке дня сегодня стоит дальнейшее реформирование системы досрочных пенсий, повышение пенсионного возраста и переориентация базовой части пенсии на нуждаемость. Эти три составляющие в разной степени готовности. Реформа досрочных пенсий на уровне концепции уже одобрена правительством, и теперь нужна только политическая воля, чтобы доделать то, что было заявлено. В части повышения пенсионного возраста идет такое своеобразно засовывание головы в песок, хотя давно пора принять все необходимые решения. Что касается переориентации на нуждаемость, то те меры, которые можно было бы использовать (например, невыплата базовой части пенсии очень богатым пенсионерам), теоретически могут быть приняты. Но большой отдачи они не дадут; серьезный эффект могут дать те меры, которые позволили бы нам переориентировать систему на предоставление ресурсов беднейшим слоям населения. Но чтобы создать такую систему, нужно проделать огромную работу по оценке нуждаемости в нашей стране, а это требует больших временных и интеллектуальных затрат, а также политической воли. Нынешнее правительство к этому пока не готово.