Заморозка нам поможет? Эксперты - о возможности продления «пенсионного маневра» с накоплениями граждан

В очередной раз в правительстве муссируют тему заморозки пенсионных накоплений. За последнюю неделю все «действующие лица» с обеих сторон (как социальный, так и финансовый блок) высказались по поводу продления моратория на передачу средств НПФ на 2016 год. Есть общее ощущение, что дискуссии подготавливают почву для новых пенсионных маневров, из которых мораторий может показаться не самым страшным. Эксперты «Лаборатории Пенсионной Реформы» рассуждают о том, что насколько реальна возможность очередной заморозки и какое влияние окажет она на пенсионную отрасль и рынок в целом. Чем тяжелее будет в этом году экономическая ситуация, считают они, тем вероятнее повторение сценария прошлых лет.

original.jpgПервым в феврале поднял вопрос министр труда Максим Топилин. Минтруд не исключает дальнейшей заморозки пенсионных накоплений в случае сложной финансовой ситуации, заявил он журналистам. «Теоретически я считаю, что добровольной должна быть накопительная система. А предлагать будем (заморозить пенсионные накопления) или не будем, исходя из того, какая будет финансовая ситуация», - сказал он (цитата по Интерфаксу).

Тут же откликнулся Минфин. Замглавы Минфина Алексей Моисеев выступил против продления заморозки пенсионных накоплений. «С нами это не обсуждается, и если такие предложения поступят, то я буду против», — рассказал заместитель ведомства.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил прессе, что крайне отрицательно относится к предложениям о заморозке пенсионных накоплений после 2015 года. «Я всегда это говорил, я крайне отрицательно отношусь к любым идеям (в этом вопросе), и тем, которые уже были реализованы, и те, которые обсуждаются. Накопительный элемент пенсионной системы — это важный ресурс длинных денег, это важный источник инвестиций», — сказал глава МЭР. Он добавил, что вопрос о переводе обязательного накопительного компонента пенсионного страхования в РФ в добровольный формат нужно было принимать 15 лет назад, сейчас, когда система работает, возвращаться к нему нецелесообразно. (цитаты по РИА Новости). 

Вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальные вопросы, рассказала корреспонденту Интерфакса , что в правительстве России не обсуждался вопрос о возможности дальнейшего замораживания пенсионных накоплений в случае сложной финансовой ситуации. Это же подтвердил глава Минфина Антон Силуанов. «Топилин беспокоится за сбалансированность Пенсионного фонда, а мы в экономическом блоке — за наличие ресурсов, которые могли бы использоваться для роста и поддержки экономики. Внешних ресурсов нет, внутренних источников тоже, пенсионные накопления и были одним из таких ресурсов», — отметил Силуанов. Если продлить заморозку, то, как считает он, становится бессмысленной реформа негосударственных пенсионных фондов (НПФ), ужесточение надзора и введение мер регулирования для обеспечения устойчивости негосударственных пенсионных институтов. Если не будет пенсионных накоплений в управлении НПФ, то не будет источников для роста, полагает министр (передает корреспондент Интерфакса)

Эксперты, опрошенные Лабораторией Пенсионной Реформы, считают, что борьба между блоками еще не закончилась, но в основном предсказывают продолжение заморозки пенсионных накоплений, связывая это с плохим состоянием экономики в России и, как результат, очередным перемещением денег из пенсионной отрасли на нужды экономики.

Марсель Салихов, глава экономического департамента Института энергетики и финансов: «Повторение ситуации прошлых лет возможно, так как уже два раза «наступали на те же грабли». Но, судя по продолжающейся публичной пикировке министров, окончательного решения на уровне правительства еще нет.

В этом году традиционное противостояние экономического блока (Минфин, МЭР) и социального (Минтрудсоцразвития) усугубляется очень высокой инфляцией. В 2014 году фактическая инфляция составила 11,4%, в 2015 году также окажется в пределах 11-13%. Так как все последние годы решения об индексации пенсий принимались из фактической инфляции это означает, что выплаты пенсионерам будут проиндексированы на размер инфляции и резко увеличатся в номинальном выражении. Так как заработная плата в экономике не будет расти темпами инфляции. Последний прогноз МЭР, в частности, предполагает, что реальная заработная плата снизится на 9,6% в реальном выражении (то есть за вычетом инфляции). Соответственно, и отчисления работающих в ПФР (даже без учета в «тень» части рынка труда в условиях кризиса) вырастет меньше, чем инфляция, и чем предусматривает закон о бюджете ПФР. Соответственно, дефицит бюджета ПФР вырастет и ему потребуются дополнительные средства из федерального бюджета. В этих условиях продление моратория может стать очередным «бесплатным» источником средств для бюджета ПФР.

Поэтому все будет определяться тяжестью экономического кризиса в 2015 году и с выполнением планов по доходам федерального бюджета, то есть в первую очередь, из конъюнктурных соображений, а не долгосрочных приоритетов развития пенсионной системы. Нападки на НПФ будут усиливаться в связи с тем, что результаты инвестирования пенсионных накоплений в 2014 году будет не слишком успешными.

Если ситуация будет очень плохая, то скорее всего мораторий будет продлен, так как даст возможность частично избежать сложных решений по дополнительному сокращению госрасходов и реформатированию пенсионной системы». 

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: «В начале декабря президент РФ подписал указ о заморозке платежей в адрес НПФ и УК на 2015 год, так что возврат к классической системе с УК и НПФ может состояться не раньше 2016 года. Сейчас же обсуждение идет уже о 2016 годе. Получается, что требование к акционированию стало техническим – к 2016 году все, кто хотел уж точно успеют пройти эту процедуру. Мы считаем, что это решение по-прежнему стоит оценивать, как негативное для рынка. На наш взгляд, власти поздновато начали рассуждать над изменением бюджета, так что у них мало времени на обдумывание ситуации. Полагаю, что заморозка пенсионных накоплений, конечно, принесет в бюджет необходимые средства, но крайне негативно скажется на НПФ и УК.

Также, полагаю, что данное решение бьет по долгосрочным перспективам, т.к. снижает уровень доверия населения к правительству - пока мы так и не услышали от экономического блока каких-либо планов по возмещению уже изъятых средств, а ведь это институт «длинных денег», которых так не хватает нашей экономике. Решение направлено на краткосрочное решение проблемы с федеральным бюджетом, но негативно для долгосрочных перспектив развития российской экономики. Полагаем, что количество изменений в системе в последние годы слишком велико, чтобы можно было говорить о какой-то неэффективности частного капитала в этой сфере. Доходность НПФ за последние десять лет не является отрицательной, а у многих фондов она существенно выше результатов ВЭБа».

Генеральный директор ООО «Пенсионный Партнер» Сергей Околеснов: «Думаю, очередная заморозка будет сильно зависеть от макроэкономики. Если все будет плохо, то, конечно, она будет объявлена: дорожка-то проторена, просто реализуется путем внесения изменений в законодательство. Народ не возмущается, нужно пользоваться. Я думаю, все эти обсуждения - это просто первая ласточка, разминка, так сказать, перед реальной битвой. Министры понимают, что в случае ухудшения (или даже неулучшения) экономической ситуации президент прикажет ее исправлять, и правительство будет вынуждено идти на компромиссы. Вот социальный блок и сигнализирует – пенсионный возраст мы трогать не позволим, а будущие пенсии предлагаем у граждан отобрать, ситуация сложная сегодня, на носу выборы, и, знаете ли, не до светлого будущего населения в такой ответственный период. А если бюджет будет залит нефтедолларом, то можно ничего и не отнимать». 

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, ранее отмечал в интервью «Лаборатории Пенсионной реформы»: «После того, как пенсионные накопления «заморозили» на один год, появилась, на мой взгляд, 50-процентная вероятность того, что накопительная система будет ликвидирована. Когда их «заморозили» во второй раз, это еще сильнее уменьшило основания для оптимизма. В свете последних событий дальнейшее существование накопительной части обязательного пенсионного страхования выглядит маловероятным. Но тогда еще более проблематичной становится проблема долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Накопительная часть вводилась для того, чтобы решать проблему старения населения в будущем. Если мы отказываемся от нее, то тогда в перспективе становимся совсем незащищенными». 

 

11.02.2015

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.