Накопительной части пенсии - быть
Накопительный компонент пенсионной системы России должен быть сохранен, считают эксперты.
ОТМЕНИТЬ ИЛИ ОСТАВИТЬ
Тема относительно будущего обязательного накопительного компонента пенсионной системы РФ в последнее время активно обсуждается экспертами и чиновниками. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин ранее сообщал, что ведомство рассматривает возможность преобразования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы в добровольную. По словам Топилина, 6% от страхового тарифа в Пенсионный фонд России (ПФР), которые идут на накопительную часть пенсии, создают достаточно серьезную часть дефицита ПФР - около 300-400 миллиардов рублей. При этом экспертное сообщество выступает с критикой данного предложения ведомства.
Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщал, что накопительный компонент, он сегодня есть и будет, но есть предложение по его совершенствованию, по расширению направлений инвестирования пенсионных накоплений. Вместе с тем, Силуанов не подтвердил, но и не опроверг возможность того, что пенсионные накопления из обязательных перейдут в добровольные.
По словам руководителя Экономической экспертной группы при правительстве РФ Евсея Гурвича, предложения об отмене обязательного накопительного компонента пенсионной системы противоречат мировым тенденциям.
"Общемировая тенденция заключается в том, что пенсионная система должна состоять из взаимодополняющих элементов - обязательного и добровольного пенсионного страхования. У нас же предлагается переход к добровольному пенсионному страхованию за счет работодателей и работников взамен обязательному. Предполагается, что за счет этих мер можно будет обеспечивать 15-20% утраченного заработка. В этом есть определенное лукавство", - отметил Гурвич.
По его словам, в мире существует считанное число стран, где подобный уровень замещения формируется за счет совместного участия и работодателей, и работников в пенсионном страховании.
"Я не вижу причин для сворачивания пенсионных накоплений в РФ. В расчетах, которые проводились перед введением накопительного компонента, мы целились на получение 5-процентной доходности в реальном выражении сверх инфляции. Сегодня у нас фактически доходность отрицательная. Но проблема (накопительного компонента в РФ - ред.) заключается в том, что мы не занимались управлением накоплений, не расширяли инвестиционный портфель", - отметил Гурвич.
Согласен с коллегой и заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, член экспертной группы "Стратегии-2020" по вопросам реформирования пенсионной системы Владимир Назаров.
"Необходимо радикально расширить инструментарий вложения средств обязательной накопительной компоненты. Последние 10 лет мы практически не занимались накопительной компонентой, но при этом требуем, чтобы эта часть пенсионного страхования была доходной. У нас до недавнего времени даже не было механизма выплаты пенсионных накоплений", - подчеркнул он.
Гурвич также отметил, что отказ от накопительной части пенсии станет отрицательным сигналом для инвесторов. "Потому что это фактически означает, что у нас нет никаких рычагов решения проблем, кроме увеличения налоговой нагрузки на бизнес, что уже было продемонстрировано в 2011 году", - заключил он.
В 2011 году в России действовали повышенные тарифы страховых взносов во внебюджетные социальные фонды, с 1 января 2012 года они вновь были снижены с 34% до 30%. В частности была скорректирована ставка страховых взносов в ПФР на 2012-2014 годы с 26% до 22%. С 2011 года страховые взносы для большинства предприятий выросли до 34%.
На прошлой неделе эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также выступили с заявлением, что Россия должна сохранить в пенсионной системе обязательный накопительный компонент. Системы, в которых существует страховой распределительный компонент, когда выплата пенсий идет из текущих доходов, но также развит и накопительный компонент, зарекомендовали свою эффективность в мире. В странах, где введен обязательный накопительный элемент пенсионной системы, коэффициент замещения (соотношение пенсии к последнему заработку) превышает 60%, отметили специалисты ОЭСР.
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
В целом, по словам Гурвича, предложения относительно пенсионной реформы в России не решают глобальных проблем, с которыми страна столкнется в ближайшие десятилетия. "Не ясно, как будут решаться фундаментальные долгосрочные проблемы пенсионной системы, главная из которых – ухудшающиеся демографические прогнозы. По оценкам ООН, к 2050 году у нас соотношение численности населения в пенсионном и рабочем возрасте ухудшится в 2,2 раза. В этом случае мы либо должны в два раза увеличить средства, направляемые в пенсионную систему, либо у нас в два раза снизится соотношение пенсий к зарплате", - уверен эксперт.
Он отметил, что сегодня расходы России на пенсионную систему исчисляются в 9% ВВП, тогда как в большинстве зарубежных стран они не превышают 7,5% ВВП.
По словам Назарова, в России сегодня складываются демографически благоприятные условия для занятости пожилого населения. "Россия сейчас имеет наименьший практически за всю ее историю уровень безработицы, и если у нас сохранятся хоть какие-то темпы экономического роста, то востребованность людей любого возраста на рынке труда будет расти. И задача государства заключается в том, чтобы создать условия для вовлечения людей предпенсионного возраста в этот рынок", - говорит он.
Однако оба эксперта сошлись во мнении, что России к 2020 годам предстоит вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста.
Ранее министерство труда и социальной защиты России сообщало, что намерено в июле представить общественности свое видение будущего российских пенсионеров. По итогам общественного обсуждения Минтруд и ПФР скорректируют "Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года", которая должна быть подготовлена до 1 октября 2012 года. В министерстве подчеркивают, что комплекс мер, который будет предложен, ни в коем случае не отразится на положении пенсионеров.
На прошлой неделе также стало известно, что на покрытие дефицита ПФР в 2013-2015 годах предполагается направить из федерального бюджета более 3 триллионов рублей. Средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета фонда в 2013 году учтены в объеме 1 триллион 9,9 миллиарда рублей, в 2014 году - 861,6 миллиарда рублей, в 2015 году - 897,5 миллиарда рублей.