Михаил Дмитриев, президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост»: «С отменой накопительного компонента мы упрощаем пенсионную систему, делаем ее менее устойчивой и приобретаем ряд долгосрочных проблем»

Устойчивость пенсионной системы – это проблема, которую властям все равно придется решать. Тем не менее, она сейчас не решается. Решение подменяется попытками наскоро нормализовать ситуацию на очень коротком горизонте планирования. Возможное решение об отмене накопительной составляющей пенсионной системы может иметь смысл, но только на горизонте планирования в один-два года.

original.jpgПроблема пенсионной системы – это проблема отсутствия в бюджете нужных средств и постоянное увеличение трансфертов Пенсионному фонду России, для того чтобы поддерживать размер пенсии в том соотношении с заработной платой, в котором он находится сейчас. Сегодня средний размер соотношения пенсии и зарплаты – примерно 35%. В дальнейшем, однако, поддерживать этот уровень без очень большого наращивания бюджетных средств будет невозможно. При этом бюджетные трансферты для помощи пенсионной системе вряд ли будут. Федеральный бюджет тоже находится в непростом состоянии, и кризис не помог его стабилизации. Без дополнительных трансфертов из федерального бюджета соотношение средней пенсии к средней зарплате снизится к 2030 году до 27% или ниже. Оно вернется к тому соотношению, которое мы имели до начала валоризации 2008-2010 годов, когда пенсии росли очень быстро и с опережением по отношению к зарплате.

Очевидно, что полученные в результате отмены накопительной системы средства  - это относительно небольшие объемы ресурсов по сравнению с теми, которые нужны для поддержания коэффициента замещения на приемлемом для населения России уровне. Чтобы решить эту проблему, нужны совсем другие шаги. В нынешней ситуации единственный шаг, который возможен – это повышение пенсионного возраста. Этот шаг необходим. О нем все время говорят, но власти не решаются поднять этот вопрос. В результате принимаются краткосрочные меры, которые  только ухудшают перспективы пенсионной системы.

Накопительная пенсия не дублирует распределительную. Этот компонент предназначен для других целей, от него выиграют другие группы будущих пенсионеров. С его отменой мы упрощаем пенсионную систему, делаем ее менее устойчивой и приобретаем ряд долгосрочных проблем. Но и за пределами пенсионной системы отмена накопительной пенсии тоже не приведет к решению двух серьезных проблем, с которыми будет сталкиваться наша экономика. Они состоят не в том, чтобы выйти из текущего кризиса – экономика из него выйдет. Существует самая серьезная проблема, которой сегодня нет решения – это проблема поддержания на более или менее приемлемом уровне долгосрочных темпов экономического роста. Сейчас практически мало кто из серьезных экспертов верит, что в перспективе Россия может расти быстрее, чем 2% в год. Это значит, что мы и дальше будем отставать от развитых стран. Мы оказываемся в так называемой ловушке среднего уровня развития.

Для ускорения российской экономике нужны совсем другие решения. Одно из них связано с тем, что примерно 2 п.п. (а может быть, и больше) ежегодного торможения роста связано с падением численности трудоспособного населения. Проведенный недавно рядом международных исследовательских центров анализ показал, что снижение численности трудоспособного населения ведет к замедлению темпов роста производительности труда. И в России этот показатель может составлять до 2% и более ежегодно. Чтобы предотвратить эти потери, без повышения пенсионного возраста не обойтись. Это единственный на сегодня шаг для России, который сможет предотвратить в ближайшие 10 лет снижение численности экономически активного населения. Это одновременно и решение для долгосрочной устойчивости пенсионной системы и поддержания темпов экономического роста в стране.

Вопрос, тем не менее, не рассматривается. Вместо этого закрывается накопительный элемент обязательного пенсионного страхования, который сам по себе является условием долгосрочного успешного роста.

Наши накопления уже вложены в объекты инфраструктуры. Если бы пенсионная система развивалась нормально – так, как она была задумана 15 лет назад – то к 2020 году размеры пенсионных накоплений, которые могли бы быть вложены в долгосрочные инвестиционные проекты, составляли бы примерно 40% от долгосрочных кредитов российской банковской системы. Это было бы очень существенным фактором поддержания дальнейших темпов экономического роста и преодоления инфраструктурных ограничений, которые сами тормозят российскую экономику. Если пенсионный накопительный элемент закрывается, то никакие добровольные пенсионные накопления в этих условиях будут невозможны.

Таким образом, вместо того, чтобы решать долгосрочные проблемы экономического роста страны и развития пенсионной системы, правительство занимается решением краткосрочных вопросов, не думая о будущем. На мой взгляд, это очень опасная постановка вопроса, за которую придется расплачиваться всей стране еще долгие годы.

Выступление на «Круглом столе по вопросам пенсионной реформы» в МИА Россия сегодня 16 марта 2015 года

 

17.03.2015

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.