НАФИ: россияне стали считать себя более финансово грамотными
Россияне стали оценивать свои финансовые знания выше, чем два года назад. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в апреле 2015 года.
Доля опрошенных, считающих себя финансово грамотными, выросла и вернулась на уровень 2011 года (20%). Напомним, что с 2012 года мы наблюдали снижение доли «хороших и отличных» оценок до 13% (в 2013 году). Соответственно, выросло и количество тех, кто считает свои знания удовлетворительными (с 28% до 46% за два года). Сократилось также число тех, кто имеет скудные знания в сфере финансов (с 49% до 34%).
В столице самооценки населения склоняются к средним значениям: так удовлетворительными свои знания считают 70% опрошенных москвичей, а отличными и хорошими – пятая часть. Только каждый десятый житель Москвы признался, что знаний нет или они неудовлетворительные.
Опрошенные старше 45 лет более склонны оценивать свои знания в финансовых вопросах как скудные. Россияне в возрасте от 34 до 45 лет, наоборот, считают себя более финансово грамотными.
Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в апреле 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?), % опрошенных
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2015 | |
Отличные/хорошие знания и навыки | 17 | 15 | 25 | 20 | 17 | 13 | 20 |
Удовлетворительные знания и навыки | 38 | 50 | 44 | 44 | 41 | 38 | 46 |
Неудовлетворительные/знаний и навыков нет | 38 | 35 | 31 | 36 | 43 | 49 | 34 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?), % опрошенных по группам
Октябрь 2014 | Апрель 2015 | |
Отличные/хорошие знания и навыки | 20 | 20 |
Удовлетворительные знания и навыки | 46 | 70 |
Неудовлетворительные/знаний и навыков нет | 34 | 10 |
Лобанова Ирина, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ, так прокомментировала полученные результаты: «При ухудшении экономической ситуации в стране меняется и информационный фон – вопросы, касающиеся проблем финансовой и других отраслей экономики, регулярно отражаются в средствах массовой информации, нередко с привлечением различных экспертов. Часто люди сами начинают активно искать информацию, которая могла бы им помочь в принятии важных финансовых решений. В таких условиях у некоторой части потребителей создается ощущение, что уровень их финансовых знаний и навыков растет. Однако, нередко это так называемая иллюзия грамотности, так как она не приводит к изменению привычек и финансового поведения в целом – потребители не начинают больше сберегать или вести бюджет, с большим вниманием читать договор с банком или страховой компанией или интересоваться изменениями в законодательстве, касающихся розничных финансовых услуг».