Кто куда. Какие объекты интересны фондам для вложения пенсионных накоплений

В ходе проведенного в мае 2015 года опроса в рамках Круглого стола «Будущее пенсионного рынка» участники высказали свое мнение относительно того, какие инфраструктурные инвестиции наиболее привлекательны для НПФ. Как оказалось, самое привлекательное – это дорожная инфраструктура, согласно распространенному вчера пресс-релизу RAEX. Опрос, однако, был проведен еще до того, как Банк России негласно призвал рынок инвестировать в овощехранилища. Как показывает опыт «Лаборатории пенсионной реформы», в овощехранилища инвестировать пока готовы немногие, а в целом вложение пенсионных денег в инфраструктуру «пенсионщики» готовы рассматривать только при высокой степени надежности и доходности объектов инвестиций. Среди таких – телеком, дороги, инфраструктура для пожилых людей.

Инфраструктурные инвестиции в какой сегмент наиболее привлекательны  для НПФ?

1.png35% участников опроса считают наиболее привлекательными инфраструктурные инвестиции в строительство дорог, мостов и тоннелей. 29% отдают предпочтение инвестициям на модернизацию промышленных предприятий. 21% проголосовал за добычу и переработку сырья как наиболее привлекательный сегмент для инвестирования пенсионных средств. Сегмент строительства объектов по переработке и утилизации ТБО набрал 12% голосов, а строительства спортивных объектов – 3%. 

Источник: RAEX («Эксперт РА»), по данным участников опроса

В приведенном RAEX графике нет важного объекта инвестиций, который появился в устах и мыслях чиновников в июне. Первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов предложил активнее инвестировать пенсионные средства в сельскохозяйственную инфраструктуру. По его словам, начать следует со строительства центров хранения и обработки плодоовощной продукции. «Порядка 200 таких больших баз можно построить. Это «голубой океан», условно говоря. Там нет конкуренции, - отметил С. Швецов. - НПФ любят понятный бизнес, где они сразу могут получить премию по инфляции. Но таких инструментов у нас весьма мало, поэтому возможность инвестировать в сельскохозяйственную инфраструктуру - проект очень емкий с точки зрения России».

Пока на призыв вкладывать пенсионные деньги откликнулся лишь УК «Лидер», под управление которой средства девяти НПФ, в том числе и «Газфонда». Это давний инвестор пенсионных средств в инфраструктуру. С 2014 года компания вкладывает средства в утилизацию отходов. Теперь к списку прибавятся овощехранилища.

«Лидер» намерен инвестировать средства в агропромышленные комплексы страны. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на имеющееся в редакции письмо компании, которое было направлено в Министерство сельского хозяйства РФ. В документе подчеркивается, что руководство УК «Лидер» поддерживает предложение Банка России вкладывать пенсионные средства в «объекты инфраструктуры, связанные с обработкой и хранением плодоовощной продукции».

О своем интересе к овощехранилищам сказал «Лаборатории пенсионной реформы» и Алексей Филиппов, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Образование». Фонд привлекли бы проекты, связанные с сельским хозяйством, предприятиями переработки и пищевой промышленности, отметил он: «Во-первых, спрос на сельхозпродукцию будет всегда, актуальность развития агропромышленного комплекса повышается на фоне санкций, введенных в отношении России, и поставленной задачи по импортозамещению. Например, все мы покупаем в магазинах соки, но вряд ли задумываемся, что картонная упаковка и крышка к ней импортного производства. Во-вторых, данный сегмент экономики может быть прибыльным при эффективном менеджменте. Значит, выгоду получат и клиенты НПФ - в виде дохода от инвестиций, и российская экономика – за счет появления новых технологичных и востребованных производств».

Другие участники рынка предпочитают не высказывать свое мнение по вопросам вложения в эти довольно экзотичные направления. Большая часть фондов при опросе приводит лишь общие соображения о необходимости обеспечения высокой надежности и доходности инвестиций. Но есть игроки, которые уже более или менее определились в интересными для них объектами и рассказали о своих планах «Лаборатории пенсионной реформы». НПФ интересны инвестиции в дороги, телекоммуникационную инфраструктуру, стационары для пожилых людей.

По словам руководителя дирекции риск-менеджмента НПФ УРАЛСИБ Ивана Лебедева, этот фонд интересуют проекты с высокой надежностью и эффективностью, а последняя, в свою очередь, подразумевает низкие транзакционные издержки. «Исходя из этих предпосылок нам были бы интересны проекты в области телекоммуникаций. На наш взгляд, проекты в этой области перспективны и прозрачны. Кроме того, сроки окупаемости в этой области не так велики. Конечно, крайне желательно, что бы доходность проектов была бы «привязана» к уровню инфляции», - отметил Иван Лебедев.

«Одним из перспективных направлений нам видится инвестирование в объекты инфраструктуры, улучшающие качество жизни людей в пожилом возрасте. Численность и доля граждан старше трудоспособного возраста в России уже сегодня составляет более 20% населения и продолжает расти. При этом в нашей стране, в отличие от развитых европейских соседей, жизнь пожилых людей гораздо менее обустроена: катастрофически не хватает домов престарелых, социальных работников и медицинского персонала, отсутствуют возможности для реализации концепции активного долголетия. Востребованность таких услуг, а, соответственно, и рентабельность вложений в них, не вызывает сомнения», - отметил директор ЗАО «КИТФинанс НПФ» Иван Евстифеев.

НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» интересны вложения в дорожную инфраструктуру. Согласно пресс-релизу компании, распространенному в начале июня, фонд уже инвестирует в строительство скоростной автомагистрали М11 «Москва – Санкт-Петербург». НПФ стал инвестором размещения российского выпуска инфраструктурных облигаций, обеспеченных залогом денежных требований по концессионному соглашению о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной трассы М11 «Москва – Санкт-Петербург» на некоторых участках. Эмитентом выпуска является ООО «Магистраль двух столиц». НПФ ВТБ Пенсионный фонд является ключевым инвестором данного проекта. «Нами была проделана значительная работа по анализу его привлекательности и надежности, чтобы позволить пенсионным деньгам прийти в реальный сектор экономики», - подчеркнула глава фонда Лариса Горчаковская.

ЗАО «НПФ «Наследие» уже не первый год инвестирует пенсионные средства в инфраструктурные проекты, говорит директор ЗАО «НПФ «Наследие» Алексей Андреев. «Для нас ключевыми особенностями таких проектов, которые делают их привлекательными для инвестиций, являются наличие прозрачного бизнес-плана объекта, демонстрирующего получение стабильного финансового потока; определение доходности инвестиций в привязке к индексу потребительских цен (инфляция + %); соответствие требованиям риск-менеджмента фонда; социальная направленность таких инвестиций. Когда пенсионные накопления, аккумулированные в фонде, возвращаются в регион, где проживают его застрахованные лица, в качестве инвестиций, и на эти средства строятся социально-значимые объекты (будь то проекты в спортивной инфраструктуре или в сфере ЖКХ), мы получаем возможность показать нашим клиентам, как и где работают их деньги», - отметил А.Андреев.

Однако «рынка инфраструктурных инвестиций пока как такового нет, - отмечает генеральный директор УК «Садко Финанс» Сергей Карпенков. - Есть ИСУ (ипотечные сертификаты участия), связанные с различными активами, которые окупятся через 10-15 лет. Для НПФ, безусловно, есть интересные предложения на рынке, но их очень мало. Вкладывать деньги в инфраструктурные проекты не всегда выгодно, гораздо выгоднее инвестировать в сопутствующую инфраструктуру с коммерческой составляющей. Как пример можно вспомнить ОАО «Главная дорога» - хороший проект Газпромбанка. Для того чтобы рынок инфраструктурных инвестиций развивался должными темпами, на мой взгляд, необходимо больше межотраслевых взаимодействий – государство может привлекать инвесторов и развивать рынок ровно также как это было, когда была компания по популяризации НПФ».

В основном фонды пока не испытывают желания немедленно инвестировать пенсионные средства в проекты, которые, возможно, не кажутся им по-настоящему привлекательными. Они согласны с соображением, которое иногда можно услышать из уст некоторых чиновников. Можно вкладывать пенсионные накопления в инфраструктуру, подчеркивают чиновники, но когда пенсионер придет к НПФ и спросит о том, где же его пенсия, вряд ли его устроит ответ, что она закопана в насыпь железной дороги. В вопросе инвестирования пенсионных накоплений, как бы ни банально это звучало, самое важное – вернуть накопления клиентам НПФ в виде пенсий. Деньгами, а не овощами или рельсами.

17.06.2015

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.