Елена Чайковская, Банк России: «Когда институт актуариев покажет свою эффективность, можно будет говорить о распространении его действия на другие сферы»
Директор Департамента развития финансовых рынков Банка России Елена Чайковская рассказала в интервью «Лаборатории пенсионной реформы» о большом значении профессии «актуарий» для страхового и пенсионного рынка России, о регулировании актуарной отрасли и о планах ЦБ РФ по развитию этого направления.
– В 2014 году Банк России презентовал рынку своеобразный KPI – «233 добрых дела» для мегарегулятора. По актуариям там было семь пунктов с высокой степенью приоритетности. Удалось ли достичь в регулировании деятельности актуариев в России тех результатов, которых ожидал регулятор?
– Если говорить точно – актуарии ведь любят точность, правда? – это было не в 2014-м, а в 2013 году, на заре создания мегарегулятора. Это был своеобразный наказ рынка, и у актуариев в нем было 15 пунктов, 10 из которых имели наивысший приоритет. В тот момент актуарная отрасль находилась на пороге масштабных преобразований – только что был принят профильный закон, впервые в истории российской актуарной профессии, и предстояла реальная перезагрузка всей отрасли.
У меня особое отношение к этому институту – как раз примерно тогда был создан Департамент развития финансовых рынков, получивший в свое ведение infant industries российского рынка, и актуарная отрасль стала нашим пилотным проектом. Кроме того, у нас в Департаменте впервые в истории ЦБ появился проектный офис, и проект «Финансовый хранитель» по созданию в России качественной и эффективной системы актуарного оценивания реализовывался уже со всеми премудростями проектного управления.
И сейчас я могу сказать, что проект состоялся, в том числе благодаря сотрудникам проектного офиса. Это показательный пример слаженной работы всех: регулятора, профессионального сообщества и депутатов. Энтузиазм Бориса Сергеевича Кашина, автора и идеолога профильного закона, стал одним из драйверов процесса.
Что мы успели сделать за это время? Мы считаем, что сделали все необходимое, чтобы отрасль стартовала заново: запущены все механизмы, предусмотренные новым законодательством, создан Совет по актуарной деятельности, который возглавил Борис Сергеевич, получили статус саморегулируемые организации, началось проведение экзаменов на получение статуса актуария и аттестация ответственных актуариев, утверждены первые федеральные стандарты.
С этого года система заработала – актуарные заключения за 2014 год готовились уже в новом режиме. Теперь пришло время качественного анализа всех элементов этой системы – чтобы понять, что продукт на выходе соответствует нашим ожиданиям. Текущий год будет посвящен тонкой настройке запущенных механизмов. Возможно, потребуются изменения и в законодательство, и в нормативные акты, опыт будет учтен при доработке профильных федеральных стандартов. Думаю, в следующем году начнется функционирование в штатном режиме.
– Получали ли вы обратную связь? Что говорят актуарии по поводу взаимодействия с регулятором?
– Удачные кадровые решения – половина успеха. Считаю, что мне повезло: актуарное направление в Департаменте возглавляет Ирина Мельникова, профессиональный актуарий с опытом работы в крупнейших компаниях. Департамент всегда открыт для взаимодействия и диалога с рынком, у нас на этом построена вся работа. Официальной площадкой выступает Совет по актуарной деятельности (Совет), глобальные вопросы обсуждаются также дважды в год в формате «233 KPIs» – это стало брендом для взаимодействия регулятора с представителями профсообщества.
– Как Банк России видит профессию актуария с точки зрения взаимодействия с регулятором? Пожалуйста, оцените с этой точки зрения работу как независимых актуариев, так и актуариев как помощников Банка России (провести актуарное оценивание и перепроверку).
– Безусловно, институт ответственного актуария представляет собой эффективный инструмент, используемый в рамках надзора за деятельностью страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. Здесь Банк России опирается на лучшую международную практику. Указанный институт детально раскрыт и рекомендован к применению в Стандарте Международной ассоциации страховых надзоров «Использование актуариев как составляющая часть модели надзора». Он в полной мере реализован и доказал свою состоятельность в ряде стран, таких как Великобритания, Германия, Нидерланды, Канада и другие.
Данный институт предусматривает проведение обязательного актуарного оценивания деятельности НПФ, страховых организаций, обществ взаимного страхования, отражение результатов оценивания в актуарном заключении и персональную ответственность ответственного актуария за содержащиеся в таком заключении сведения. Фактически создан механизм контроля за достаточностью уровня обязательств и обеспечения их качественными активами на уровне профессионального специалиста – актуария.
Вопрос привлечения актуариев к проверкам, проводимым Банком России, а также для анализа поступающих актуарных заключений пока остается открытым.
– Как регулятор планирует обеспечить реальную независимость актуариев при проведении актуарной оценки? Существует ли другая опасность – формальное отношение актуариев к своим обязанностям в погоне за выручкой?
– А что такое независимость актуария? На сегодняшний день законодательством предусмотрено право на осуществление актуарной деятельности как на основании трудового договора, так и на основании гражданско-правового договора, заключенного между заказчиком и субъектом актуарной деятельности. Если актуарий состоит в штате оцениваемой организации, можно ли называть его независимым? И обеспечит ли внешний актуарий надлежащее качество актуарного заключения? Сегодня для нас это одни из ключевых вопросов. Насколько эффективен тот или иной механизм работы, еще предстоит определить. Поэтому речь, скорее, должна идти о непредвзятости суждений актуария, положенных в основу актуарного заключения.
И здесь немаловажную роль должен сыграть Кодекс профессиональной этики актуариев, должны также заработать контрольные и дисциплинарные механизмы в СРО актуариев. Первые дисциплинарные процедуры, которые пройдут в СРО актуариев, будут призваны продемонстрировать, что лицам с формальным и недобросовестным отношением к работе не место в профессии.
– Планирует ли ЦБ осуществлять мониторинг качества работы актуариев?
– Банк России параллельно со СРО актуариев будет проводить анализ качества работы актуариев. Для этого у Банка России есть все необходимые полномочия и ресурсы.
– Банк России в 2015 году впервые получил отчеты актуариев по НПФ и СК. Проведен ли какой-то анализ этих отчетов? Насколько они удовлетворяют актуариев? Доволен ли Банк России работой актуариев?
– На сегодняшний день в Банк России поступило 487 актуарных заключений по НПФ и страховщикам, 48 компаний не представили заключения. Департамент развития финансовых рынков совместно с профильными надзорными департаментами проведет анализ содержания этих заключений в соответствии с планом до конца 2015 года. Однако уже сейчас можем сказать, что определенные вопросы вызывает работа тех ответственных актуариев, которые ставили подписи под заключениями в массовом порядке – степень концентрации актуарных заключений достаточно высокая. Кроме того, будут в первую очередь рассмотрены актуарные заключения, содержащие положительные выводы в отношении компаний, стоящих на особом контроле у надзорного блока.
– Актуарный совет вместе с профессиональными объединениями актуариев разрабатывает профессиональные стандарты. Насколько они соответствуют международным практикам и российским потребностям?
– Первый федеральный стандарт актуарной деятельности «Общие требования к осуществлению актуарной деятельности» был принят Советом в ноябре 2014 года. Он полностью соответствует Стандарту актуарной практики Международной актуарной ассоциации (МАА) ISAP 1. Отмечу, что только около 20% стран – членов МАА полностью адаптировали указанный стандарт и внедрили его в практику. Так что в этом смысле нам есть чем гордиться.
У нас процесс тоже идет достаточно бурно. Мы ожидаем, что осенью Совет утвердит два стандарта для актуариев, оценивающих обязательства по договорам страхования, и еще один – стандарт для оценки деятельности НПФ. Для нас принятие этих стандартов будет означать некий бенчмарк – критерии, по которым будет определяться, насколько профессионально была выполнена работа актуарием.
– Как вы оцениваете уровень профессиональной подготовки российских актуариев? Насколько существующая система экзаменов справляется со своими задачами? Делали ли вы какие-то оценки по необходимому числу профессиональных актуариев в стране? Есть ли необходимость методологического взаимодействия с зарубежными центрами подготовки актуариев в этом плане?
– К настоящему моменту Банк России провел три квалификационных экзамена для актуариев. Программа экзамена и вопросы были разработаны при непосредственном участии профессионального сообщества. Доля успешно сдавших кандидатов на первых двух экзаменах составила 46% и была существенно больше доли выдержавших третий экзамен в феврале текущего года. И это понятно, потому как в первый поток на экзамены пришли те, кто уже находится в профессии, получил профильное образование либо обучался актуарному делу за рубежом. Со временем программу планируется расширить и усложнить с тем, чтобы довести уровень допуска в профессию до международного.
Потребность в профессионалах-актуариях, на наш взгляд, должен диктовать рынок. Другое дело – количество ответственных актуариев. Здесь мы скорее поддерживаем разумное ограничение тех, кому можем полностью доверять.
– Какие новые задачи или финансовые институты могут попасть в среднесрочной перспективе под актуарное оценивание?
– Сегодня обязательному актуарному оцениванию подлежит достаточно широкий круг субъектов: негосударственные пенсионные фонды, страховщики и Банк России в части расчета тарифов по обязательным видам страхования. Когда институт актуариев заработает в полной мере и покажет свою эффективность, можно будет говорить о распространении его действия на другие сферы.