Число работников и пенсионеров сравняется в 2030-м
Об этом говорится в Докладе «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета», подготовленном Минфином и опубликованном 10 июня на сайте министерства. Обеспечение сбалансированности пенсионной системы – один из наиболее значимых вызовов для бюджетной политики. Уже сегодня коэффициент нагрузки (число работников, уплачивающих пенсионные взносы, на 100 пенсионеров) в России один из самых низких в мире - 121 (в среднем в странах ОЭСР - около 170).
Сохранение инерционного сценария развития системы обязательного пенсионного страхования приведет к увеличению разбалансированности бюджета ПФР, дальнейшему ухудшению структуры и качества бюджетных расходов и, в конечном счете, к перекладыванию финансовой нагрузки на будущие поколения. Трансферт из федерального бюджета в бюджет ПФР может вырасти с 2,7% ВВП в 2015 году до 4% ВВП к 2030 году.
Необходимо обеспечить сбалансированное распределение имеющихся бюджетных ресурсов между текущими (как правило, социальными) расходами и расходами на развитие (в широком смысле - инфраструктуру, образование, здравоохранение, поддержку инноваций), отмечено в докладе.
За последние годы существенно выросли социальные расходы. Если в 2000 году расходы на пенсии и социальные выплаты составляли 7,3% ВВП и 21% расходов бюджетной системы, то в 2014 году - 12,3% ВВП и 32% от совокупных расходов. Это позволило существенно сократить уровень бедности: доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 году до 11% в 2014 году, средняя пенсия превысила прожиточный минимум пенсионера в 1,7 раза, достигнув 38% средней зарплаты в экономике.
Однако, считают эксперты Минфина, при всей значимости этих результатов в нынешних условиях уже нет возможности прежними темпами наращивать социальные расходы, которые все в большей степени начинают вытеснять расходы, связанные с развитием, и повышать риски раскручивания инфляционной спирали.
По оценкам Минфина России, сохранение действующего в настоящее время механизма «автоматической» индексации основных социальных выплат на уровень инфляции потребует сокращения расходов федерального бюджета (за исключением «защищенных») дополнительно к уже проведенному в текущем году сокращению на 10%, еще почти на 8% в 2016, на 14% в 2017 и на 20% в 2018 году. Это еще более ухудшит структуру расходов федерального бюджета, усложнит достижение целей бюджетной политики.
Проведенная Минфином России инвентаризация мер социальной поддержки граждан показала, что в Российской Федерации в подавляющем большинстве эти меры оказываются гражданам по категориальному принципу, без учета уровня дохода получателей.
Переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, а уточнение состава мер социальной поддержки и условий предоставления способствует формированию более эффективной, открытой и понятной системы социальной поддержки в целом и, следовательно, эффективности бюджетных расходов.
Минфин предлагает применять критерий нуждаемости при назначении выплат по уходу за ребенком для безработных родителей. Такой же принцип предлагается применять и в отношении социальных пособий, носящих компенсационный характер. Среди них меры социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям инвалидов. В качестве критерия нуждаемости для указанных видов пособий предлагается установить среднемесячный подушевой доход на уровне не ниже 2,5 прожиточного минимума. Кроме того, для повышения эффективности бюджетных расходов целесообразно сократить перечень оснований и увеличить трудовой стаж, необходимые для присвоения звания «Ветеран труда».
Полный текст Доклада «Об основных направлениях повышения эффективности расходов федерального бюджета»