С.Кабалкин, Пенсионные и страховые резервы НПФ
С.Кабалкин, НПФ "Интеррос-Достоинство"
Пенсионные и страховые резервы НПФ
1. Пенсионные резервы
В соответствии с формулировкой закона "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионные резервы - это совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий. Пенсионные резервы подлежат формированию и размещению, а доход от их размещения подлежит распределению. Пенсионные резервы могут быть переданы управляющему, который обязан позже их вернуть. Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяются в соответствии с правилами их размещения. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников.
1.1. Природа пенсионного резерва
Все вышесказанное однозначно определяет пенсионные резервы как часть активов фонда, которая в любой момент может быть отделена от остальных активов фонда на основании данных бухгалтерского учета. Существенным здесь является возможность разделения активов со составу, так как бухгалтерская стоимость активов может не соответствовать реальному положению дел.
Размер пенсионных резервов определяется достаточно простым расчетом разницы между поступлениями средств и их расходами. Поступления в пенсионный резерв ограничиваются двумя видами - пенсионными взносами и доходом от размещения пенсионных резервов (формулировка закона "Доход фонда от размещения пенсионных взносов", по-видимому, означает именно это). Причем доход от размещения пенсионных резервов направляется на пополнение пенсионных резервов не полностью, а в некоторой своей части, которая определяется по специальным правилам.
Расходная статья пенсионного резерва состоит исключительно из пенсионных выплат, к которым относятся все выплаты, предусматриваемые договорами негосударственного пенсионного обеспечения, а именно негосударственные пенсии, выкупные суммы, выплаты наследникам, вдовам, иждивенцам и пр.
Таким образом, определение размера пенсионного резерва представляет собой элементарную процедуру, если известна величина дохода фонда от размещения пенсионного резерва, идущая на формирование (пополнение) пенсионного резерва.
Проблема определения величины дохода от размещения пенсионного резерва является достаточно сложной и запутанной задачей. Учредительные документы, Правила и другие документы Фонда должны давать однозначный алгоритм определения этого дохода в рамках бухгалтерского учета. Применяемые в фондах алгоритмы могут различаться. Так как доход от размещения пенсионного резерва по своей сути есть изменение стоимости активов за отчетный период, то для определения величины дохода необходимо иметь, в частности, оценки стоимости активов на начало и конец указанного периода. Получение таких оценок предмет отдельного обсуждения. Кратко можно сказать, что результат оценки активов существенно зависит от применяемой методики и используемых при этом предположений.
В общем случае, размер дохода, получаемый на основании бухгалтерского учета, в силу особенностей этого учета может существенно отличаться от реального положения дел. Причем бухгалтерская оценка может быть как завышенной, так и заниженной.
1.2. Виды пенсионных обязательств
Еще одна проблема, поставленная законом перед фондами - это создание пенсионных резервов по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения покрытия этих обязательств. Ключевыми здесь являются понятие пенсионных обязательств и разделение пенсионных обязательств по видам. В отношении пенсионных обязательств закон требует от фонда осуществлять их учет. Других указаний на природу пенсионных обязательств и требований к ним в законе нет.
Сделаем предположение, что пенсионные обязательства - это современная стоимость финансовых обязательств, вытекающих из пенсионных договоров. Какие финансовые обязательства вытекают из пенсионного договора ?
Основное и главное - пенсионное обеспечение участников, включая плановые предусмотренные договором выплаты вдовам, иждивенцам и прочим наследникам. Это обязательство возникает в момент поступления взносов и погашается по мере выплат негосударственных пенсий.
Во время исполнения пенсионного договора возможно возникновение пенсионных обязательств, иных, чем негосударственное пенсионное обеспечение. К этим обязательствам относится выплата выкупной суммы вкладчику или участнику либо перевод ее в другой Фонд при расторжении пенсионного договора. Появление указанных обязательств одновременно означает уменьшение обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению в том же или большем размере.
Кроме того, это обязательство оформляется при возникновении письменно в виде заявления, дополнительного соглашения, акта и т.п. и имеет некоторый установленный срок исполнения. Погашение обязательств по выплате выкупной суммы происходит непосредственно в момент выплаты.
Таким образом, мы имеем два вида пенсионных обязательств: плановые пенсионные обязательства (обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению участников и выплате компенсаций их наследникам) и экстренные пенсионные обязательства (обязательства, возникающие при досрочном расторжении пенсионного договора). Сумма этих обязательств образует все пенсионные обязательства фонда на текущий момент времени.
При указанном подходе к классификации пенсионных обязательств не возникает проблем с созданием соответствующих пенсионных резервов по каждому виду обязательств, так как производится своевременное увеличение и уменьшение размеров резервов при возникновении новых обязательств (новые взносы или заявления о расторжении) и при исполнении обязательств (выплата негосударственной пенсии или выкупной суммы).
1.3. Нормативный размер пенсионного резерва
Непростым является и вопрос согласования непрерывно изменяющихся плановых пенсионных обязательств (современная стоимость пенсионных обязательств изменяется во времени в зависимости от актуарной нормы доходности и используемой таблицы смертности даже при отсутствии движения денежных средств: взносов и выплат) и соответствующих пенсионных резервов в бухгалтерской, рыночной и любой другой оценке (стоимость пенсионных резервов при отсутствии взносов, выплат изменяется в зависимости от изменения величины инвестиционного дохода).
Оба эти процесса проистекают независимо друг от друга и в какие-то моменты времени могут значительно развести сравниваемые величины. Происходит это вследствие расхождений между актуарными предположениями (актуарной нормой доходности, таблицей смертности и т.д.) и фактическими показателями деятельности фонда (доходность инвестиций, число умерших участников и т.д.).
Закон вводит требование нормативного размера пенсионных резервов. При этом не уточняется, каким именно образом необходимо подсчитать размер пенсионного резерва. Как известно, существуют различные способы оценки современной стоимости активов. При этом, получаемая оценка может существенно различаться в зависимости от используемого метода.
Так как целью рассматриваемого нами оценивания пенсионных резервов является, в частности, их сравнение с пенсионными обязательствами, то видится целесообразным использование методик оценивания активов не бухгалтерских, а используемых при проведении ежегодного актуарного оценивания. В соответствии с этим, проведение сравнения размера пенсионного резерва с его нормативным размером достаточно проводить не чаще одного раза в год при проведении актуарного оценивания. Не лишним будет отметить, что уточнение величины пенсионных обязательств так же проводится один раз в год при проведении актуарного оценивания.
В отношении самого нормативного размера пенсионного резерва целесообразно говорить не о каком-либо конкретном значении, а о некотором коридоре, например, от 90 до 120 процентов величины пенсионных обязательств, в котором должна находиться величина пенсионного резерва. Если это требование выполнено, то нормативный размер выдержан. Если нет, то необходимо разработать и осуществить соответствующие мероприятия.
Если пенсионных резервов недостаточно, то это могут быть меры по уменьшению административных и иных расходов, перевод собственных средств в пенсионные резервы и т.п. Результат от выбранных мер может стать существенным только через значительное время, возможно, через несколько лет.
Если пенсионных резервов в избытке, то можно провести индексацию негосударственных пенсий, что приведет к увеличению пенсионных обязательств и, таким образом, восстановит нарушенный баланс. Результат от такого мероприятия проявляется мгновенно.
Одновременно как с первой, так и со второй группой мероприятий можно рассмотреть возможность корректировки тарифной политики фонда (актуарных предложений) как основного регулятора поддержания баланса обязательств и резерва.
В любом случае, наиболее обоснованные и квалифицированные заключение о состоянии дел в фонде, прогноз на будущее и рекомендации по возможным необходимым мероприятиям может дать независимый актуарий после проведения актуарного оценивания фонда.
1.4. Выводы
Пенсионные резервы представляют собой часть активов фонда.
Пополнение и расходование средств пенсионного резерва имеет строгую регламентацию.
Оценка величины пенсионного резерва может быть проведена различными способами. В зависимости от этого могут быть получены различные результаты.
Проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям целесообразно доверить независимому актуарию в рамках проведения им актуарного оценивания фонда.
1.5. ПРИКАЗ Об утверждении нормативного размера пенсионных резервов (проект)
Во исполнение Федерального закона от 7 мая 1998 года " 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" приказываю:
1. Установить нормативный размер пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов на уровне оплаченных пенсионных обязательств.
При этом размер пенсионных резервов определяется как современная стоимость денежных средств, которые могут быть получены при плановой продаже активов, составляющих пенсионные резервы, уменьшенных на величину налогов и иных расходов, связанных с этой продажей, а размер оплаченных пенсионных обязательств определяется как ожидаемая современная стоимость обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уменьшенная, если это необходимо по условиям пенсионной схемы, на ожидаемую современную стоимость будущих взносов.
Негосударственные пенсионные фонды могут для повышения своей устойчивости и платежеспособности иметь пенсионные резервы, превышающие нормативный размер.
Если размер пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда меньше нормативного размера, то фонд обязан разработать и осуществить соответствующие мероприятия по восстановлению пенсионных резервов до нормативного размера. Это могут быть меры по уменьшению административных и иных расходов, перевод страхового резерва и иных собственных средств в пенсионные резервы, корректировка тарифной политики фонда и т.п. План мероприятий утверждается Советом фонда и предоставляется в Инспекцию НПФ.
2. Установить, что проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям и рекомендации по возможным необходимым мероприятиям дает независимый актуарий при проведении актуарного оценивания фонда.
2. Финансовые гарантии исполнения НПФ своих обязательств
Законом О негосударственных пенсионных фондах (в дальнейшем - закон) предусмотрен целый ряд финансовых инструментов, гарантирующих исполнение негосударственным пенсионным фондом (в дальнейшем - фонд) обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению.
В качестве таких финансовых гарантий выступают:
совокупный вклад учредителей;
страховой резерв;
объединенные гарантийные фонды;
участие в обществах взаимного страхования;
прямое страхование.
Рассмотрим подробно каждый из перечисленных способов повышения финансовой устойчивости, оценим его достоинства и недостатки и проведем сравнительный анализ их эффективности.
3. Страховой резерв
Как указано в законе, для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками фонд создает страховой резерв. Нормативный размер страхового резерва и порядок его формирования и использования устанавливаются Инспекцией НПФ.
Таким образом, страховой резерв - это сознательное выделение фондом некоторой части своих активов (по-видимому, по стоимости, а не по составу) с приданием этой части некоторого особого статуса, как то:
эта часть не относиться к пенсионным резервам, но может использоваться на их пополнение в случае нехватки последних;
эта часть не может быть потрачена на административные и иные нужды фонда, а предназначена только для устойчивого исполнения обязательств фонда перед своими участниками.
Можно сделать разумное предположение, что средства, покрывающие страховой резерв фонда, должным образом инвестируются и доход от их инвестирования идет на пополнение страхового резерва. Впрочем, в любом случае средства, покрывающие страховой резерв, являются частью имущества фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, которые увеличиваются, в частности, за счет дохода от своего собственного инвестирования, и, в свою очередь, именно они являются источником пополнения страхового резерва фонда.
Из всей этой запутанной системы можно сделать один существенный вывод. Средства страхового резерва - это некоторая, по-видимому, очень небольшая часть собственных средств фонда, а так как фонд по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом, то выделение части имущества фонда в отдельную составляющую не представляется существенным моментом для выяснения вопроса о финансовой состоятельности и надежности фонда. В то же время наличие страхового резерва можно рассматривать как законодательное требование обладания некоторой суммой средств в виде неприкосновенного запаса. В таком виде формирование страхового резерва ложится дополнительной обузой на фонд, но, действительно, может дать некоторые дополнительные гарантии защиты интересов участников. Ключевым здесь выступает соотношение размеров пенсионного и страхового резервов фонда. Этот вопрос подробнее будет обсужден далее.
3.2. ПРИКАЗ Об утверждении нормативного размера страхового резерва, порядка его формирования и использования (проект)
Во исполнение Федерального закона от 7 мая 1998 года " 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах приказываю:
1. Установить нормативный размер страхового резерва негосударственных пенсионных фондов на уровне 10 % оплаченных пенсионных обязательств.
Размер страхового резерва определяется как современная стоимость денежных средств, которые могут быть получены при плановой продаже активов, составляющих страховой резерв, уменьшенных на величину налогов и иных расходов, связанных с этой продажей.
Размер оплаченных пенсионных обязательств определяется как ожидаемая современная стоимость обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уменьшенная, если это необходимо по условиям пенсионной схемы, на ожидаемую современную стоимость будущих взносов.
Негосударственные пенсионные фонды могут для повышения своей устойчивости и платежеспособности иметь страховой резерв, превышающий нормативный размер.
Страховой резерв формируется за счет имущества негосударственного пенсионного фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Средства страхового резерва подлежат размещению в финансовые инструменты, разрешенные для размещения средств пенсионных резервов.
Средства страхового резерва используются на пополнение пенсионных резервов в случае нехватки последних.
Решения о формировании, пополнении и использовании страхового резерва принимает Совет Фонда.
Совет Фонда утверждает и предоставляет в Инспекцию НПФ план формирования страхового резерва.
При значительном превышении размера страхового резерва над нормативным размером Совет Фонда по согласованию с Инспекцией НПФ может принять решение об уменьшении размера страхового резерва.
2. Установить, что проверку соответствия размера пенсионного резерва нормативным требованиям и рекомендации по его пополнению или использованию дает независимый актуарий при проведении актуарного оценивания фонда.