О проекте

М.Сайлер, Л.Якушев "Пенсионная реформа: Основные направления политики в период финансового кризиса"

М.Сайлер, Л.Якушев "Пенсионная реформа: Основные направления политики в период финансового кризиса"

Проект ТАСИС ED RUS 9605

Управление развитием системы социальной защиты:
социальное страхование, медицинское страхование и пенсии

Пенсионная реформа:
Основные направления политики
в период финансового кризиса

Тезисы доклада на совместной конференции
Министерства труда и социального развития и проекта ТАСИС

Авторы: Маркус Сайлер, Лев Якушев

Москва - Берлин 1999 г.

Существующие проблемы

С начала переходного периода система социальной защиты в России испытывала трудности, связанные с недостаточностью средств. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., усугубил эти трудности. При наличии серьезных проблем с ресурсами требуется более эффективное использование имеющихся ресурсов.

Хотя экономические условия в России могут постепенно улучшаться, среди специалистов, занимающихся прогнозом, имеется общая точка зрения, что кризис будет продолжаться до середины 2000 г. До этого момента произойдет дальнейшее сокращение производимого продукта примерно на 8% (по сравнению с 1998 г.), а инфляция в 199 г. достигнет 50 %.

Хотя институциональная база для развития частных форм пенсионного обеспечения в России была в основном создана, на развитие обязательных и добровольных пенсионных систем большое воздействие оказал кризис финансовых рынков.

Подходы к реформе

Существующие проблемы дают основание сделать вывод, что проведение пенсионной реформы будет сосредоточено на вопросах управления в период кризиса и, в частности, на обеспечении индексации пенсий. Совершенно очевидно, что решения по этим вопросам должны носить дискретный характер.

В условиях существующих ограничений и низкой эффективности действующей пенсионной системы вопрос пенсионной реформы не должен сниматься с повестки дня. Масштабы пенсионной реформы должны быть, однако, ограничены имеющимися возможностями.

Долгосрочная устойчивость российской пенсионной системы требует установления более тесной связи между состоянием экономики и параметрами (размерами взносов и пенсий) пенсионной системы. В частности, это означает необходимость введения правил индексации.

Долгосрочная реформа структуры пенсий

Увеличение минимальных пенсий до прожиточного минимума, сохранение этого уровня посредством индексации.

Установление надежной связи между покупательной способностью пенсий и стоимостью жизни: индексация в соответствии с индексом цен или индексом заработной платы.

Установление связи между региональным уровнем цен и региональными размерами пенсий.

Увеличение долгосрочной устойчивости пенсионной системы: сокращение досрочного выхода на пенсию и увеличение фактического возраста выхода на пенсию.

Долгосрочная реформа налогооблагаемой базы

Снижение тарифов взносов и, в частности, снижение взносов работодателей с целью усиления мотивации для уплаты взносов.

Увеличение размеров взносов работников.

Расширение налогооблагаемой базы, недопущение каких-либо исключений, другие формы расширения базы.

Усиление финансовой ответственности региональных властей за пенсионное обеспечение.

Долгосрочная институциональная реформа

Сохранение раздельных фондов: расходы на социальное страхование не должны рассматриваться как конкурирующие с другими приоритетными расходами правительства.

Экономия средств, связанная с изменением масштабов сбора взносов в фонды.

Усиление ответственности предприятий, связанной с досрочным выходом на пенсию. Создание специальных профессиональных пенсионных систем, компетенция которых предусматривала бы предоставление досрочных пенсий.

01.1999

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.