О проекте
- О проекте
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- Контакты
-
Архив сайта
-
Разное
- Пенсионные актуарии
- Профессиональные пенсионные системы
-
Пенсионная реформа
- Законопроект О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений
- Аналитические материалы
- Критические материалы о пенсионной реформе
- Пенсионная реформа в странах СНГ
- Международный опыт пенсионной реформы
- Интернет публикации о пенсионной реформе
- Памяти Л.П. Якушева 1936-2002
- История трудовой пенсии. Как понятная, приемлемая пенсия стала «невыгодной»
- Инвестирование пенсионных резервов
- Государственное пенсионное обеспечение
- Обязательное пенсионное страхование
-
Разное
М.Сайлер, Л.Якушев "Пенсионная реформа: Основные направления политики в период финансового кризиса"
М.Сайлер, Л.Якушев "Пенсионная реформа: Основные направления политики в период финансового кризиса"
Управление развитием системы социальной защиты:
социальное страхование, медицинское страхование и пенсии
Пенсионная реформа:
Основные направления политики
в период финансового кризиса
Тезисы доклада на совместной конференции
Министерства труда и социального развития и проекта ТАСИС
Авторы: Маркус Сайлер, Лев Якушев
Москва - Берлин 1999 г.
Существующие проблемы
С начала переходного периода система социальной защиты в России испытывала трудности, связанные с недостаточностью средств. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., усугубил эти трудности. При наличии серьезных проблем с ресурсами требуется более эффективное использование имеющихся ресурсов.
Хотя экономические условия в России могут постепенно улучшаться, среди специалистов, занимающихся прогнозом, имеется общая точка зрения, что кризис будет продолжаться до середины 2000 г. До этого момента произойдет дальнейшее сокращение производимого продукта примерно на 8% (по сравнению с 1998 г.), а инфляция в 199 г. достигнет 50 %.
Хотя институциональная база для развития частных форм пенсионного обеспечения в России была в основном создана, на развитие обязательных и добровольных пенсионных систем большое воздействие оказал кризис финансовых рынков.
Подходы к реформе
Существующие проблемы дают основание сделать вывод, что проведение пенсионной реформы будет сосредоточено на вопросах управления в период кризиса и, в частности, на обеспечении индексации пенсий. Совершенно очевидно, что решения по этим вопросам должны носить дискретный характер.
В условиях существующих ограничений и низкой эффективности действующей пенсионной системы вопрос пенсионной реформы не должен сниматься с повестки дня. Масштабы пенсионной реформы должны быть, однако, ограничены имеющимися возможностями.
Долгосрочная устойчивость российской пенсионной системы требует установления более тесной связи между состоянием экономики и параметрами (размерами взносов и пенсий) пенсионной системы. В частности, это означает необходимость введения правил индексации.
Долгосрочная реформа структуры пенсий
Увеличение минимальных пенсий до прожиточного минимума, сохранение этого уровня посредством индексации.
Установление надежной связи между покупательной способностью пенсий и стоимостью жизни: индексация в соответствии с индексом цен или индексом заработной платы.
Установление связи между региональным уровнем цен и региональными размерами пенсий.
Увеличение долгосрочной устойчивости пенсионной системы: сокращение досрочного выхода на пенсию и увеличение фактического возраста выхода на пенсию.
Долгосрочная реформа налогооблагаемой базы
Снижение тарифов взносов и, в частности, снижение взносов работодателей с целью усиления мотивации для уплаты взносов.
Увеличение размеров взносов работников.
Расширение налогооблагаемой базы, недопущение каких-либо исключений, другие формы расширения базы.
Усиление финансовой ответственности региональных властей за пенсионное обеспечение.
Долгосрочная институциональная реформа
Сохранение раздельных фондов: расходы на социальное страхование не должны рассматриваться как конкурирующие с другими приоритетными расходами правительства.
Экономия средств, связанная с изменением масштабов сбора взносов в фонды.
Усиление ответственности предприятий, связанной с досрочным выходом на пенсию. Создание специальных профессиональных пенсионных систем, компетенция которых предусматривала бы предоставление досрочных пенсий.