О проекте

Е.Л.Якушев. Концепция профессиональных пенсионных систем

Е.Л.Якушев. Концепция профессиональных пенсионных систем

Е.Л.Якушев Концепция профессиональных пенсионных систем

8

Концепция профессиональных пенсионных систем

Существующее многообразие подходов к решению проблем пенсионного обеспечения, и, в частности, снижения совокупных пенсионных расходов за счет ликвидации института льготных пенсий, привело к возникновению устойчивой парадигмы, что основной задачей профессиональных пенсионных систем является выплата досрочных пенсий в период до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Подобная деформация представлений о принципах и механизмах организации пенсионного обеспечения привела к потере взаимосвязи между социальными субъектами и их ролью в формировании будущих пенсий.

Краеугольным камнем, лежащим в основе идеологии перевода досрочных пенсий в ведение профессиональных систем, является тезис о субсидировании данного вида льготных пенсий - всеми пенсионерами, выходящими на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте. Таким образом, пенсионеры-льготники априори обвиняются в иждивенчестве, в том, что их досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда или в связи с работой на Крайнем Севере, формируется за счет уменьшения среднего размера пенсий остальных категорий пенсионеров.

Манипуляции вокруг нарушений ``социальной справедливости'' позволяют определить и ``виноватого'' - работодателя - не обеспечивающего нормальные условия труда для работников. Получен феноменальный вывод - работодатель должен уплачивать дополнительный взнос в государственную пенсионную систему, а размер взноса устанавливается в зависимости от числа рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом закрываются глаза и на то, что целый ряд производств (например добыча угля) не могут по объективным условиям обеспечить соблюдение гигиенических норм на рабочих местах; а также на то, что тариф дополнительных взносов может составлять до 30 % от фонда оплаты труда на таких производствах.

Подобный подход во многом определятся историческими особенностями формирования национальной пенсионной системы: государство регулировало все стороны жизни общества и считало себя вправе указывать кто, когда и в каком размере будет получать пенсию. Инерция мышления, в очередной раз вернула нас к событиями недавнего прошлого: самостоятельным хозяйствующим субъектам пытаются указать на их место в системе пенсионного обеспечения, в административном порядке навязать некоторое решение.

Сложившаяся система пенсионного обеспечения унаследовала свои основные черты из прошлого, однако необходимо подчеркнуть, что права граждан на данные условия пенсионного обеспечения определены действующим законодательством, и право на пенсионное обеспечение гарантировано Конституцией Российской Федерации.

Пенсионный кризис, продолжающийся в последние годы, показал жесткую зависимость пенсионной системы от экономических, социальных и демографических факторов. В этих условиях необходимо прежде всего признать несостоятельность действующей модели организации государственного пенсионного обеспечения, признать невозможность сохранения уровня социальных гарантий на прежней высоте.

Легко объявить о ``неравноправном'' положении отдельных категорий пенсионеров, противопоставить льготников всем остальным, а ответственность за разрешение проблемы возложить на работодателя. Попытка свалить проблему с больной головы на здоровую приведет лишь к усилению социальной напряженности в обществе.

В этих условиях именно профессиональные пенсионные системы могут стать центром реализации реального социального партнерства основных субъектов: государства, работодателя и работника, одновременно решая социальные (увеличение пенсий и стабилизация рынка труда) и финансовые задачи (увеличение инвестиционных ресурсов и инициализация экономического роста).

Для формирования целостного представления о проектируемой структуре пенсионного обеспечения предлагается использовать модель ``трех колонн''. Первая колонна формируется за счет общенациональной пенсионной системы и включает как государственное пенсионное обеспечение, так и государственное пенсионное страхование. При этом государственное пенсионное страхование может строится как на условно-накопительных принципах, так и использовать чисто накопительные механизмы.

Вторая колонна формируется за счет профессиональных пенсионных систем или пенсий от работодателей. Под профессиональными пенсионными системами следует понимать институт накопления и выплаты пенсий, сформированных за счет взносов работодателей в пользу своих работников через негосударственные пенсионные фонды. Термин ``профессиональный'' следует понимать не как отношение к той или иной профессиональной категории, а как признак наемного труда.

И наконец к третьей колонне относиться вся гамма частных пенсионных накоплений сформированных за счет добровольных личных взносов через различные финансовые институты: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и банки.

Определить роль и место профессиональных пенсионных систем можно только путем определения уровня желательного возмещения по всем видам пенсий как государственным, так и дополнительным. Исходя из суммы общего пенсионного дохода и возможности государства обеспечить реальное наполнение государственной составляющей, можно определить границы желательного размера дополнительных пенсий, а затем сформулировать финансовый механизм и определить источники формирования дополнительных пенсий.

Конструируя новую модель пенсионного обеспечения мы должны определить круг задач, решаемых профессиональными пенсионными системами. К ним несомненно необходимо отнести:

самофинансирование пенсий и финансовую устойчивость профессиональной пенсионной системы;

ликвидация института административно назначаемых льготных пенсий и создание эффективной модели более раннего выхода на пенсию, базирующейся на критериях профессиональных рисков и реальной утраты трудоспособности, координацию основных условий назначения профессиональных пенсий с общегосударственными;

предоставление гражданам свободы выбора даты выхода на пенсию и варианта пенсионных выплат, возможность планировать и увеличивать уровень пенсионного обеспечения;

Особенностью предлагаемого концептуального подхода к профессиональным пенсионным системам является отсутствие понятия границы между общими пенсиями и досрочными пенсиями, присущего как государственной пенсионной системе, так и другим концептуальным походам к организации ППС. Именно это принципиальное отличие позволяет предложить стройную и органичную модель организации профессиональных пенсионных систем, не исключающее использования критериев профессиональных рисков и индивидуального актуарного определения тарифов отчислений и размеров пенсий.

Основными субъектами профессиональной пенсионной системы являются работодатель, работник и негосударственный пенсионный фонд, связанные между собой договорными отношениями. Законодательство о профессиональных пенсионных системах должно определять права и обязанности субъектов профессионального пенсионного обеспечения, регулировать их взаимоотношения и определять роль государства, как гаранта устойчивости и надежности новых пенсионных отношений.

Инициатива создания профессиональных пенсионных систем принадлежит работодателю, а условия профессионального пенсионного обеспечения являются предметом договора работодателя и работников (трудового коллектива). Поскольку основные условия взаимоотношений работодателя и трудового коллектива регулируются через институт коллективных договоров, то основные положения профессионального пенсионного обеспечения могут войти составной частью коллективного договора, тем более, что процедура принятия колдоговоров тщательно прописана в действующем законодательстве.

Положение о профессиональном пенсионном обеспечении, утвержденное работодателем и работниками (профсоюзом, советом трудового коллектива), а также связанные с ним разделы индивидуальных трудовых контрактов, определяют условия получения работниками профессионального пенсионного обеспечения за счет средств работодателя. Реализация профессионального пенсионного обеспечения осуществляются на базе негосударственных пенсионных фондов. Правила и пенсионные схемы НПФ лицензируются в установленном порядке, а конкретные условия профессионального пенсионного обеспечения устанавливаются договором между НПФ и предприятием, что соответствует сложившейся практике.

Основные социальные субъекты играют следующую роль. Работодатель, принявший решение о создании ППС, взвешивает свои финансовые возможности и определяет перспективную кадровую политику предприятия, а также политику в отношении рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда. Возрастает роль профсоюзов и трудовых коллективов, обеспечивающих сохранение уровня социальных гарантий и контролирующих исполнение обязательств работодателя. Государство, устанавливая общие правила игры в форме законодательных и нормативных требований к организации и функционированию ППС, оставляет за собой право регулировать источники финансирования профессионального пенсионного обеспечения.

Процедура выработки условий профессионального пенсионного обеспечения может выглядеть следующим образом. На первом этапе определяется желательный уровень пенсионного обеспечения и принципы формирования пенсий, общие для всех работников. Размер будущей профессиональной пенсии должен быть сбалансирован с финансовыми возможностями предприятия/отрасли и финансовой схемой организации ППС. На втором этапе определяется круг лиц, которым должно быть предоставлено право более раннего выхода на пенсию. Необходимым критерием для включению в эту категорию может быть наличие права на льготную досрочную пенсию по закону о государственных пенсиях, однако ключевыми факторами должны стать критерии профессиональных рисков. Фактическая утрата трудоспособности должна стать фактором, определяющим возникновения права на досрочную пенсию.

В процессе выработки условий профессионального пенсионного обеспечения и заключения колдоговоров должен быть достигнут компромисс между работодателем и трудовым коллективом относительно общего уровня пенсионного обеспечения и возможностей раннего выхода на пенсию для отдельных категорий работников. Баланс достигается путем противопоставления интересов: увеличение льгот отдельным категориям влечет снижение общего уровня пенсионного обеспечения остальных работников.

Роль государства на данном этапе заключается в поддержании институтов государственной экспертизы условий труда, медико-санитарной экспертизы утраты трудоспособности и актуарной оценки тарифов, рассчитанных с учетом уровня профессионального риска.

Принимая решение о создании профессиональной пенсионной системы работодатель должен взять на себя начальные расходы, связанные с разработкой и обоснованием условий профессионального пенсионного обеспечения, уточнением критериев профессиональных рисков и определением тарифов. Кроме того, работодатель должен быть готов профинансировать (частично или полностью) обязательства по уже приобретенным правам на досрочную пенсию, возникшие в соответствии с действующим законодательством до момента создания профессиональной пенсионной системы.

Государственный орган, уполномоченный контролировать деятельность ППС, должен регулярно утверждать источники и размеры отчислений работодателя на профессиональное пенсионное обеспечение. Только индивидуальное определения тарифов с учетом профессиональных рисков и их регулярный пересмотр, на базе полученной реальной статистики, позволит соблюсти баланс профессионально-отраслевых интересов и интересов общества в целом. Реальное снижение нагрузки на государственное пенсионное обеспечение позволит рассматривать в качестве источников взносов в ППС либо часть обязательных отчислений в ПФР, либо дополнительные взносы, относимые на себестоимость.

Финансовые механизмы профессиональной пенсионной системы могут строится на различных принципах, как в форме индивидуальных накопительных счетов, так и на базе солидарных (групповых) страховых схем. Выбор конкретного финансового механизма осуществляют учредители профессиональной пенсионной системы и утверждаются соответствующим государственным органом. Однако финансирование досрочных пенсий целесообразно реализовать методом группового страхования, т.к. профессиональные риски распределяются по всем работникам предприятия/отрасли и его стоимость ниже индивидуального страхования. Мобильность рабочей силы, являющаяся неотъемлемым атрибутом рыночной экономики может достигаться путем перевода денежного эквивалента приобретенных пенсионных прав, из одной ППС в другую, либо ее конвертацией в частные пенсионные накопления.

Поскольку предполагается что участники ППС не будут получать льготные пенсии из Пенсионного фонда России, то государство может сохранить за собой контролирующие функции по учету прав на профессиональное пенсионное обеспечение. Государство может собирать и хранить информацию о приобретенных правах на льготную пенсию до создания ППС и правах, возникающих в рамках профессиональной пенсионной системы (информация о стаже и заработке/взносах учитывается в системе персонифицированного учета ПФР). Государство, в этом случае, выступает гарантом соблюдения прав граждан на пенсионное обеспечение, а также обеспечивает перевод приобретенных пенсионных прав (эквивалентных денежных средств) между профессиональными пенсионными системами.

Профессиональные пенсионные системы базируются на действующих негосударственных пенсионных фондах. Для НПФ, являющихся некоммерческими организациями, данный вид деятельности является исключительными, что упрощает систему государственного контроля и регулирования их деятельности. НПФ отвечают за организацию учета взносов, ведение пенсионных счетов, инвестирование пенсионных активов и выплату пенсий. Контроль за деятельностью НПФ осуществляется уполномоченными государственными органам в рамках действующего законодательства.

Подобный подход позволяет определить предмет регулирования закона о профессиональных пенсионных системах - справедливое пенсионное обеспечение работников за счет взносов работодателя.

Предлагаемая модель организации и функционирования профессиональных пенсионных систем позволяет учитывать все многообразие российских условий и специфику деятельности конкретных предприятий. Учет интересов и использование потенциала основных социальных субъектов, позволяет сформировать сбалансированный и саморегулируемый институт социальной защиты, отвечающий принципам рыночных отношений принципам. Идеология национальной пенсионной системы

06.04.98. Е.Л.Якушев. Пенсионные и Актуарные Консультации

Идеология национальной пенсионной системы

 

Государственное пенсионное обеспечение

Профессиональное пенсионное обеспечение

Частные пенсионные накопления

Социальная ответственность

общество в целом

работодатель (и в некоторых случаях работник)

индивидуум

 

Социальное страхование

всех социальных рисков

профессиональных рисков

личное страхование

 

Солидарность

поколений

группы работников

группы участников НПФ/ застрахованных лиц

 

Характер

всеобщий, обязательный

обязательный для отдельных отраслей/профессий

добровольный

 

Финансовые принципы

PAYG (перераспределение) и накопление

накопление (солидарная ответственность)

накопление (индивидуальная ответственность)

 

Уровень возмещения
(до 70 % от последней з/платы или дохода)

30-40 % от последней з/платы

20-30 % от последней з/платы (дохода)

10-20 % от последней з/платы

 

Тариф отчислений (в % от ФОТ/дохода)

28 %+1 %

до 10 %

до 10 %

 

Тарифная политика

снижение тарифа обязательных отчислений и паритетное финансирование со стороны работника и работодателя

размер тарифа устанавливается в зависимости от уровня профессиональных рисков, состояния условий труда, демографической структуры работников на основании актуарных расчетов

определяется индивидуально исходя из желаемого уровня пенсионного обеспечения

 

Плательщик взносов

Работодатель и работник

Работодатель

Работник

 

Источник финансирования

себестоимость

себестоимость (государственное регулирование предельных расходов)

льготы по подоходному налогу

 

Механизм регулирования

законодательное установление размера тарифа

нормативное утверждение максимального объема расходов,
утверждение тарифа соответствующим гос.органом

законодательное установление размера льгот с учетом совокупного дохода физического лица

 

Институциональная организация

ПФР

корпоративные НПФ

открытые и корпоративные НПФ

 

Основания возникновения пенсионных прав

по закону а) в силу уплаты взносов и наступления пенсионного возраста или б)потери трудоспособности

по Положению о ДПО на предприятии и стаж участия в профессиональной пенсионной системе

в силу уплаты взносов и в соответствии с правилами НПФ

 

Право на пенсию

пенсионный возраст

пенсионный возраст

пенсионный возраст

 
 

Проектируемая система пенсионного обеспечения

.

Государственное пенсионное обеспечение

Государ пенсионное

ственное страхование

Профессиональное

Частные накопления

.

пеоераспределительное

условно накопительное

накопительное

накопительное

накопительное

 

Финансовая схема

социальный трансферт

PAYG

с установленными взносами

с установленными взносами или выплатами

с установленными взносами

 

Источник финансирования

бюджет

страховые взносы

страховые накопительные взносы

взносы работодателя

индивидуальные взносы

 

Право на пенсию

пенсионный возраст или потеря трудоспособности

пенсионный возраст

пенсионный возраст

пенсионный возраст и условия труда

пенсионный возраст

 

Учет взносов и трудового стажа

нет

да

да

да

да

 

Учет продолжительности жизни

нет

частично

да

да

да

 
 
30.10.1999

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.