Минэкономразвития предложило свой вариант реформирования пенсионной системы
Минэкономразвития подготовило свои предложения по реформированию пенсионной системы, пишут «Ведомости». Реформировать нужно распределительную часть, считает министерство: при достаточно высоком тарифе она формирует избыточный объем пенсионных прав из-за низкого пенсионного возраста, досрочных пенсий, выплат пенсий работающим. Накопительную же систему необходимо сохранить.
Модель трансфертов из бюджета, в том числе финансирование индексации пенсий, усиливает риски несбалансированности пенсионной системы – из-за ресурсных ограничений в итоге пострадала накопительная часть: третий год выплата пенсий финансируется за счет страховых взносов на пенсионные накопления граждан, полагает ведомство.
Минэкономразвития предлагает возобновить с 2017 г. отчисления в накопительную часть пенсии и сохранить их обязательность. Целесообразно перераспределить страховую нагрузку между работником и работодателем, но не повышать общий тариф в 22%, призывает оно правительство.
Другие ключевые предложения Минэкономразвития – поэтапное повышение пенсионного возраста, ужесточение условий назначения досрочных пенсий, ограничение выплат пенсий работающим пенсионерам, реформирование принципов индексации пенсий и ограничение бюджетных трансфертов Пенсионному фонду (ПФР).
Сравнение предложений Минэкономразвития и Минфина очерчивает вероятные направления очередной реформы пенсионной системы. Оба ведомства сходятся в необходимости повысить пенсионный возраст (Минфин – до 65 лет и для женщин, и для мужчин; Минэкономразвития не указывает конкретных параметров). Против такой меры последовательно выступали представители социального блока правительства. Полный консенсус у финансово-экономического и социального блоков – в необходимости реформы института досрочных пенсий. Относительный консенсус – в ограничении выплат пенсий работающим пенсионерам: Минфин предлагает их не платить полностью или частично (не выплачивать базовую часть), Минэкономразвития согласно, но считает необходимым учитывать при этом годовой доход пенсионера. Минтруд поднял планку этого дохода до 1 млн руб.
Все три ведомства считают возможным подключить к уплате пенсионных взносов самого работника. Но у Минтруда и у совместных с ЦБ предложений Минфина это дополнительные взносы сверх 22%, которые платит работодатель. Минфин и ЦБ предложили ввести дополнительный взнос с работника в 0–6% на пенсионные накопления, выведя их из обязательной пенсионной системы (ОПС). Минэкономразвития настаивает на неповышении ставки: существующий взнос в 6% на накопительную часть (в 2014–2016 гг. перечисляется в солидарную) можно распределить между работодателем и работником. В тяжелой экономической ситуации любое повышение нагрузки на оплату труда – это вычет и из экономического роста, и из инвестиций, говорит чиновник министерства.
Сохранение накопительных взносов обязательными, а не перевод их в добровольный формат – еще одно принципиальное отличие предложений Минэкономразвития от позиции Минтруда и Минфина с ЦБ. Минэкономразвития не против реформы накопительной части, главное – не повышать нагрузку и не отменять обязательность накоплений. Могут быть разные варианты – сохранить накопительные взносы в системе ОПС или же передать их от ПФР другому оператору, тут у министерства категорической позиции нет. Главное – обеспечить обязательность, квазиобязательность, автоматическое подключение, но не отдавать решение на откуп самому работнику: мировой опыт показывает, что чисто психологически люди не склонны в молодом возрасте задумываться о будущем, а в 40–50 лет копить на пенсию уже поздно, в итоге, оказавшись с маленькой пенсией, люди все равно потребуют денег у государства. К тому же право выбора – копить или не копить – у гражданина уже есть, при отказе весь тариф зачисляется в солидарную часть пенсии. И это право выбора необходимо продлить до 2020 г., поскольку в условиях моратория на накопительные взносы выбор варианта пенсионного обеспечения был для граждан существенно затруднен
Как и Минфин, Минэкономразвития предлагает правительству пересмотреть принципы бюджетной дотации ПФР, ограничив целевые трансферты. Оба ведомства считают, что нужно изменить и механизм индексации пенсий. Отличие в том, что в предложениях Минфина речь об индексации только 2017 г., которую ведомство предлагает сократить. Минэкономразвития принципы индексации предлагает реформировать: помимо инфляции нужно учитывать изменение демографической нагрузки на доходы ПФР. Гарантированный минимум нужно сделать гарантированным максимумом, следует из предложений Минэкономразвития. Сейчас по закону пенсии индексируются минимум на уровень инфляции предыдущего года (это положение приостановлено на 2016 г.). Минэкономразвития предлагает определять минимальный размер индексации исходя из доходов ПФР. А максимальный размер – исходя из прогнозируемой инфляции плюс 1%.
Полностью статью читайте здесь.
Комментарии (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.
Ограничение выплат работающим пенсионерам – это возврат в 1964 год!
Тогда были установлены льготы Советом Министров СССР, по которым люди, продолжающие работать, достигнув пенсионного возраста, наряду с зарплатой получали половину полагающейся пенсии, а те, кто жили на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири – 75% пенсии. Но при этом заработок и пенсия, вместе взятые, не могли превышать 200 рублей (к примеру, размер обычного инженера составлял 120 рублей, начальника цеха – 140 руб.(максимум 180-200 руб) – обратите внимание, какова кратность в разнице(!), размер пенсии – от 40 до 55 рублей.) Этими льготами в системе бытового обслуживания пользовались рабочие и младший обслуживающий персонал (упаковщицы, кухонные работники, судомойки, сборщики посуды, повара, кондитеры, пирожницы, официантки, буфетчицы и другие), работники прилавка (продавцы, контролеры и кассиры-контролеры в магазинах самообслуживания, работники мелкорозничной торговли, фасовщицы и другие) и инженерно-технические работники предприятий бытового обслуживания. К этим льготам прибавились новые с 26 августа 1967 года по Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения». В нем сказано, что за пенсионерами – приемщиками заказов, нянями и уборщицами пенсия по старости сохраняется полностью. А с 1 августа 1967 года пенсионерам, работающим медицинскими сестрами, санитарками и нянями в больницах, поликлиниках, в домах инвалидов и престарелых, пенсия по старости выплачивается в полном размере, независимо от того, продолжает ли пенсионер работать на прежнем месте или он принят вновь на одну из этих должностей.
Это выдержка журнала «Работница» из статьи «Работающим пенсионерам» в рубрике «Юридическая консультация». Даже не знаю какого года, листочек чудом сохранился среди кулинарных рецептов моей мамы.
Вот это все, что достигнуто нашей экономикой и Пенсионным Фондом за все эти годы…
И снова откат в прошлое?.....
То, что предлагает сегодня новая Пенсионная Реформа 2016 года – хорошо забытое старое?