В следующем веке пенсии будут платить с 16 лет
Евгений Якушев, НПФ «Сафмар»: «В условиях продолжающегося роста производительности труда и грядущего изменения социально-трудовых отношений пенсионное обеспечение может быть распространено на все общество»
Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар», расширил для «Лаборатории пенсионной реформы» текст авторской колонки в газете «Ведомости».
Одна из самых актуальных тем текущей повестки дня – это пенсионная реформа. Тема сложная и крайне болезненная, но ее необходимо обсуждать. Дискуссии ведутся в тиши кабинетов, в редком случае выплескиваясь в СМИ. И совсем не обсуждается в тот факт, что концепция «школа-институт-работа-пенсия» уже перестала работать для современного поколения. Низкий размер пенсий и постоянно изменяющиеся правила игры разрушают образ будущего. Новое поколение выходит на рынок труда с новыми ценностными установками. Значит, нужно менять стандарты социально-трудовых отношений.
Если взглянуть на пенсионный вопрос с исторической точки зрения, то мы увидим, что пенсии –изобретение недавнего времени. Публичные пенсионные системы стали возникать в XIX веке и получили массовое развитие в ХХ-м. Они сформировали специфический элемент экономики, базирующийся на перераспределении денежных средств между поколениями. Государства разных стран принудительно вводили специальный вид отчислений – страховые взносы, которые давали право тем, кто их платит, на соответствующие будущие выплаты.
Цивилизованное общество не готово принимать некоторые явления, рассматривая их как несовместимые с представлением о гуманизме и социальном прогрессе. К таким явлениям можно отнести смертную казнь, сиротство, нищету и необеспеченную старость. Рост производительности труда привел к увеличению общественного дохода, и с течением времени все большая его часть перераспределялась на покрытие необходимых социальных расходов, в том числе на детские дома, систему пенитенциарных учреждений, поддержку неимущих стариков.
Таким образом, сформировался институт социального страхования, предусматривающий финансирование пожилых людей за счет целевых отчислений. Институт пенсий – как механизм поддержки нетрудоспособных граждан – стал частью общественно-политического и гуманитарного процесса развития общества.
Социальное страхование – это часть общественного договора, имеющая встроенный механизм балансировки. На этот институт существенное влияние оказывают как политические процессы, происходящие в стране, так и финансовые возможности экономики. Принятие популистских решений (например – изменение набора льгот или объема перераспределяемых общественных благ) и откладывание непопулярных реформ может привести к разбалансировке системы финансирования социальных расходов.
Действующая в России пенсионная система находится на острие критики, причем отношение к проблеме у разных категорий граждан может быть диаметрально противоположным.
Старшее поколение недовольно маленьким размером пенсий. Молодые люди сомневаются, что правила игры сохранятся к моменту их выхода на заслуженный отдых. Высокооплачиваемые специалисты обращают внимание на неэквивалентность уплаченных взносов и будущих пенсионных выплат. Работники, занятые на вредных и опасных производствах, опасаются ликвидации льгот по досрочному выходу на пенсию, а те, кто имеет право на пенсию по выслуге лет, рассматривают ее как профессиональный доход. Индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане полагают, что смогут распорядиться своими взносами более эффективно, чем государство, и обеспечат себя альтернативными источниками дохода в будущем.
Любая реформа правил функционирования пенсионной системы будет затрагивать интересы конкретной группы будущих пенсионеров.
В итоге политические партии замалчивают пенсионную тему, так как в диалоге с избирателями придется давать оценки и делать выбор в пользу того или иного решения. Однако, как уже было сказано выше, любое предложенное решение будет затрагивать чьи-то интересы. Яркие тому примеры – заморозка пенсионных накоплений, что является ущемлением прав будущих пенсионеров, и запаздывающая индексация пенсий – ущемление прав пенсионеров нынешних.
На механизмы общественного перераспределения влияют демография и изменение экономического уклада. Старение населения является глобальным трендом, и родившиеся в 21 веке имеют высокие шансы прожить до 100 лет. Существенно меняется характер занятости и производственный уклад. Работа по найму, характерная для индустриального общества, замещается работой сотрудников-внештатников. Растет доля самозанятых граждан. Меняются производственные процессы, и в дальнейшем часть рабочих специальностей заменят компьютерные программы, а производство некоторых товаров может быть полностью роботизировано. Изменение характера формирования общественного блага неизбежно повлияет на механизмы его перераспределения. Страховые взносы, уплачиваемые наемными работниками в будущем, не обеспечат достаточный объем доходов пенсионной системы.
Вариантом выхода их этой ситуации может стать внедрение концепции безусловного основного дохода.
В России уже сформировался институт, обеспечивающий безусловный доход по принципу гражданства – это институт пенсий. Сейчас общественный доход является достаточным для того, чтобы обеспечить минимальный прожиточный уровень отдельной категории граждан (то есть пенсионеров). В условиях продолжающегося роста производительности труда и грядущего изменения социально-трудовых отношений такое обеспечение может быть распространено на все общество.
При переходе к концепции безусловного основного дохода меняется отношение к взносам и пенсионному возрасту. «Заслуженный отдых» трансформируется в концепцию «активного долголетия». Что это значит? Очень просто: человек работает до тех пор, пока получает удовольствие от работы, пока востребованы его навыки и умения, сохраняется возможность сменить вид деятельности и место жительства. Текущее представление о будущем – «работать до смерти» - меняется.
Страховые взносы трансформируются в личные сбережения. Отсутствие необходимости содержать старшее поколение за счет взносов работающих позволяет отказаться от сложных пенсионных формул. Для активных участников трудовых отношений, желающих сохранить более высокий уровень доходов, будет доступна вся палитра инструментов сбережений - депозиты, ценные бумаги, пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. Простой принцип «сколько отложил, столько и получил», а также самостоятельный выбор инструментов сбережений и уровня инвестиционного риска переносит ответственность за обеспеченность в старости на гражданина.
Модель безусловного основного дохода может быть реализована на отрезке в 30-50 лет. Введение пенсионных баллов де факто является первым шагом к этой системе. Ограничение числа баллов, которые можно набрать, делает бессмысленной уплату страховых взносов для высокооплачиваемых работников. Увеличение необходимого для назначения страховой пенсии стажа отсекает участие самозанятого населения в государственной пенсионной системе и увеличивает количество будущих получателей «социальной пенсии», то есть безусловного основного дохода. Отрицательное отношение общества к вопросам повышения пенсионного возраста будет усиливать дисбаланс страховой модели и приведет к возрастанию роли государства в финансировании пенсионных обязательств.
Появление в общественной повестке дня темы безусловного основного дохода как стратегического вектора развития изменит тональность и остроту дискуссии по изменениям пенсионной системы. Одновременно станет логичным формирование индивидуального пенсионного капитала. Дифференциация пенсионных доходов будет обеспечиваться в рамках индивидуальных пенсионных стратегий, а не за счет попыток формализовать противоречия перераспределительной системы.
Фото: Арт-директор «Вестник НАУФОР» Павел Перов
Комментарии (1)
Новый комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.
Если взглянуть на пенсионный вопрос с исторической точки зрения, то мы увидим, что пенсии –изобретение недавнего времени. http://pornolusi.ru