Сравнительный анализ пенсионных систем мира: взгляд из России

Сравнительный анализ пенсионных систем мира: взгляд из России.

1.       Про нас

Стинг, будучи гостем в программе  В.Познера,  упомянул, что в 28 лет у него уже была удачно сложившаяся жизнь и одним из признаков этого  были достаточные пенсионные накопления.  Это меня  заставило задуматься о том, как же в других странах организована пенсионная система таким образом, что предоставляет гражданам возможность получать достаточную для комфортной жизни пенсию?

Учитывая, что этот вопрос вряд ли потеряет актуальность в следующие лет 100, и каждый политик уже давно  использует его на свой лад - будет небесполезным разобраться в вопросе в целом. «В чем же проблема?» - возразите вы, «Меньше б воровали - и денег с лихвой хватало бы на всех пенсионеров!». Контроль расходов, конечно, важен, но, однако и он не спасет. Почему? Да потому что работающих, обеспечивающих деньгами наших пенсионеров, становится все меньше, а численность пожилых людей уверенно увеличивается. В 1970-ее годы прошлого века соотношение работающий/пенсионер было 5/1, в наши дни 1,9/1 (36,5 млн. пенсионеров на  69,7 млн. человек, занятых в экономике (то есть фактически работающих граждан 15-72 лет)).  «Однако и налоги, которые являются источником выплаты пенсий, выросли в 26 раз: с 1% удержаний из  зарплаты работников в 70-е годы до уровня в 26%  от ФОТа  в  2010 году»- ответите вы. И будете правы! Поэтому предлагаю посчитать – сколько же отчислений (то есть фактически уплаченных налогов) в среднем в рублях приходится на одного пенсионера. Например, в г. Сочи в 2009 году:

- поступлений в ПФР - 2994947,788 тыс. руб. (14% от начисленного  ФОТа)

- пенсионеров, состоящих на учете – 103 тыс.  (в том числе 85,6 тыс. - трудовой пенсии по старости, остальные – пенсионеры по инвалидности, потери кормильца и т.д- как правило еще не достигшие пенсионного возраста в 55 и 60 лет).

Таким образом, в среднем за счет налогов на 1 пенсионера в 2009 году  в г.Сочи пришлось  29077 руб., то есть 2423 руб. в месяц. Надо также учесть расходы на сам ПФР (в расчете этого не было сделано). Очевидно, что  Пенсионный фонд не обошелся без дополнительных вливаний из бюджета- опять же- за счет наших с вами налогов. 

 «А как же быть с теми деньгами, которые сегодняшние пенсионеры отчисляли во время своей прежней работы?»- задумаетесь вы. Отвечу- они в то же самое время использовались для оплаты пенсий пожилым людям их времени.  

Вопрос обеспечения пенсиями особо остро будет стоять перед поколением, которое пойдет на заслуженный отдых в середине текущего столетия. Поэтому варианты решения задачи постоянно обсуждаются и являются причиной различных реформ - не только у нас, но и в подавляющих странах мира (вспомните хотя бы недавние волнения во Франции).

Итак, кто и что сейчас уплачивает взносы в пенсионный фонд в России?

 

IMAGE

Работодатель

26% от ФОТ (с суммы, не превышающей 415 000 рублей на одного работника)

20% - на выплаты текущих пенсий и содержание ПФР

6% - на накопительные части граждан 1967 г.р. и моложе

Поступления формируются за счет налога (сейчас называются страховые взносы, в прошлом- ЕСН) работодателей, который уплачивается за официально  работающих граждан.  Задумайтесь- 26% от ФОТа каждого предприятия направляется в Пенсионный фонд РФ, из них 20%  являются его непосредственной доходной частью ПФРа и расходуются на 2 направления: 1) содержание самого ПФРа;  и 2) выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а  6% накапливается на счете каждого работника. Накопительная часть  (6%) впоследствии будет также выплачиваться в виде пенсий, она подлежит управлению (инвестированию) и наследованию.  Для работающих важно знать, что с 2010 года предприятие платит за вас страховые взносы с заработной платы, не превышающей 463000 руб. в год (сумма на 01.01.2011, каждый год происходит индексация). То есть, сумма, которая отразится за отчетный год на вашем пенсионном счете, ограничена: максимум по накопительной и страховой части, составит соответственно 24900 рублей и  33200 рублей в год. Данные изменения  также касаются взносов на обязательное медицинское и социальное страхование. Не буду углубляться - всю информацию вы можете найти на многих сайтах, и главным образом, на сайте ПФРа.

2.       Про них

Итак, что же происходит за рубежом в пенсионной сфере? В рамках данной статьи не буду останавливаться на конкретных подходах отдельных государств -это предмет не одного поста, постараюсь с помощью цифр описать общую картину. Для начала соизмерим масштабность и эффективность систем в целом.

Показателем эффективности любой пенсионной системы является коэффициент замещения –это процентное соотношение пенсии к заработной плате (то есть, какую часть предыдущего дохода будет замещать начисленная пенсия). По нормативам ООН, государственная система обязана компенсировать пенсию в размере от 40% предыдущего среднего заработка,  то есть при зарплате в 10 000 рублей пенсия должна достигать минимум в 4000 руб. В России этот показатель в 2010 году, по заявлениям Минсоцзравразвития, составляет 38% (хотя по информации их других источников- 27%), к 2050 году опустится до 22%. У граждан, имеющих высокие заработные платы, это соотношение будет еще меньше.  Итак, какую часть дохода теряет гражданин, выходя на заслуженный отдых в других странах?

В графике 1  и таблице 1 поясняется данный  момент.  В таблице отражены коэффициенты замещения государственных пенсионных систем: в верхней ее части выделены страны с большим уровнем частного пенсионного обеспечения, в нижней – все остальные. Конечно, в государствах с меньшим  уровнем доходов относительные показатели могут выглядеть хорошо, однако в реальном выражении сумма, как правило, небольшая. Например, в Греции и Испании- депрессивных ныне странах- КЗ равен 95,7% и 81,2 % соответственно. Там  выплачивают пенсии в основном за счет государственных средств. С другой стороны, в широко известных благополучных странах (как например, Швейцария, Британия, Германия, Япония) этот показатель невысок – например, 30,8 % в Британии и 39,9%  в Германии. То есть, государственная составляющая пенсии сравнима с нашим (официальным) уровнем, однако, общий коэффициент замещения намного больше- за счет формирования частных пенсий.

Таблица 1.

Коэффициенты замещения государственных (публичных) пенсионных систем, 2007 год

Страна

Коэффициент замещения государственных пенсионных систем, % от заработной платы

Страны с большой долей участия частных пенсионных фондов

Швейцария

35,8

Нидерланды

31,3

Исландия

9,2

Дания

25,0

США

41,2

Австралия

17,4

Канада

43,9

Великобритания

30,8

Ирландия

32,5

Финляндия

63,4

Швеция

37,8

Норвегия

59,3

Другие страны

Португалия

54,1

Япония

34,4

Австрия

80,1

Германия

39,9

Бельгия

40,4

Мексика

0,0

Польша

27,1

Испания

81,2

Новая Зеландия

39,7

Венгрия

50,7

Корея

66,8

Франция

51,2

Чехия

49,1

Словакия

24,4

Италия

67,9

Турция

72,5

Люксембург

88,3

Греция

95,7

 

В качестве иллюстрации  ниже приведена отдельная статистика стран тихоокеанского сектора, где в частности подтверждается тот факт, что  государство обеспечивает относительно высокие для местного уровня зарплат пенсии преимущественно там, где достаточно низок уровень жизни.  В Китае с его скромными заработными платами пенсия  достигает аж 65% предыдущего дохода, тогда как в Японии – только 34,4 %.  И обратите внимание на разницу в показателях у мужчин и женщин: у первых он больше.  

 

График 1.

Коэффициенты замещения стран Тихоокеанского бассейна (с учетом пола), 2008 год

 

IMAGE

(графики)

И что нам эти цифры? –скажете вы? Мы и так знаем, что «у них пенсии больше», так « там и зарплаты выше». Безусловно, размер пенсий зависит от емкости «котла»,  из которого ее «черпают». Такую «масштабность»  пенсионной системы принято измерять в % вовлеченных в нее средств в сравнении с ВВП. В России в 2010 году на пенсионное обеспечение было направлено 3,7193 трлн. руб., что составило 8,6% ВВП.  Ознакомившись с данными  в таблице 2 и графиком 3, ее иллюстрирующем,  вы можете убедиться, что, несмотря на рекламируемые огромные размеры расходов РФ на социальное направление, мы дружно идем в ногу с Кореей, Турцией и Мексикой. У лидера- Франции на государственные пенсии в 2007 году было направлено 28,4 % ВВП, на частные- 2,9% ВВП, а в общей сложности -31,3% ВВП!!!! В среднем в странах ОЭСР- уровень данных расходов в 2007 году достиг цифры в 22,3% ВВП!!!.  Безусловно, это не только текущие выплаты, но и накопления для будущих поколений.               

График 2.

Расходы на государственное (Public) и частное (Private) пенсионное обеспечение в % от  ВВП, 2007 год

 

IMAGE

 

Таблица 2.

 

Расходы на государственное (Public) и частное (Private) пенсионное обеспечение в % от  ВВП, 2007 год 

В % от ВВП

Частные пенсии

Государственные пенсии

Всего

Мексика

MEX

0,2

7,2

7,4

Корея

KOR

2,6

7,5

10,2

Турция

TUR

0,0

10,5

10,5

Чили

CHL

1,2

10,6

11,8

Эстония

EST

0,0

13,0

13,0

Израиль

ISR

0,5

15,5

15,9

Словакия

SVK

1,0

15,7

16,7

Ирландия

IRL

1,5

16,3

17,8

Новая Зеландия

NZL

0,4

18,4

18,8

Чехия

CZE

0,4

18,8

19,2

Исландия

ISL

5,1

14,6

19,7

Австралия

AUS

3,8

16,0

19,8

Польша

POL

0,0

20,0

20,0

Словения

SVN

1,0

20,3

21,3

Люксембург

LUX

0,9

20,6

21,6

Испания

ESP

0,5

21,6

22,1

Канада

CAN

5,3

16,9

22,2

ОЭСР

OECD

3,0

19,3

22,3

Япония

JPN

3,6

18,7

22,3

Норвегия

NOR

2,0

20,8

22,8

Греция

GRC

1,5

21,3

22,9

Венгрия

HUN

0,2

23,1

23,3

Португалия

PRT

1,9

22,5

24,4

Финляндия

FIN

1,1

24,9

26,0

Великобритания

GBR

5,8

20,5

26,3

США

USA

10,5

16,2

26,7

Швейцария

CHE

8,3

18,5

26,8

Италия

ITA

2,1

24,9

27,0

Нидерланды

NLD

6,9

20,1

27,0

Германия

DEU

2,9

25,2

28,0

Австрия

AUT

1,8

26,4

28,2

Дания

DNK

2,6

26,1

28,7

Швеция

SWE

2,9

27,3

30,2

Бельгия

BEL

4,7

26,3

31,1

Франция

FRA

2,9

28,4

31,3

 

Давайте отдельно посмотрим объем накоплений в частных фондах. Несмотря на то, уровень отчислений небольшой (по сравнению с государственным сектором), тем не менее сумма средств, находящихся там, весьма впечатляет:  129% ВВП в Нидерландах, 67% ВВП в США, в среднем по странам ОЭРС- 35,5 % ВВП( взвешенное среднее – 67,1% ВВП). Для сравнения: в 2010 году в РФ в частных фондах (например, «НПФ Электроэнергетики», НПФ «Газфонд», НПФ «Благосостояние») находилось  всего лишь 612,0 млрд. руб., что равнозначно 0,014% ВВП, а это в тысячи (!!) раз больше подобного зарубежного аналога. Накопительная же часть (то есть «запасы»  на выплаты будущей пенсии) составила 899,3 млрд. руб. (или 0,021 % ВВП) (из них в  ВЭБе-  733,4 млрд. руб., в частных управляющих компаниях – 18,9 млрд. руб., в негосударственных пенсионных фондах  - 147,1 млрд. руб.). Вы можете заметить, что даже если суммировать эти объемы, они по-прежнему останутся мизерными.  

 

График 3.

Объемы резервов и накоплений пенсионных фондов в сравнении с  ВВП,%, 2009 год

 

Наверняка у вас при взгляде все приведенные цифры возник вопрос- «А сколько вешать в граммах?», то есть  - какое количество денег приходится на одного гражданина? Анализировать накопления в частных фонда России нет смысла - они мизерны и охватывают весьма небольшую часть населения страны. Поэтому для расчета возьмем не текущие пенсионные расходы, а запасы системы для выплаты будущей пенсии (в нашем государстве это накопительная часть). С результатом можете ознакомиться в таблице 3. В России на 1 гражданина приходится 211,19 долларов накоплений, в то время как в Канаде- 3154, 04 доллара, в Новой Зеландии-1879, 57 долларов (хотя фонд образован за год до внедрения накопительной части в нашей стране–в 2001 году).

Таблица 3

Государственные пенсионные системы: объемы в млрд. долларов, в % от ВВП, в долларах на одного жителя страны

Вид фонда

Страна

Название

Год образования

Объем накоплений, млрд. долларов

% от ВВП

Численность населения, млн. чел.

Объем накоплений в расчете на одного жителя, долларов

Фонд социальной безопасности

Канада

Canadian Pension Plan

1997

108,6

8,5

34,43

3154,04

Франция(1)

AGIRC-ARRCO

н.д

72,4

2,5

65,45

1106,23

Япония (1)

Government Pension Investment Fund

2006

1137,7

23,2

127,38

8931,54

Корея

National  Pension Fund

1988

217,8

26,1

49,77

4375,85

Мексика

IMSS Reserve

н.д

3,6

0,3

112,10

32,11

Польша

Demographic Pension Fund

2002

2,3

0,5

38,16

60,27

Португалия

Social Security Financial Stabilisation Fund

1989

13,1

5,7

10,64

1231,56

Испания

Social Security Reserve Fund

1997

83,4

5,7

46,07

1810,18

Швеция

National Pension Funds(AP1-AP4 и AP6)

2000

108,8

27,2

9,35

11637,53

США

Social Security Trust Fund

1940

2540,3

17,9

308,98

8221,59

 

Суверенные пенсионные резервные фонды

Австралия

Future Fund

2006

51,6

51,6

22,61

2282,28

Бельгия

Zilverfonds

2001

23,5

23,5

10,83

2170,40

Франция

Fond de Reserves des Retraites (FRR)

1999

46,3

46,3

65,45

707,44

Ирландия

National Pension Reserve Fund

2000

31,0

31,0

4,46

6951,76

Новая Зеландия (2)

New Zealand Superannuation Fund

2001

8,3

8,3

4,42

1879,57

Норвегия (3)

Government Pension Fund-Norway

н.д.

19

19,0

4,93

3853,49

 

РФ

Накопительная часть

2002

30

0,021

142,05

211,19

 

Итак, очевидно, что «спонсором» пенсий далеко не всегда является государство- как многие россияне ошибочно полагают.  Как упоминала выше, за рубежом помимо классических пенсий распространены и частные пенсии- в ОЭСР этой сфере посвящено отдельное направление. Частные пенсии- это отечественные пенсии Газпрома, РЖД, Энергетиков. В нашей стране этот сектор настолько мал, что практически никогда не присутствует в аналитических  обзорах частных пенсионных систем, где, кстати, упоминается даже Казахстан (где частный компонент начал внедряться с 1998 года).

Ниже приведена структура совокупных пенсий различных стран с учетом коэффициента замещения в 2007 году и проект на 2050 год. В графике 4: DA- схемы, основанные на фиксированных взносах (например, 1 % от зарплаты), NA-системы национальных счетов, Adjusted-схемы, учитывающие уровень дохода или условия работы, Not adjusted-не учитывающие продолжительность жизни.

 

 

График 4.

Структура пенсионного пакета в 17 странах ОЭСР

 

IMAGE

В графике 5 показана будущая структура пенсии с учетом КЗ.

Синий сегмент- это государственные пенсии (распространенная в России форма пенсий)

        Далее- добровольные профессиональные пенсии (голубой сектор), пенсии формируются за счет создания отраслевыми предприятиями своих фондов  (фонды энергетической, газовой, угольной, строительной и других промышленностей) отчисления, как правило, производятся и работником, и работодателем)

Последнее (серый сектор)-  обязательные частные пенсии, формируются за счет обязательных добровольных отчислений работников в частные пенсионные фонды.

Как видите, государства по-разному организуют свои пенсионные схемы: В США, Британии и Японии силен отраслевой сегмент, а в Чехии, Испании и Греции есть только государственные пенсии.

 

 

График 5.

Предполагаемая структура пенсий к 2050 году (в % от последнего заработка)

 

IMAGE

И наконец, последние в данной статье интересные факты: сроки выхода на заслуженный отдых и продолжительность жизни граждан на пенсии, или, говоря отечественными понятиями - «срок дожития». В нашей стране женщины получают пенсионные основания по старости в 55 лет, мужчины- в 60 лет, при этом  срок дожития установлен «путем наблюдений и подсчетов» в размере 19-ти лет для женщин и 16-ти лет для мужчин.  Как видите, срок выхода на пенсию весьма разнообразный: у женщин -от 41 года в Турции до 67 лет в Норвегии. У мужчин- от 44,5 лет в Турции до 67 лет в той же Норвегии.

 

 

Таблица  4

Пенсионный возраст у женщин

IMAGE

 

 

Таблица  5

Пенсионный возраст у мужчин

 

IMAGE

 

           Поэтому по выходу на пенсию граждане Турции живут дольше- 31 год мужчины и 36,9 лет- женщины. В Норвегии пенсией наслаждаются меньшее, но все-таки внушительное количество лет (плюс к 67 годам пенсионного возраста)- 15,7  года мужчины и 18,9 лет женщины. Видимо, северные холода закаляют лучше южного солнца.

Таблица  6

Продолжительность жизни на пенсии, мужчины

 

IMAGE

Таблица  7

Продолжительность жизни на пенсии, женщины

 

IMAGE

 

       Вашему вниманию были представлены основные показатели, описывающие пенсионные системы различных стран мира. Что из этого можно извлечь? Как показала практика, государства ограничены в своих возможностях обеспечивать достойную пенсию, и для формирования оной вам нужно самостоятельно формировать ее в негосударственных структурах. Надеюсь, приведенные данные помогут вам не потеряться в бурях мнений, доводов и споров, а твердо стоять на земле, основываясь на объективной информации.  А я в последующих статьях постараюсь пояснить как это происходит за рубежом - более конкретно на примере других государств.

Светлана Москвичева

27.03.2011

Комментарии (1)

  • Прошло пять лет с марта 2011 г. Пройдет и сто лет. Две пенсинных системы на территории России, где чиновники на всякий случай сохранили для себя царские нормы, а работающему населению то, что достанется. Кажется выводов от 1917 не сделали и через сто лет к 2017. Население протестует ногами, а подрастающее поколение получает моральный урок, так как это их бабушкам и дедушкам не предоставили достойную пенсию сегодня, хотя трудовой стаж у этого поколения достойный в среднем по 40-55 лет на благо России, и 50% времени на бывших госпредприятиях. а затем на приватизированных по ГОС программам принудительно. Пострадало вновь гражданское население, но не чиновники организовавшие этот беспредел. Церковь надеется на примирение Российского населения, намерения благие, однако без передела не будет примирения. Конечно можно проблему загнать, затушевать, сохранив систему разделяй и властвуй. В ответ будут рождаться поэмы о том Кому живётся весело, вольготно на Руси. С уважением, Александр.

Новый комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.