Краткий комментарий заседания Госдумы13 июля 2001 года
См. Также полный текст стенгораммы
* 13 июля 2001 года
Внеочередное (вечернее) заседание*
В первом чтении рассмотрены законопроекты "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", представленные председателем правления Пенсионного фонда РФ Михаилом Зурабовым.
Смысл законопроектов, по словам М. Зурабова, в создании эффективной понятной всем пенсионной системы, привлекательной для работающих. Действующая система неэффективна, в нее поступает всего 11% от реальных доходов населения. По этой причине остаются очень низкие пенсии, они не увязаны с трудовым вкладом пенсионеров. Создание новой пенсионной системы, которая, по определению М. Зурабова, является модификацией действующей распределительной пенсионной системы, предполагает создание эффективного рычага для сбора средств в Пенсионный фонд. В нее вводится накопительный элемент, который будет представлять собой механизм регистрации обязательств перед будущим пенсионером. Вводятся понятия "базовая пенсия", которая будет выплачиваться за счет бюджета (сейчас - 182 руб., а будет 450), "трудовая пенсия", "пенсия за выслугу лет" (для госслужащих), "страховые пенсии". Предлагается считать минимальным трудовым стажем - 5 лет. Статус Пенсионного фонда - государственное учреждение.
Борис Немцов представил альтернативный законопроект "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В законопроекте предлагается перейти на смешанную систему, которая "сохранит и связь поколений и позволит каждому гражданину накопить дополнительные средства на старость". Отличие законопроекта от президентского, по словам Б. Немцова, во введении специального контролирующего пенсионного органа при исполнительной власти, создание конкурентности на рынке пенсионных услуг, что позволит работающим выбрать для себя надежное вложение пенсионных накоплений.
От Комитета по труду и социальной политике Эльвира Ермакова заявила, что Комитет поддерживает принятие в первом чтении президентских законопроектов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К первому законопроекту поступило более 50 отзывов, отрицательный отзыв поступил от Комитета Госдумы по обороне.
Комитет по труду и социальной политике поддерживает их принятие потому, что они не приведут к ухудшению пенсионного обеспечения пенсионеров и подают надежду на его улучшение. Их принятие будет стимулировать работающих платить в Пенсионный фонд взносы из реального заработка, что позволит вывести доходы из тени, повысить минимальную зарплату до прожиточного уровня, ставка 1-го разряда будет приравнена к базовой пенсии. Принятие законопроекта, уверена Э. Ермакова, не только создаст условия для партнерства поколений, но и положительно скажется на экономической ситуации в стране в целом.
Много вопросов, по словам Э. Ермаковой, вызвал законопроект "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Самые крупные и важные из них Комитет попытается разрешить при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Альтернативный законопроект, внесенный Б. Немцовым, Комитет предлагает отклонить, считая неприемлемым решение, содержащееся в законопроекте, о приостановке выплаты страховых пенсий, невыплаты пенсий инвалидам третьей группы.
Вызывает сомнение также идея о передаче Правительству права на установление порядка по выплате пенсий.
М. Зурабов и Э. Ермакова ответили на вопросы Валерия Сайкина (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР), Валерия Рязанского (ОВР), Виктора Похмелкина (СПС), Петра Шелища ("Яблоко"), Олега Смолина (АПДГ), Алексея Алексеева ("Единство"), Николая Безбородова (РР).
После перерыва (председательствовали Геннадий Селезнев, Любовь Слиска, Артур Чилингаров) в обсуждении законопроектов приняли участие представители депутатских объединений.
Валерий Сайкин (КПРФ) отметил, что в случае принятия законов материальное положение российских пенсионеров в ближайшие 20 лет будет ухудшаться. По словам В. Сайкина, неясно, кто будет управлять накоплениями, законопроекта на эту тему пока нет. Сообщив, что на начисление пенсий предусмотрено направлять всего 5,5% ВВП, В. Сайкин подчеркнул: "Нельзя соглашаться, что вся тяжесть переходного периода ляжет на плечи нынешних пенсионеров, а государство останется в стороне. Говорить о крупных пенсионных реформах без поддержки государства - это утопия". Накопительная система без государственных гарантий не даст положительных результатов. В новой системе не предусмотрено надбавок для лиц, имеющих заслуги перед государством. Работающим пенсионерам не позволено распорядиться накопленными средствами. "Все это наводит на мысль, что Правительство стремится использовать средства Пенсионного фонда в каких-то других целях, - заявил В. Сайкин. - Мы не имеем права принимать решения, пока не будем знать механизм управления пенсионными накоплениями".
Владимир Жириновский (ЛДПР) сказал, что законопроекты, внесенные Президентом, нужно поддержать, хотя бы потому, что "гражданин получает возможность самостоятельно формировать свою пенсию". Для того, чтобы еще больше увеличить эту самостоятельность, надо позволить человеку "начинать работать с любого возраста". Одновременно В. Жириновский высказался за сохранение надбавок к пенсиям государственных служащих, аргументируя это тем, что возможности чиновников иметь дополнительный заработок существенно ограничены законом о государственной службе. Осенью, отметил он, необходимо принять закон об управлении пенсионными средствами.
Валерий Рязанский (ОВР), отметив, что предложенные в президентских законопроектах нормы тщательно проработаны и дают "четкие ответы" на многие вопросы, сообщил, что фракция поддерживает проекты законов. В ряду положительных моментов В. Рязанский назвал сохранение ныне существующих социальных гарантий и стимулы для легального труда и легализации выплаты зарплаты.
Андрей Селиванов (СПС) сообщил, что фракция поддержит в первую очередь законопроект, внесенный Б. Немцовым, А. Шохиным и Я. Швыряевым. В числе положительных моментов предлагаемой реформы А.Селиванов назвал смешанную систему начисления пенсий и снятие барьера отчислений в Пенсионный фонд. Он выразил надежду, что в случае принятия законопроектов, внесенных Президентом, ко второму чтению будут учтены рациональные предложения депутатов.
Петр Шелищ ("Яблоко") отметил, что рассматриваемые законопроекты - это "шаги в правильном направлении, но для тех, кто выйдет на пенсию через 20 лет". Самая главная проблема, по его словам, это проблема увеличения доходов пенсионной системы. П. Шелищ высказался за необходимость разработки единого Пенсионного кодекса, в котором будет определено, как формируются пенсионные средства и как начисляются пенсии.
Владимир Пашуто (АПДГ), заметив, что это уже третья пенсионная реформа за 10 лет, подчеркнул, что в условиях нынешнего социально-экономического положения России, когда невозможно точно определить, что будет через несколько лет, нельзя принимать такие изменения. В. Пашуто отметил низкий уровень подготовки законопроектов. Один из главных недостатков предложенных документов - исключение из общего трудового стажа нестраховых периодов. Ничего доброго, по словам В. Пашуто, законопроекты не обещают северянам. Много вопросов вызывает порядок индексации пенсий. Из-за высокой смертности и низкого среднего уровня жизни 42% мужчин просто не доживут до того времени, когда смогут получать достойную пенсию, сообщил В. Пашуто.
Валентина Пивненко (НД), отметив, что законопроекты, внесенные Президентом РФ, "достаточно проработаны", выразила надежду, что депутаты их поддержат. В числе главных достоинств проектов депутат назвала "мотивацию труда" и "повышение материального обеспечения пенсионеров".
Валентина Савостьянова (РР) сообщила, что большинство депутатов "Регионов России" не поддерживают предложенные законопроекты, так как они не обещают улучшить условия пенсионного обеспечения и материальное положение пенсионеров. По словам В. Савостьяновой, предложенная реформа - это обман ныне работающего поколения.
Пенсии уменьшатся на 14%. Те, кто выйдет на пенсию в ближайшее время, не получат никаких компенсаций. "Населению, сказала она, - предлагают отдать свои деньги финансовым структурам без законодательно закрепленных гарантий. Накопление средств должно происходить не за счет ограбления пенсионеров, а за счет более справедливого перераспределения национального достояния". В. Савостьянова призвала депутатов отклонить законопроекты, не устраняющие причины низкого уровня пенсий ни в настоящем, ни в будущем.
Оксана Дмитриева, выступившая от депутатов, не входящих в депутатские объединения, рекомендуя отклонить законопроекты, заметила, что пенсии будут начисляться "не по обещаниям, а по закону", а поэтому следует уделять внимание только конкретным положениям предложенной концепции закона. Законопроекты не дают работающим пенсионерам права получать пенсии в полном объеме. Ничего не сказано о нестраховых периодах. Все пенсионные взносы учитываются в абсолютном размере и нигде не сказано об индексации, поэтому у тех, кто выйдет на пенсию через 20 лет, пенсии выше не будут.
От Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Горячева, сообщила, что базовая и страховая часть начисления пенсий достаточно ясна, но накопительная вызывает сомнения, накопительные фонды могут стать новой финансовой пирамидой. С. Горячева указала на ряд недостатков, которые, по мнению Комитета, должны быть устранены.
Выступившая по мотивам голосования Светлана Савицкая сообщила, что президентский законопроект нельзя поддерживать уже потому, что он предусматривает право государственных служащих на получение двух пенсий (государственных и из Пенсионного фонда), в то время как все остальные категории граждан лишаются права на получение государственных пенсий.
Палата приняла в первом чтении внесенный Президентом законопроект "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ("за" - 255, "против" - 147).
В результате рейтингового голосования из двух альтернативных вариантов закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был принят законопроект внесенный Президентом ("за" - 255, "против" - 129). Законопроект, внесенный Б. Немцовым, А. Шохиным, Я. Швыряевым, поддержали 153 депутата.
В первом чтении рассмотрены два альтернативных законопроекта "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", один из которых представил по поручению Президента Михаил Зурабов, а второй - Борис Немцов.
От Комитета по труду и социальной политике Эльвира Ермакова заявила, что президентский законопроект хорошо проработан. Комитет поддерживает его принятие. Валентина Савостьянова высказалась против принятия законопроекта
По словам Бориса Немцова, представленный им законопроект отличает от президентского предложение о создании специального органа исполнительной власти, единой пенсионной службы, которая будет осуществлять контроль за пенсионными средствами.
От Комитета по труду и социальной политике Владимир Пашуто заявил, что с юридико-технической точки зрения законопроект, представленный Б. Немцовым, подготовлен более грамотно. К президентскому много замечаний, в нем есть противоречия с Конституцией. В Комитете мнения разделились, перевес во мнениях небольшой, целесообразнее, считает В. Пашуто, рассмотрение законопроектов перенести на осень.
В поддержку этого предложения выступила Оксана Дмитриева. Она обратила внимание, что обсуждаемый президентский законопроект является компиляцией двух пенсионных законопроектов, перенесенных на осеннюю сессию. Палата одобрила ("за" - 244) принятие в первом чтении вариант законопроекта, внесенного Президентом, отклонен законопроект Б.Немцова, "за" - 151, "против" - 92.
Депутаты вернули ("за" - 364) во второе чтение законопроект "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений порядка расчета пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера), корректирующий исчисление пенсий для северян, представленный от Комитета по труду и социальной политике Владимиром Пашуто.
Источник WWW.AKDI.RU