Практика управления активами НПФ
Тезисы доклада на семинаре Института Восток-Запад (проект ТАСИС)
Е.Л. Якушев
12-13 марта 2001 года
Практика управления активами
негосударственных пенсионных фондов
Негосударственные пенсионные фонды существуют в Российской Федерации около 9 лет. 16 сентября 1992 года президент Б.Н.Ельцин подписал Указ «О негосударственных пенсионных фондах» № 1077, положивший начало новой социально-финансовой отрасли - негосударственному пенсионному обеспечению.
За этот период негосударственные пенсионные фонды зарекомендовали себя как надежный и устойчивый финансовый институт, разработаны технологии и внедрены негосударственного пенсионного обеспечения финансируемых как за счет взносов работодателей, так и за счет собственных средств граждан.
По состоянию на 1 октября 2000 года суммарные активы лицензированных НПФ превысили 21 млрд. рублей. Общее число участников НПФ превысило 2,9 млн. человек, в том числе 271 тысяч человек получают дополнительную негосударственную пенсию. За 9 месяцев 2000 года в систему НПФ поступило более 2,2 млрд. рублей новых пенсионных взносов.
С принятием в мае 1998 года Закона «О негосударственных пенсионных фондов» в Российской Федерации начала формироваться система регулирования и контроля за деятельностью НПФ. Инспекция НПФ при Минтруде РФ осуществляет регистрацию уставов НПФ и их лицензирование, на основании анализа специальной отчетности НПФ и документальных проверок осуществляет контроль за деятельностью НПФ, а также издает нормативные и методические документы, обязательные для негосударственных пенсионных фондов.
В 1999-2000 годах закончилось формирование нормативной базы, регламентирующей процесс размещения пенсионных резервов на финансовом рынке, включающей в себя:
· Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1999г. № 1432 "Об утверждении Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением";
· Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2000 года № 383 "О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды";
· Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 27 декабря 1999 г. № 134 " Об утверждении условий договора о размещении пенсионных резервов";
· Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 24 января 2001 г. № 6 "О порядке размещения пенсионных резервов ";
· Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов от 24 января 2001 г. № 5 "О заключении договоров с депозитариями ";
В соответствии с действующим законодательством негосударственные пенсионные фонды вправе размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.
Взаимоотношения НПФ и управляющей компании строится на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы пенсионного фонда на финансовом рынке. В свою очередь, Управляющие компании обязаны иметь лицензию на те виды деятельности, по которым она осуществляет операции со средствами пенсионных фондов (например лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг при операциях с корпоративными ценными бумагами).
Негосударственные пенсионные фонды обязаны утвердить и представить в Инспекцию НПФ План размещения пенсионных резервов, являющейся, по сути, инвестиционной декларацией НПФ.
План размещения должен предусматривать:
· оценку фондом общих тенденций на рынке объектов размещения пенсионных резервов, состояния эмитентов ценных бумаг, в которые предполагается размещение пенсионных резервов, рисков, связанных с их размещением в объекты, предусмотренные планом размещения пенсионных резервов;
· наименование объектов размещения пенсионных резервов с указанием максимальной и минимальной доли пенсионных резервов в составе имущества, в которое они размещены;
· порядок распределения дохода от размещения пенсионных резервов, направляемых на пополнение пенсионных резервов и на покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности;
· обоснование размера пенсионных резервов, находящихся на банковских счетах фонда.
Размещение пенсионных резервов Фонда должно удовлетворять следующим требованиям к их составу:
· стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 процентов общей стоимости пенсионных резервов;
· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 процентов стоимости пенсионных резервов;
· общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 процентов стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
· в федеральные государственные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
· в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости пенсионных резервов;
· в акции и облигации предприятий и организаций допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
· в векселя допускается размещать не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
· в банковские вклады и недвижимость допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;
Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ, например:
· Если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей , процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков, не накладываются.
· Если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются
По виду доходности направления инвестирования, в которые размещаются пенсионные резервы, разделяются на следующие типы:
· вложения с установленной доходностью - вложения, доходность которых известна в момент приобретения (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.);
· вложения с рыночной доходностью - вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка (акции и т.п.).
Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50 процентов стоимости пенсионных резервов.
По степени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на:
· безрисковые объекты вложения, при которых риск потери активов не превышает 10 процентов;
· объекты вложения минимального риска, при которых риск потери активов составляет от 10 до 25 процентов;
· объекты вложения повышенного риска, при которых риск потери активов составляет от 25 до 50 процентов;
· рискованные объекты вложения, при которых риск потери активов превышает 50 процентов;
· недопустимые объекты вложения - направления размещения пенсионных резервов, запрещенные утвержденными Правительством РФ «Правилами размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением».
Отнесение объектов инвестирования пенсионных резервов к группам риска определяется Фондом самостоятельно. При размещении пенсионных резервов наряду с ограничениями по составу и виду доходности должны соблюдаться следующие ограничения по степени риска объектов размещения:
· в безрисковые объекты вложения и объекты вложения минимального риска - без ограничения объемов размещения пенсионных резервов Фонда;
· в объекты вложения повышенного риска и в рискованные объекты вложения - суммарно не более 40 процентов стоимости пенсионных резервов Фонда;
· в рискованные объекты вложения - не более 20 процентов стоимости пенсионных резервов Фонда.
В ряде случаев Инспекция НПФ допускает возможность отступления от установленных нормативными документами пропорций и соотношений по объектам и направлениям размещения пенсионных резервов. Особый порядок размещения вводится как мера предупреждения положения, когда соблюдение пенсионным фондом установленных нормативов не обеспечивает полноту и своевременность выполнения им обязательств по пенсионным договорам или когда для соблюдения интересов участников необходимы дополнительные (иные) условия. Особый порядок размещения пенсионных резервов подлежит обязательному согласованию в Инспекции НПФ и утверждается Советом Фонда.
Институт специализированных депозитариев является нововведением в системе регулирования и контроля за деятельностью НПФ. В отличие от индустрии паевых инвестиционных фондов, где спецдепозитарий изначально создавался как один из элементов системы перекрестного контроля, для негосударственных пенсионных фондов введение подобного института требует значительных изменений во внутренней учетной технологии и в организации взаимодействия с управляющими компаниями, и влечет увеличение издержек.
Основной задачей, вытекающей из Постановления Правительства № 383, является консолидация информации об объектах инвестирования пенсионных резервов за пределами негосударственного пенсионного фонда. При этом специализированный депозитарий выступает номинальным держателем корпоративных ценных бумаг, принадлежащих НПФ, а также на основании представленных фондом копий первичных документов осуществляет мониторинг соответствия структуры и состава активов установленным в Правилах размещения пенсионных резервов ограничениям.
В настоящий момент, когда идет начальное формирование технологии сотрудничества НПФ – управляющей компании – спецдепозитария, самым важным является формирование удобного и эффективного механизма взаимодействия фонда, его брокеров и управляющих компаний, и спецдепозитария, обеспечивающего быстрое и точное исполнение поручений по поставке ценных бумаг и учет информации о структуре и составе активов НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды выступают на рынке как портфельные инвесторы. К основным направлениям инвестирования пенсионных резервов необходимо отнести: государственные и муниципальные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги (акции, облигации, векселя), банковские депозиты.
Таблица 1. Структура портфеля НПФ
|
Инвестировано, млн.руб. |
ЦБ РФ |
ЦБ субъектов РФ |
Банковские вклады |
ЦБ других эмитентов |
Недвижимость |
Валютные ценности |
Прочие |
01.01.96 |
|
68,1% |
0,4% |
13,8% |
12,8% |
1,5% |
0,5% |
2,9% |
01.01.97 |
|
49,0% |
2,6% |
7,4% |
27,2% |
2,9% |
0,02% |
10,9% |
01.01.98 |
3354,3 |
39,6% |
2,3% |
4,7% |
47,4% |
2,5% |
0,8% |
2,8% |
01.01.99 |
4225,6 |
33,2% |
2,6% |
3,9% |
52,3% |
1,9% |
0,5% |
5,5% |
01.01.00 |
11833,7 |
13,9% |
0,7% |
11,1% |
66,5% |
0,8% |
1,2% |
5,8% |
01.01.01 |
17042,2* |
15,9% |
0,7% |
14,0% |
63,5% |
0,8% |
1,6% |
3,5% |
Источник: Инспекция НПФ
* на 9 месяцев 2000 года
Структура инвестиционного портфеля НПФ существенно зависит от конъюнктуры финансового рынка. Снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг привело к увеличению в портфеле НПФ доли векселей, имеющих более высокую доходность. Более высокая доля муниципальных бумаг в инвестиционном портфеле характерна для пенсионных фондов, расположенных в регионах с развитым рынком субфедеральных бумаг. Пенсионные фонды, имеющие ярко выраженный корпоративный характер, реинвестируют часть средств в финансовые инструменты и проекты вкладчиков.
Даже в условиях недостаточной законодательной и нормативной базы, негосударственные пенсионные фонды на протяжении последних лет ежегодно удваивают свои активы. Несмотря на все сложности, связанные с дефолтом ГКО 1998 года и последовавшим кризисом ликвидности, 1999 год является наиболее удачным периодом развития пенсионной индустрии, поскольку именно в это время окончательно стабилизировалось налогообложение НПФ: предприятия получили возможность относит пенсионные расходы на себестоимость продукции, доходы НПФ от размещения пенсионных резервов перестали облагаться налогом на прибыль.
В ближайшее время Правительство должно окончательно определить роль и место негосударственных пенсионных фондов в проводимой пенсионной реформе.
Одним из основных сценариев пенсионной реформы[1] является введение обязательного накопительного пенсионного обеспечения по чилийской модели при котором каждый гражданин в течение своего активного трудового периода жизни будет отчислять от двух до десяти процентов в один из негосударственных пенсионных фондов. Денежные средства (при соответствующем государственном регулировании и контроле) будут инвестироваться на финансовом рынке, а размер пенсии будет зависеть от суммы уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода.
В рамках реформирования системы льготного пенсионного обеспечения предполагается введение обязательных профессиональных пенсионных систем на базе негосударственных пенсионных фондов. Финансирование льготных (досрочных) пенсий по условиям труда планируется осуществлять не за счет перераспределения (субсидирования) средств Пенсионного фонда России, а за счет использования накопительно-страховых пенсионных схем и дополнительных (к основному тарифу) взносов работодателя в негосударственные пенсионные фонды. Перенос финансовой нагрузки на работодателя позволит повысить его ответственность за состояние условий труда на предприятии и серьезно снизит нагрузку на систему государственного пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные фонды могут стать базовыми институтами в рамках создания систем дополнительного пенсионного обеспечения для врачей, учителей и других категорий муниципальных служащих, получающих зарплату за счет средств местных бюджетов. Например в г.Сургуте, в рамках муниципальной пенсионной программы был создан Сургутский муниципальный пенсионный фонд. В соответствии с Положением о муниципальном пенсионном обеспечении, утвержденным городской думой, администрация города Сургута осуществляет пенсионные взносы в пользу местных бюджетников. Аналогичные муниципальные пенсионные фонды были недавно созданы в Екатеринбурге и Тольятти.
Реализация любого из сценариев пенсионной реформы приведет к многократному увеличению темпов роста активов негосударственных пенсионных фондов и их роль на финансовом рынке будет неуклонно возрастать. В свою очередь, появление полноценных институциональных инвесторов будет способствовать формированию внутреннего рынка капитала и создаст предпосылки для устойчивого роста отечественной экономики.
Таблица 2. Крупнейшие 20 НПФ по размеру пенсионных резервов
Название фонда |
Лиц№ |
Субъект Российской Федерации |
Собственное имущество фонда (тыс. руб.) |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (тыс. руб.) |
Пенсионный резерв (тыс. руб.) |
Сумма инвестиров. средств (тыс. руб.) |
Пенсионные выплаты (тыс. руб.) |
Число участников (человек) |
Число получающ. пенсию (человек) |
НПФ "ГАЗФОНД" |
274 |
Москва |
6752667 |
372888 |
6377993 |
6377993 |
71 608 |
41 477 |
13 715 |
НПФ "ЛУКойл-Гарант" |
11 |
Москва |
2243721 |
1729038 |
488844 |
2209464 |
6 393 |
104202 |
1 483 |
НПФ "Сургутнефтегаз" |
22 |
Ханты-Мансийский ао |
1997834 |
1525407 |
471879 |
1992905 |
9 045 |
5 709 |
3 478 |
НПФ "Электроэнергетики" |
3 |
Москва |
536510 |
123852 |
401911 |
495458 |
24 986 |
182056 |
11 821 |
НПФ "Ростелеком-Гарантия" |
139 |
Москва |
250500 |
34 403 |
201230 |
245852 |
6 915 |
22 897 |
2 816 |
НПФ "Уголь" |
30 |
Москва |
297428 |
82 674 |
194152 |
295527 |
18 043 |
17 056 |
14 020 |
НПФ "ГАЗ" |
58 |
Нижегородская обл. |
220429 |
6 971 |
170614 |
177543 |
35 032 |
173744 |
36 195 |
НПФ Сберегательного банка |
41 |
Москва |
152530 |
2 592 |
147512 |
130621 |
5 136 |
61 158 |
904 |
НПФ "Алмазная осень" |
23 |
Республика Саха (Якутия) |
146552 |
10 169 |
135962 |
105192 |
14 578 |
33 519 |
6 882 |
НПФ "Национальный НПФ" |
288 |
Москва |
159436 |
30 437 |
126687 |
134679 |
4 648 |
11 878 |
3 047 |
НПФ "Стимул-Фонд" |
205 |
Кемеровская обл. |
125604 |
1 999 |
123032 |
122159 |
12 053 |
42 779 |
2 307 |
НПФ "Благоденствие" |
201 |
Иркутская обл. |
103472 |
3 333 |
99 885 |
100010 |
4 763 |
89 529 |
1 745 |
НПФ "Дорога" |
192 |
Ростовская обл. |
70 296 |
3 075 |
67 206 |
68 551 |
2 640 |
18 961 |
255 |
НПФ "Империя" |
207 |
Волгоградская обл. |
72 518 |
8 284 |
63 654 |
72 136 |
8 338 |
4 775 |
3 554 |
НПФ "Моспромстрой-Фонд" |
33 |
Москва |
68 789 |
3 409 |
62 750 |
63 134 |
1 932 |
13 878 |
2 474 |
ИНТЕРРОС-ДОСТОИНСТВО |
1 |
Москва |
70 178 |
6 815 |
59 843 |
63 612 |
6 524 |
1 783 |
152 |
НПФ "Телеком-Союз" |
94 |
Санкт-Петербург |
62 291 |
2 741 |
59 550 |
61 061 |
5 098 |
6 945 |
1 646 |
НПФ "Капитан" |
29 |
Санкт-Петербург |
59 758 |
1 720 |
54 319 |
57 531 |
433 |
16 550 |
935 |
НПФ АО "АвтоВАЗ" |
169 |
Самарская обл. |
50 942 |
6 970 |
43 900 |
45 899 |
5 931 |
19 022 |
1 813 |
НПФ "Семейный" |
118 |
Свердловская обл. |
43 160 |
4 322 |
38 563 |
42 404 |
1 827 |
15 892 |
1 719 |