Проект закона "Об актуарной деятельности в РФ"

Проект подготовлен 16.12.97

Проект подготовлен 16.12.97

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом

Настоящий закон определяет правовые основы существования в Российской Федерации актуарной деятельности как независимой вневедомственной экспертизы финансовых обязательств.

Закон применяется при проверке финансовой деятельности всех страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Для целей настоящего закона под организациями, подлежащими обязательному актуарному оцениванию, понимаются все предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации вводится обязательное актуарное оценивание.

Статья 2. Понятие актуарной деятельности

Актуарная деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность актуариев (актуарных организаций ) по осуществлению независимой вневедомственной экспертизы финансовых обязательств.

Основной целью актуарной деятельности является проверка соответствия взятых на себя обязательств существующим активам и будущим финансовым поступлениям.

Актуарная деятельность может быть обязательной и инициативной.

Обязательная актуарная деятельность осуществляется в случаях, прямо установленных законодательными актами Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ или международными договорами.

Инициативная актуарная деятельность осуществляется по решению собственников организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию.

Статья 3. Виды услуг актуариев и актуарных организаций

Актуарии и актуарные организации помимо выполнения актуарной деятельности, требующей наличия лицензии, могут оказывать услуги по выполнению актуарных расчетов, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию по вопросам финансового, актуарного, налогового, страхового, пенсионного и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Актуарии и актуарные организации могут по поручению организации (клиента) представлять ее интересы при ведении переговоров с третьими лицами, в государственных, судебных органах и общественных организациях по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью актуариев.

Статья 4. Актуарий и актуарная организация

Актуарной деятельностью имеют право заниматься физические лица - актуарии и юридические лица - актуарные организации независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и/или физическими лицами.

Актуарные организации регистрируются как организации, создаваемые в целях осуществления актуарной деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Физические лица, прошедшие аттестацию (сертификацию) , могут заниматься актуарной деятельностью в составе актуарной организации, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно. Актуарии, прошедшие аттестацию (сертификацию) и желающие работать самостоятельно, а также актуарные организации начинают свою деятельность после регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление актуарной деятельности и включения в государственный реестр актуариев и актуарных организаций.

Актуарии и актуарные организации могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты профессиональных интересов. Актуарные объединения не вправе непосредственно заниматься актуарной деятельностью.

Актуарии и актуарные организации не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме актуарной и другой, связанной с ней, деятельностью.

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТУАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Договор на проведение актуарного оценивания

Отношения между актуариями и актуарными организациями - с одной стороны и организациями, подлежащими обязательному актуарному оцениванию, - с другой, строятся на договорной основе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Актуарная оценивание не может проводиться:

- актуариями, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами организации, подлежащей актуарному оцениванию, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья сестры, сыновья , дочери, а также братья сестры, родители и дети супругов);

- актуарными организациями в отношении организаций, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти актуарные организации являются учредителями, собственниками, акционерами;

Если после заключения договора или дачи поручения на проведение актуарного оценивания возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия актуарием (актуарной организацией) от организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, обстоятельств, исключающих возможность проведения актуарной экспертизы, заказчику возмещаются за счет актуария (актуарной организации) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с актуарием ( актуарной организацией). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление актуарной деятельности.

Статья 6. Независимость актуариев и актуарных организаций

При проведении актуарного оценивания и составления заключения актуарии независимы от организации, подлежащей актуарному оцениванию, от любой третьей стороны, а также от собственников и руководителей актуарной организации, в которой они работают.

Статья 7. Права и обязанности организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, актуария , актуарной организации

7.1. Организация, подлежащая актуарному оцениванию, имеет право получать от актуария (актуарной организации) информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения актуарного оценивания, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением актуария (актуарной организации) - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы актуария (актуарной организации).

7.2. Организация, подлежащая обязательному актуарному оцениванию, обязана:

7.2.1. Создавать актуарию (актуарной организации) условия для своевременного и полного проведения актуарного оценивания, представлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу актуария разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

7.2.2. Оперативно устранять выявленные в процессе актуарного оценивания нарушения.

Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении актуарной экспертизы.

7.3. Актуарии и актуарные организации имеют право:

7.3.1. Самостоятельно определять формы и методы актуарного оценивания исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с организацией.

7.3.2. Изучать у организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, в полном объеме документацию об условиях деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей и ожидаемых поступлениях, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для актуарного оценивания.

7.3.3. Получать по письменному запросу необходимую для актуарного оценивания информацию от третьих лиц.

7.3.4. Привлекать на договорной основе к участию в актуарном оценивании актуарных организаций специалистов, за исключением лиц, указанных в статье 5 настоящего закона.

7.4. Актуарии и актуарные организации обязаны сообщать организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, о невозможности своего участия в проведении актуарного оценивания данной организации вследствие обстоятельств, указанных в статье 5 настоящего закона.

7.4.2. Сообщать организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, о наличии лицензии, позволяющей провести актуарное оценивание данной организации.

7.4.3. Обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе актуарного оценивания , и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) организации.

7.4.4. Предоставлять организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения актуарного оценивания, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением актуария (актуарной организации) - о нормативных актах, прогнозах и предположениях, на которых основываются замечания и выводы актуария (актуарной организации) .

ГЛАВА 3. АКТУАРНЫЙ ОТЧЕТ И АКТУАРНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом проведения актуарного оценивания является отчет и заключение актуария (актуарной организации) . Заключение актуария - документ, имеющий юридическую силу для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Статья 8. Актуарный отчет

В отчете актуария (актуарной организации) содержатся:

- результаты актуарного оценивания организации и состояния внутреннего контроля в организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию;

- выявленные в ходе актуарного оценивания существенные нарушения установленного порядка организации учета, недостоверные или нереализованные прогнозы и предположения;

Статья 9. Актуарное заключение

В актуарном заключении указываются :

- для актуарной организации - юридический адрес и телефоны; порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление актуарной деятельности , а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; фамилия, имя и отчество всех актуариев, принимавших участие в актуарном оценивании.

- для актуария, работающего самостоятельно, - фамилия, имя и отчество, стаж работы в качестве актуария; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление актуарной деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчетного счета; наименование организации, подлежавшей обязательному актуарному оцениванию, и период ее деятельности, за который проводится актуарная экспертиза .

Актуарное заключение должно содержать мнение актуария о достоверности во всех существенных аспектах деятельности организации, подлежавшей обязательному актуарному оцениванию, и при необходимости - пояснения, раскрывающие характер условий подтверждения или неподтверждения баланса активов и обязательств.

При проведении актуарного оценивания лицензированным актуарием он подписывает актуарное заключение и заверяет его личной печатью.

При проведении актуарного оценивания организацией, актуарное заключение подписывается руководителем актуарной организации либо уполномоченным иным должностным лицом и заверяется печатью актуарной организации.

Актуарное заключение является неотъемлемой частью финансовой отчетности организаций, обязанных проводить актуарное оценивание в соответствии с действующим законодательством.

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АКТУАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 10. Комиссия по актуарной деятельности

Организация государственного регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации осуществляется Комиссией по актуарной деятельности при Министерстве финансов РФ.

Положение о Комиссии по актуарной деятельности при Министерстве финансов утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Актуарное общество России

Регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации осуществляется Актуарным обществом России (в дальнейшем Общество) в соответствии с настоящим законом.

Общество является некоммерческой организацией, представляющей собой союз, объединяющий на добровольных началах актуариев , получивших аттестат на право осуществления актуарной деятельности.

11.1. Основными задачами Общества являются:

11.1.1. Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации об актуарной деятельности.

11.1.2. Защита прав и законных интересов актуариев и актуарных организаций , собственников и руководителей организаций.

11.1.3. Содействие развитию профессиональной актуарной деятельности и повышению эффективности актуарной деятельности в Российской Федерации.

11.2. Основными функциями Общества являются:

11.2.1. Организация и проведение аттестации специалистов на право осуществления актуарной деятельности.

11.2.2. Ведение реестров актуариев и актуарных организаций, а также реестра объединений актуариев.

11.2.3. Разработка стандартов и других нормативных документов по вопросам актуарной деятельности, отнесенным настоящим законом к компетенции Общества.

11.2.4. Обеспечение актуариев и актуарных организаций законодательными актами Российской Федерации и методическими документами, связанными с осуществлением актуарной деятельности.

11.2.5. Осуществление контроля за соблюдением актуариями и актуарными организациями законодательства Российской Федерации об актуарной деятельности.

11.2.6. Анализ, обобщение и распространение опыта работы актуариев и актуарных организаций.

Статья 12. Аттестация на право осуществления актуарной деятельности

Порядок аттестации на право осуществления актуарной деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации устанавливаются Обществом.

К аттестации на право осуществления актуарной деятельности допускаются лица, имеющие высшее образование , а также стаж практической работы не менее трех лет из последних пяти, работавшие по специальности в области актуарной деятельности, финансов, страхования, аудита, бухгалтерского учета.

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат единого образца.

Квалификационный аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Если в течение двух лет с момента получения квалификационного аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве актуария , аттестат утрачивает силу.

Лицо, не прошедшее аттестации, в месячный срок с момента его уведомления о принятии такого решения вправе обжаловать в суде отказ аттестационной комиссии в выдаче квалификационного аттестата.

Статья 13. Лицензирование актуарной деятельности

Актуарии, работающие самостоятельно, а также актуарные организации могут заниматься актуарной деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.

13.1. Лицензия на осуществление актуарной деятельности выдается Комиссией по актуарной деятельности при Министерстве финансов РФ на основании соответствующего заявления с приложением:

13.1.1. Для актуария, работающего самостоятельно, - квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации.

13.1.2. Для актуарной организации - учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и актуариях , имеющих квалификационный аттестат.

Заявление о выдаче лицензии на осуществление актуарной деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с момента представления всех предусмотренных в настоящем пункте документов. Актуарий и актуарная организация вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или в арбитражный суд.

13.2. Лицензии на осуществление актуарной деятельности могут быть аннулированы высшими органами в случаях:

13.2.1. Обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения актуарием (учредителем актуарной организации) недостоверных сведений.

13.2.2. Осуществления актуарием (актуарной организацией) актуарной деятельности, запрещенной данным законом.

13.2.3. Представления актуарием (актуарной организации) полученных им (ею) в ходе актуарного оценивания сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13.2.4. Вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося актуарной деятельностью, в виде лишения права занимать руководящие должности в актуарных фирмах или заниматься актуарной деятельностью.

13.2.5. Умышленного сокрытия актуарием (актуарной организацией) обстоятельств, исключающих возможность проведения актуарного оценивания.

13.2.6. Неоднократного неквалифицированного проведения актуарного оценивания или оказания актуарных услуг.

13.3. Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

Статья 14. Ответственность организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию

Уклонение организации от проведения обязательного актуарного оценивания либо препятствование его проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и органами налоговой полиции:

- штрафа с организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию , в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законодательно минимальной оплаты труда;

- штрафа с руководителя (руководителей) организации, подлежащей обязательному актуарному оцениванию в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законодательно минимальной оплаты труда.

Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

При отказе от проведения актуарного оценивания, организация, подлежащая обязательному актуарному оцениванию, обязана оплатить все работы, выполненные актуарной организацией ( актуарием ) на момент прекращения договора.

Статья 15. Ответственность актуария и актуарной организации

Актуарии и актуарные организации несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении актуарной деятельности.

Имущественные споры между организациями, подлежащими обязательному актуарному оцениванию, и актуариями (актуарными организациями) разрешаются судом, арбитражным или третейским судом.

Статья 16. Ответственность юридических и физических лиц за осуществление актуарной деятельности без лицензии

Осуществление юридическим или физическим лицом актуарной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами Государственной налоговой службы Российской Федерации и органами налоговой полиции:

полученных в результате незаконной деятельности доходов - в пользу введенных ими в заблуждение организаций в размерах понесенных этими организациями расходов; до 1000-кратного размера установленной законодательно минимальной оплаты труда - в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление актуарной деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

14.02.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.