Резолюция конференции "Профессиональные пенсионные системы – модель социального партнерства"

РЕЗОЛЮЦИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

"Профессиональные пенсионные системы – модель социального партнерства"

3 октября 2001 г., Москва, Отель Мариотт-Аврора

 

Участники конференции с удовлетворением констатируют, что представленный на обсуждение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации пакет проектов федеральных законов по пенсионной реформе открывает широкие возможности для совершенствования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, расширения форм и методов его организации.

Проведение публичного обсуждения проблем реформирования пенсионной системы в Российской Федерации и опыта развития профессиональных (отраслевых) пенсионных систем как новых инструментов социальной политики с участием представителей Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, Пенсионного фонда России, общественных объединений работодателей, крупнейших промышленных предприятий и финансово-промышленных групп, негосударственных пенсионных фондов, организаций, составляющих инфраструктуру рынка негосударственного пенсионного обеспечения, средств массовой информации, способствует учету интересов различных слоев населения, работников и работодателей.

Составной частью пакета правовых актов по реализации пенсионной реформы в Российской Федерации является проект федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», направленный на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда.
 

 

Участники конференции считают необходимым:

в целом поддержать проект федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», отмечая в то же время необходимость его более тщательного обоснования и доработки;

обратить внимание на недостаточную обоснованность тарифов взносов в профессиональную пенсионную систему, отсутствие комплексных оценок социально-экономических последствий внедрения законопроекта для экономики;

обратить внимание на исключение из сферы действия законопроекта работников бюджетной сферы и возможные негативные социальные последствия данного решения;

отметить, что законопроект фактически консервируют действующую модель льготного пенсионного обеспечения и списки 1 и 2, сохраняется административная модель регулирования условий приобретения прав на досрочное пенсионное обеспечение;

обратить внимание на противоречие идеологии законопроекта с действующим законодательством об основах охраны труда и моделью аттестации рабочих мест;

обратить внимание на потенциальное противоречие предложенного механизма сокращения рабочих мест решением работодателя (коллективным договором) и утверждением списков Правительством, что может привести к массовым обращениям граждан в суды;

отметить противоречия законопроекта с действующим законом о коллективных договорах и соглашениях, как в части сроков их заключения, так и в части возможности эффективно защитить права работников и обеспечить сохранение социальных гарантий;

обратить внимание на отсутствие коллективных договоров на большей части предприятий малого и среднего бизнеса, а также у значительной части приватизированных предприятий;

обратить внимание на избыточное количество отсылочных норм, затрудняющих внедрение профессиональных пенсионных систем и позволяющих существенно изменять правила игры, установленные законопроектом;

обратить внимание на размытость формулировки солидарной ответственности субъектов профессиональной пенсионной системы, рассмотреть возможность введения субсидиарной ответственности работодателя и пенсионного фонда за своевременную уплату взносов и выплату пенсий;

отметить, что запрет на аффилированность работодателя и пенсионного фонда противоречит сложившейся рыночной практике реализации пенсионных программ и приведет к появлению теневых схем «псевдонеаффилированности»;

отметить необходимость реализации сопоставимых режимов функционирования профессиональных пенсионных систем на базе Пенсионного фонда России и негосударственных пенсионных фондах, включая налогообложение, схему инвестирования, обязательного резервирования, контроля и отчетности;

отметить, что основой стимулирования работодателя, в части реализации обязательных и дополнительных пенсионных программ, являются меры налогового стимулирования;

целесообразно вывести из под налогообложения пенсионные взносы предприятий и доход от размещения пенсионных резервов. Пенсионные взносы не должны включаться в базу расчета единого социального налога, поскольку и они и страховые взносы в ПФР выполняют одинаковую социально-необходимую функцию – пенсионное обеспечение граждан;

отметить необходимость более тесных консультаций разработчиков законопроекта и практиков, занимающихся вопросами создания профессиональных пенсионных систем предприятий и отраслей;

обратить внимание, что проведение пилотных проектов по созданию профессиональных пенсионных систем в базовых отраслях промышленности позволит повысить качество законопроекта и избежать внесения в него многочисленных поправок по результатам внедрения;

подчеркнуть важность комплексного рассмотрения законопроектов по пенсионной реформе, учитывая взаимосвязанность положений и норм пенсионного обеспечения;

отметить важность проведения регулярных консультаций по вопросам создания профессиональных пенсионных систем в рамках Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и других институтов социального взаимодействия.

обратить внимание на важность проведения активной разъяснительной компании среди работодателей и граждан о целях и механизмах пенсионной реформы.
 

  
14.02.2003

Ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии - войти / зарегиcтрироваться.